Русская линия
Россiя Андрей Трохин29.03.2004 

Герои «героинового фронта»

Стоит отъехать от Москвы километров 120 в сторону Ярославля и, не доезжая Переславля-Залесского, свернуть налево, пройти с километр по заснеженной проселочной дороге в сторону сельца Гагаринская Новоселка, и вы окажетесь у трехэтажного дома желтых тонов. Это христианский реабилитационный центр для наркозависимых «Ченаколо» («Тайная Вечеря» — итал.), первый подобный центр не только в области, но и в России. По статистике, более 80 процентов людей, прошедших через общину, избавляются от наркотической зависимости и становятся полноценными людьми. Разве не чудо? Место в России община выбрала живописное. Недаром князь Гагарин в XIX веке обустроил здесь свое родовое имение. Бескрайние поля, на горизонте церковь, редкие холмы и перелески. И оглушающая тишина. Едва я успел достать фотоаппарат, навстречу вышел молодой человек в рабочей толстовке. Познакомились: Айгарс.

Мать, не плачь

Айгарс — латыш, рижанин. Симпатичный голубоглазый парень 26 лет. И наркоман с большим стажем. Начал употреблять наркотики с 15 лет. Курил марихуану, потом перешел на более сильный LSD. Закончилось все героином.

— Сначала мама ничего не замечала, — говорит Айгарс. — Я врал, говорил, что выпил пива, не выспался, просто плохо себя чувствую. Мать верила, но однажды прозрела. Бросилась меня спасать. Заставила пройти курс детоксикации, систему «12 шагов». Но это не помогало. Лежал в психбольнице, показывался десяткам врачей — безрезультатно. Я постоянно срывался. Чтобы уколоться, воровал деньги у матери, крал на улицах. Меня выгнали из дома, любимая девушка бросила, друзья отвернулись. Я остался один.

Спас Айгарса случай. У подруги его матери был знакомый священник в Боснии и Герцеговине, который служил при христианском реабилитационном центре для наркозависимых. Он помог Айгарсу оказаться в Переславльской общине. Теперь живет без наркотиков около 4 лет.

— Раньше я 65 килограммов весил, — признается Айгарс, — сейчас 82. — Я когда в Ригу на побывку приехал, мать меня не узнала, плакала.

— А внутри ты изменился? Стал другим?

— Раньше мне было все равно. Что меня ждет в будущем… Умру — не умру… Полное безразличие. В общине проснулась совесть, которую я раньше глушил наркотиками. Я много думаю о себе, близких. Строю планы на будущее. Появилось чувство ответственности перед самим собой.

В августе Айгарс собирается покинуть общину, вернется в родную Ригу. Говорит, хочет начать жизнь сначала. Без наркотиков.

Общество «Ченаколо» возникло двадцать лет назад по вдохновению итальянской монахини Эльвиры Петроцци, которая пожертвовала свою жизнь Богу ради спасения молодежи. В настоящее время общество насчитывает 44 дома по всему миру.

Любо, братцы, Любо!

Внутри дома уютно, светло и чисто. Знакомимся. Словак Любомир, итальянцы Джузеппе и Лука, серб Богдан, белорус Юрий, русские Андрей и Евгений. Всего десять человек. Латыш Кристапс и серб Зоран уехали в Москву по служебным делам. В доме постоянно звучит разноголосица европейских языков. Даже чудно. Порой кажется, что находишься не в России, а где-нибудь в Италии. Ребята общаются между собой на итальянском, хорватском, английском и русском языках.

— Я за четыре года жизни в общине четыре языка освоил, — хвастается Айгарс. Тем временем с кухни тянутся запахи жаркого. Подоспел обед.

Что сегодня на столе? Итальянская кухня — паста (макароны) с оливками и кальцоне (рогалик, начиненный колбасой). Белый ароматный хлеб, кофе. Пальчики оближешь! Ребята готовят сами, даже хлеб пекут. Обед закончился. Встает Богдан и вслух зачитывает дневник, делится переживаниями. (Дневники здесь ведут все и зачитывают их по очереди.) Такая вот публичная исповедь. А для настоящей исповеди в доме есть своя часовня. Здесь братья молятся, уединяются с Богом. Лики святых в часовне — творения самих ребят.

Любомир, или Любо, как зовут его в общине, — родом из Братиславы. Когда-то занимался дайвингом — подводным плаванием. Ему 27. Спортивный, красивый, мужественный. Ему бы в кино сниматься, супергероев играть, а не в общине жить у черта на куличках. Начал с героина. Тогда ему было всего 15. Лежал в клиниках. После курса лечения — срыв. Попал в общину. Через несколько лет вернулся домой и три года жил без наркотиков. Влюбился в девушку. У них родился сын. Казалось бы, радоваться надо, но, увы, — снова срыв. Пришлось возвращаться в общину.

— Любо, не хочешь домой, в Братиславу, сына, родителей проведать.

— Хотел бы, но не могу. Надо помочь ребятам, показать на собственном примере, что можно обойтись без всякой химии.

Таков принцип «школы жизни». Ребята, которые выдержали испытание многолетней жизнью в общине, получают право опекать новичков. Опекуны называются «ангелами хранителями». Новобранцев в общине пока двое — Андрей и Евгений. Для Евгения «ангелом хранителем» стал Айгарс, а для Андрея — Зоран. Первые два месяца опекуны буквально не отходят от своих подопечных, помогают привыкнуть к новым условиям.

— Если надо, даже в туалет вместе ходим, — всерьез заявляет Айгарс.

Один из основополагающих принципов общины — добровольность. Здесь никто никого не держит силой. Но жесткость иногда применяется. Безвольный новичок сам же потом спасибо скажет.

Община в России работает полгода, а новобранцев всего двое. Почему так мало? По словам председателя ярославского отделения христианского благотворительного фонда «Триумф сердца» Юрия Агафонова, который проводит отбор претендентов, молодые люди, узнав, сколько надо работать над собой, отказываются от жизни в общине.

Интернационал готовится к посеву

В доме царят строгие порядки. Подъем строго в шесть, в десять вечера — сон. И работа, работа. Сейчас парни строят цех, где разместится столярная мастерская. Мастерская откроется уже к лету. Закуплены самые современные столярные станки и инструменты. Строительному ремеслу парней обучает местный мужик Анатолий.

«Школа жизни» задумана как натуральное хозяйство, которое должно самостоятельно обеспечивать себя продуктами. Для этой цели ребята закупили трех поросят. Как только сойдет снег, «переславльский интернационал» начнет возделывать грядки. Пока же община прокормить себя не в состоянии. Продукты для ребят закупает переславльское отделение фонда «Триумф сердца».

А вот с развлечениями в общине туговато. Телевизор смотреть нельзя, никакой прессы и личных телефонных переговоров. Общение с девушками запрещено. Сестра Петроцци считает, что мирской досуг расхолаживает парней, отвлекает их от мыслей о Боге. Единственное послабление — спорт. В теплое время парни с удовольствием гоняют мяч на сельских околицах.

А еще община взяла шефство над местным психоневрологическим интернатом, который находится буквально в сотнях метров. Летом парни обещают безвозмездно отремонтировать ветхие корпуса. Директор интерната Ираида Кулакова рассказала, что иностранцы даже стригут пациентов. Естественно, за доброе слово. Стригут вполне профессионально. Выяснилось, что серб Богдан в свое время работал в парикмахерской и обучил ремеслу некоторых ребят.

В Гагаринские Новоселки регулярно наведываются православный и католический священники. Джузеппе и Лука идут на исповедь к падре, а Богдан и Юрий — к батюшке. Равноправие в вере соблюдено полностью. В планах жителей общины — возведение небольшой православной церкви и беседки. То-то красота будет.

Корни наркомании — в семье

Марина Мальшакова — психиатр-нарколог Ярославской областной наркологической больницы. Она занимается проблемами реабилитации наркозависимых.

— В данной общине главенствует принцип индивидуальной ответственности, — говорит Марина Сергеевна, — это как раз очень важно. Ребята трудятся, занимаются полезными делами, осваивают новые навыки и профессии. Трудотерапия — великое благо.

Наркоманы — люди молодые. Они выпадают из общества, лишаются семей, не имеют ни работы, ни профессии, ни друзей. Социальные связи утрачены. А здесь они учатся жить самостоятельно, учатся отвечать за свои поступки. Модель эффективная. Ведь конечная цель реабилитации — вернуть людей в нормальное общество.

— «Школа жизни» является христианской общиной. Как вы относитесь к участию Церкви в реабилитации?

— Хорошо отношусь. Я, например, сама часто спрашиваю пациентов, крещены они или нет. Если нет, советую креститься, приобщиться к вере, сходить в церковь, поставить свечку. Не важно, какая это вера, — православная или католическая: от добра добра не ищут. Вспомните христианскую заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Как возлюбить ближнего, если самого себя не любишь?

— Как обстоят дела с реабилитацией наркозависимых в регионе? Община «Ченаколо» — это ведь единственный реабилитационный центр.

— Подобных реабилитационных центров в области действительно нет. Для этого требуется серьезное финансирование и подвижники-энтузиасты. Столько денег и подвижников у нас нет. Но положительные изменения наметились. В городе Данилове в скором времени откроется государственный реабилитационный центр для проблемных детей и подростков. В Заволжском районе Ярославля также открывается реабилитационный центр. В 2000 году областная наркологическая больница участвовала в российско-голландском проекте. Суть программы в том, что люди реабилитируются амбулаторно, живя в семьях. То есть восстанавливаются в тесном контакте с наркологами, психотерапевтами, социальными работниками и родственниками. Главный упор мы делаем на восстановление утраченных социальных связей. Результаты обнадеживающие: из 63 пациентов 51 человек вернулся к полноценной жизни. У 12 человек были срывы, но сейчас дела пошли на поправку. Но, бесспорно, главное — это профилактика наркомании. Надо больше рассказывать о ее последствиях, а родителям больше уделять внимания детям. Корни таятся в семье.

25 марта 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика