Русская линия
Православие.Ru Ольга Курова06.04.2004 

Плоды виртуальной пустыни

«Мы разучились общаться», — сказала еще в прошлом веке героиня фильма «Москва слезам не верит», сыгранная Лией Ахеджаковой. Но, может быть, ища выход из пресловутого одиночества в многоквартирных домах, где ты не знаешь даже имени соседа за стенкой, одиночества в бегущей толпе, одиночества среди корпоративной лихорадки сотрудников офиса, мы научились общаться по-другому? Еще вчера, если нужно было справиться, к примеру, о наиболее эффективном способе квашения капусты или просто поболтать «за жизнь», то обращались к тем, с кем жили и работали бок о бок, даже если эти наши ближние ничегошеньки не понимали ни в белых кочанах, ни в потемках твоей души.

С тех пор, как в нашу жизнь вошел интернет, ситуация в корне изменилась. Теперь, желая получить полезный рецепт, мы доверяем свои чаяния строке поисковика, и он отвечает нам ссылками на сайты о закваске капусты и чаты, где можно часами болтать абсолютно ни о чем. Впрочем, в обоих случаях: и когда мы собственными ногами поднимаемся по лестнице в квартиру соседа, и когда мы щелкаем кнопкой мыши по его электронному посланию, это еще вопрос, что на самом деле для нас важнее — получить ту или иную информацию, или вступить в контакт с человеком.

Живая человеческая душа ищет сострадания и любви. Она ищет Бога. И когда человек приходит к пониманию этого, он начинает метаться в поисках информации и соратников. В реальном мире, желая найти ответы на вопросы о своем Творце, мы можем переступить порог храма, поговорить с верующими, со священником. Но как труден этот шаг для многих из нас! Неведомый церковный мир пугает: а вдруг я сделаю что-то не так, неправильно? Вдруг на меня накричат, отругают, прогонят?

Поэтому первые шаги на пути к вере некоторые предпочитают совершить в «мире виртуальном», то есть в интернет-пространстве, где над человеком не довлеют устойчивые стереотипы. Вспоминая, как происходило мое воцерковление, а также вхождение в церковную жизнь многих друзей и знакомых, могу отметить, что все мы пережили период личного «Ветхого Завета», когда Слово еще не стало для нас плотью. То есть, мы уверовали в Бога, читали духовную литературу, пробовали молиться, но еще не были готовы участвовать в Таинствах Церкви. Но потребность в единомышленниках, в таком круге общения, где можно было бы обсуждать волнующие тебя духовные вопросы, была в этот период особенно острой. На этом этапе духовной жизни кто-то посещал собрания протестантов, кто-то — и вовсе сектантские. Слава Богу, никто не застрял на полпути, все благополучно добрались до аналоя с крестом и Евангелием, до Чаши в православном храме.

Теперь все мы понимаем, что довольно долго блуждали «на стране далече» не потому, что в Православии нам чего-то недоставало, а потому, что не могли найти такое собрание, в котором могли бы участвовать те, кто пока еще не вошел в литургическую жизнь Церкви. Разумеется, при храмах действуют воскресные школы, проводятся беседы, лекции. Но, как правило, люди с улицы на эти занятия не попадают — их посещают те, кто уже является прихожанами данного храма. Может быть, тот, кто пока еще блуждает в поисках Истины по улицам и площадям, отыщет нужный адрес в сети?

Если совершить экскурс по русским православным интернет-ресурсам, то, на первый взгляд, они поражают своим обилием и разнообразием: будто сверкает пред тобой куполами и крестами своих сорока сороков воскресшая Первопрестольная. Весьма профессионально сработанные странички монастырей и храмов, электронные версии православных изданий, форумы, гостевые книги с ответами священников на вопросы посетителей, библиотеки, календари… Но, при ближайшем рассмотрении, а особенно при знакомстве с рейтингами и счетчиками, отмечаешь, что очень немногие из православных ресурсов имеют по-настоящему серьезную аудиторию. И уж точно на одной руке хватит пальцев, чтобы пересчитать те места в сети, где можно принять участие в живом разговоре о православной вере.

Главная опасность, подстерегающая искателя Истины в сети — характерная для Интернета в целом анонимность и легкость маскировки. Даже определить источник информации, которую пользователи Интернета получают в режиме read only, оказывается не всегда просто. Далеко не каждый сетевой ресурс, мимикрирующий под Православие, спешит уточнить свою принадлежность к той или иной «конфессии», или, выражаясь проще, секте, ереси или расколу. Но если владельцев сайта или портала вычислить еще реально, то выяснить подлинную религиозную (или антирелигиозную) принадлежность отдельных участников сетевых конференций практически невозможно.

Среди сетевых конференций, главной темой которых является Православие в различных его аспектах, встречаются как города-гиганты с населением в несколько тысяч участников, так и скромные хуторки в два-три домика.

Безусловно, самый густонаселенный мегаполис православного Рунета — форум диакона Андрея Кураева. За пять лет существования этой громадной сетевой конференции на www.kuraev.ru/forum было зарегистрировано более 15 000 участников, открыто почти 30 000 тем, а общее количество сообщений приближается к миллиону. Именно размеры и масштабы Кураевского форума влекут за собой немало проблем: разросшийся и продолжающий расти ресурс все труднее удержать под контролем.

У читателей православных интернет-ресурсов сложилось довольно устойчивое мнение, что форум, носящий имя диакона Андрея Кураева, сам о. Андрей практически не посещает. Сейчас же на форуме возникла не совсем здоровая ситуация: с Кураевского форума хлынула волна эмиграции — ранее активные участники один за другим объявляют о своем уходе, а некоторые просят администратора удалить свой аккаунт. Таков результат затянувшегося противостояния «власти и народа» — администратора форума Андрея Рычковского и простых участников.

В чем же суть конфликта? Народ неоднократно просил «власть предержащего» не вводить людей в соблазн, вручая модераторские права то человеку, объявившему себя «пророком Енохом», то одиозному раскольнику «игумену Киприану», побывавшему, кажется, уже во всех мыслимых и немыслимых юрисдикциях. Просил относиться с уважением к православным священникам и не создавать собственное «богословие». Но, видимо, от мирянина, снисходительно поучащего священнослужителей, не возможно добиться адекватной реакции на мнение большинства. Что ж, не каждому по силам вынести искушение властью, даже в пределах одной интернет-конференции. Да и простые участники — тоже далеко не ангелы. Так что остается только молиться, чтобы форум, созданный пять лет назад ради миссионерской проповеди о Христе, и располагающий уникальными возможностями, не превратился в посмешище.

Впрочем, за счет массового исхода православных с форума диакона Андрея Кураева вливаются свежие силы в другие интернет-сообщества: например, на новый форум www.beseda.org.ru. Учитывая как удачный, так и неудачный опыт более ранних конференций, организатор данного форума протоиерей Александр Стрижак из Татарстана надеется, что этот недавно созданный ресурс привлечет немало активных участников, как пребывающих в поисках веры, так и уже воцерковленных людей, которым не хватает в обычной жизни православного общения. Вот что пишет о себе о. Александр: «А почему делом этим (миссионерством) заниматься дерзаю? А все от той же радости обретения. Ведь я не лучше других, я хотел бы всех приобщить к радости бытия в Боге, они этого заслуживают больше, чем я».

Православные пользователи интернета, которые хотели бы обсудить с единоверцами и единомышленниками вопросы семьи, брака могут принять участие в форуме «Добрые беседы». На том же портале находится и страничка знакомств «Добрые сердца», где можно оставить свое объявление о поиске спутника жизни или друзей, либо ответить на объявления других.

Для православных, предпочитающих общение в рамках традиционного благочестия без миссионерских вольностей, существует форум www.pravbeseda.org. Здесь можно найти ответы на «часто задаваемые» православные вопросы: подавать ли милостыню, как относиться к штрих-кодам и ИНН. Впрочем, желающим получить ответы на более сложные, а тем более, богословские вопросы, лучше обращаться в профессиональные сообщества.

Более строгим модерированием отличается форум «Русская беседа», имеющий ярко выраженную патриотическую направленность, но болеющий анти-ИННизмом средней формы тяжести.

В последние несколько лет широкую популярность у молодежи приобрел международный интернет-проект LiveJournal.com — открытый дневник, который может завести себе любой желающий. Участники LJ находят себе единомышленников и сообщества по интересам: от любителей кошек до формирования добровольческих вооруженных отрядов.

Есть и русскоязычные сообщества, главной темой которых является Православие. Найти их просто: для этого нужно написать ключевые слова в строку поиска общих интересов. Среди участников Живого Журнала встречаются и профессиональные богословы, патрологи, с которыми гораздо легче выйти на контакт и побеседовать в сети, чем в реальной жизни.

Разумеется, и здесь нужно помнить о том, что не все, выступающие от лица Православной Церкви, являются православными на самом деле. И, как правило, волки в виртуальных овечьих шкурах проявляют гораздо большую словесную активность, чем те, кто действительно желает вам спасения. Например, на страницах Живого журнала активно выступают суздальские раскольники, влезая во многие дискуссии со своими бесцеремонными суждениями. У новичка может сложиться впечатление, что в ЖЖ обитают только они. Но это не так. Главное, разобраться в том, кто за кого себя выдает. Сложность в том, что раскольники и сектанты добродушно именуют себя «батюшками», священниками, вещают на богословские темы и благословляют всех желающих налево и направо.

Но все же, несмотря на все искушения и ловушки, которые подкарауливают в сети молодого искателя Истины, брошенные в виртуальную почву семена все же приносят и добрые плоды. Свидетельством тому — настоящие, подлинные, а не виртуальные друзья, которых сумели завести многие православные молодые люди на интернетовских просторах. Вот отрывок из письма Николая Архипова на Кураевский форум: «Скажу честно — у меня не было православных друзей. Меня это тяготило… Их много теперь — друзей и просто людей, близких и очень близких… В век одиночества трудно сказать теплые слова и трудно встретить тепло и понимание, трудно открыть что-то сокровенное в надежде встретить понимание… Здесь легче… Вот и встречаются Одиночества в море Интернета, вот и Люди в море безлюдности… Много можно спорить о пользе и бесполезности форума, чата, интеренета, но я благодарен, что это все есть. Я встретил людей. Дай Бог мне мудрости не испортить это, не разорвать тонкую нить…»

5 апреля 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика