Русская линия
Округа. Запад Игорь Рубченко14.04.2004 

Пиво открывает двери водке
Пивной алкоголизм омолаживается и склонен к феминизации. Что тянет подростков к бутылке? Любопытство и мода

— Как случилось, что в России, где никогда не было ни культа, ни культуры потребления пива, оно стало частью имиджа?
— Наше государство прогнулось под давлением сильнейшего пивного лобби. В середине 90-х пиво вычеркнули из реестра алкогольных напитков и приравняли к квасу, лимонаду или нарзану. Почему так добивались этого коммерсанты? Продажа вина и водки — это особая лицензия, ограничения по возрасту покупателя, по территориальному расположению (не ближе чем в 100 м от учебных заведений). К рекламе спиртного нельзя привлекать подростков. Никакого вам бизнеса!.. Но вот уже 8 или 9 лет одним росчерком пера пиво — это что? — водичка. Его активно рекламируют, как модный атрибут «прикида», -вот они, крутые парни с банкой в руке.

— Но пиво все же не водка!
— А водка все же не спирт. Даже безалкогольное пиво содержит n-ный процент этанола. В одной бутылке пива — в среднем 50 граммов водки. И не вглядывайтесь в цифры на этикетке — это не градусы, а процент бродильных веществ. Посчитайте, сколько выпивает человек, потребляющий ежедневно 4 бутылки пива.

— Стакан водки — ничего себе!
— А сколько людей не способно остановиться на четырех бутылках! У нас есть пациенты, выпивавшие в день по ящику. И среди них подростки.

Шесть лет мы проводили совместно с Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации Минздрава исследования по динамике развития алкоголизма, табакокурения и наркомании. И оказалось, что общественное мнение заблуждается. Мы ведь любим говорить: выпил с горя. Или еще: социальные корни. А подростки впервые пробуют алкоголь или наркотики чаще всего по двум причинам — это любопытство и мода.

— Это, видимо, известно и хозяевам пивного бизнеса?
— У наркобаронов свой штат исследователей. Они прицельно бьют именно на любопытство и моду. Реклама наркотиков и водки запрещена? Занялись пивом. Народу в России тьма, умеренность не в крови, молодежь без дела болтается. Нам только дорожку покажи — сами покатимся. Грамотные люди с прекрасным образованием — психологи, социологи, рекламщики — профессионально вошли в молодежную субкультуру и сделали пиво ее частью.

— Что понимать под словами «пивной алкоголизм»?
— Это не совсем корректный термин. «Пиво без водки — деньги на ветер» — для многих пиво стало началом «славного пути». Человек, познавший зависимость, уже не находит себе места без одуряющего вещества. Пиво открывает двери водке или «травке», и статистика по чисто пивной зависимости не показывает размах бедствия. 98% подростков — алкоголиков и наркоманов — начинали с пива. А пить его так, как в Латгалии или Баварии, мы не приучены!

— Кто виноват и что делать?
— Наркобаронов я не виню. Они себе такие роли выбрали. Власти — вот кто меня поражает! Главный санитарный врач Онищенко пытался решить этот вопрос на государственном уровне — куда там! Всего-то и надо — перевести пиво обратно в разряд алкогольных напитков. Тогда у нас появятся рычаги. Уйдет эта, честно скажу, талантливая реклама. (Такую-то энергию, да в мирных целях!) Отодвинутся пивные палатки от учебных заведений. И можно будет развернуть постепенно молодежную моду в обратную сторону. Мало того что пивной алкоголизм постоянно омолаживается, он еще и склонен к феминизации. 47% наших пациентов — девочки. На самом деле эти цифры выше. Парню под кайфом надо подраться, машину угнать, ограбить, а девушка — ну в худшем случае мелкое воровство или проституция, а лучше дома полежит. Женский алкоголизм, как и наркомания, менее социален. Сегодня на чаше весов — фактически генофонд нации.

— На одной. А на другой?
— Большие деньги. Наша чаша огромная, а их — тяжелая. В том и беда.

Беседовала Мария Балашова

20 марта 2004 г.

Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика