Русская линия
Православный Санкт-Петербург Ирина Рубцова25.03.2004 

«А говорят, что есть смерть. какая ложь!»
Отношение детей к смерти

Так воскликнул митрополит Антоний Сурожский, когда вошел к комнату, где лежал его умерший отец, и ощутил вдруг такое качество и глубину молчания, которое вовсе не было просто отсутствием звуков, «это было молчание, которое само — присутствие». Позднее он писал: «Ничто не возвращает так к жизни, как факт того, что каждый из нас смертен. Умирать все-таки непросто. Чтобы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании». О том, как относятся дети к смерти близких и к собственной смертности, рассказывает ассистент кафедры психофизиологии ребенка педагогического университета им. А.И.Герцена, педагог-психолог Неонилла Борисовна БЫКОВА.

— Почему люди в большинстве своем испытывают страх смерти?

— Несмотря на все научные объяснения, смертность человека остается непостижимой. Психологи считают, что страх смерти — это нормальная реакция человека, она является глубинным чувством тревоги, при этом, лишь осознавая неотвратимость своей смерти, человек начинает жить подлинной жизнью.

— Как относятся к смерти дети? У них ведь уже в дошкольном возрасте наряду с вопросом: — Как я появился на свет? — возникает вопрос: — А я умру? А что будет со мной, когда я умру? Кстати, в самом вопросе как будто слышится отрицание смерти…

— Детей мучают эти взрослые вопросы, и это не случайно. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с темой смерти: она присутствует в детских играх, в историях и сказках, которые слышат дети, которые им читают, в телевизионных программах и фильмах, которые они смотрят. Смерть может постигнуть маму, папу, друзей или любимое животное ребенка. Многие исследователи даже считают, что самое первое ощущение тревоги, страх смерти возникает уже у новорожденного в тот момент, когда он покидает утробу матери.

Но у детей отношение к смерти несколько иное, чем у взрослого человека. Связано это с тем, что маленький ребенок (дошкольного возраста) еще не до конца понимает, что значит «навсегда», именно поэтому он еще не может относиться к смерти, как к окончательному прекращению жизни. Смерть он воспринимает как разлуку с близким ему человеком, часто с самым дорогим. Так как дети не признают необратимости смерти, то говорят о ней как об отъезде или сне. Один четырехлетний малыш так рассуждает о смерти: «Умерший человек — это как будто он уснул. В земле тоже можно спать. На кладбище нельзя громко разговаривать или петь — можно помешать умершим спокойно спать».

В младшем школьном возрасте дети начинают смерть олицетворять. Вот самые распространенные высказывания детей 6−10 лет: «Смерть — это скелет. Он очень сильный и может перевернуть корабль», «Смерть кроется в укромном месте». Дети в этом возрасте верят, что смерть можно обмануть, избежать ее, что смерть — явление временное, которое в любой момент можно прервать. В этом их убеждают те же сказки и мультфильмы, герои которых попадают в разные смертельно опасные ситуации, но остаются невредимыми. Такое олицетворение смерти — защитная реакция против страха, дающая ощущение, что смерть можно убить, со смертью можно справиться.

Конечно, главную роль в формировании представления о смерти играет наличие или отсутствие религиозного воспитания. Даже светские психологи считают, что ребенку с религиозным воспитанием легче пережить смерть близкого ему человека.

— В жизни дети могут впервые встретиться со смертью лицом к лицу, когда умирает кто-то из их близких. Этот косвенный опыт смерти, очевидно, служит им основой для последующих размышлений.

— Да, и вот интересное наблюдение: примерно в конце дошкольного возраста у детей появляется возрастной страх смерти, причем они в большей степени переживают не страх собственной смерти, их мучает страх потерять близких, особенно мать. Они могут даже вставать ночью и проверять — не умерла ли мама, прислушиваться — дышит она или нет?.. Понимать конечность своего собственного существования дети начинают к 10 годам. Они уже четко различают границу между живым — неживым, и поэтому смерть воспринимается ими уже как нечто естественное и неизбежное. Подростковый период — самый сложный в жизни человека. С одной стороны, подросток уже во многом готов к взрослой жизни, но, с другой стороны, он еще не может в полной мере реализоваться в ней как полноценная личность. И хотя подростки уже понимают неизбежность своей смерти, зачастую они пытаются этот факт отрицать весьма специфическими способами: их поведение часто сопряжено с физическим риском, ребята «играют» со смертью, а преодолев рискованную ситуацию, воспринимают это как победу над смертью. Такой стиль поведения связан зачастую с остатками детской веры в безсмертие.

Просто факты:

† Страх смерти испытывают в дошкольном возрасте 47% мальчиков и 70% девочек, в школьном — 55% мальчиков и 60% девочек.

† В России детская смертность на каждую тысячу детей возрастом до 1 года упала с 19,3 до 14,6 — это данные на 2001 г. А в США на 2000 г. составляла всего 6,9 на тысячу младенцев. Т. е. у нас смертность детей выше вдвое-втрое.

† Есть такое понятие, как генетический страх потери матери. Ученые доказали, что недоношенные дети чаще других страдают от страха перед смертью своей или матери: ведь в первые дни своей жизни они подвержены смертельной опасности в значительно большей степени, чем дети, которые провели в утробе матери положенные 9 месяцев. Воспоминания об этой смертельной опасности остается глубоко в памяти ребенка, и восприятие жизни через призму страха может сформироваться у них такое же, как у детей, которые потеряли своих родителей. Подобный страх могут испытывать и дети, родившиеся после аборта.

— У тяжелобольного ребенка возникают мысли о смерти?

— Как показывают психологические исследования группы детей и подростков с онкологическими заболеваниями, которые проводились на базе НИИ детской онкологии, дети не могут осознать в полной мере тяжесть своего заболевания и его последствий. Болезнь чаще всего воспринимается ими как ограничение привычной жизни: ограничение двигательной деятельности, нарушение или разрушение игры; ограничение учебной деятельности, когда ребенок не может удовлетворять свои познавательные потребности и потребность общения с другими детьми. Важно отметить, что больные дети держатся друг от друга в стороне: они не чувствуют, что могут оказать друг другу поддержку и не играют вместе.

Маленькие дети не живут будущим, они живут настоящим. Поэтому и угроза смерти для маленького ребенка представлена в иной форме, чем у взрослого. Как уже говорилось, угроза смерти для них связана с ограничениями, которые создает болезнь, значит, освободиться от угрозы смерти — это быстрее выписаться из больницы и, таким образом, избавиться от ограничений. Подросток же ориентирован на будущее, и поэтому, смертельно заболев, он испытывает более реалистические переживания угрозы смерти, чем маленький ребенок. Тяжелая болезнь вырывает его из привычной жизни, лишает очень важного момента — общения со сверстниками, создает психотравмирующую ситуацию. Специалисты, работающие с детьми смертельно или тяжело больными, подчеркивают, что с такими детьми необходима психолого-педагогическая работа (а также и с их родителями), необходимо настраивать их на жизнь, а в православном понимании — и на жизнь после смерти. Поэтому так важно и необходимо религиозное воспитание, чтобы у ребенка не формировалось представления о безцельности и ненужности своей жизни.

А вот что пишет о восприятии смерти в детстве митрополит Антоний Сурожский: «Подумайте о детях, которые слышат слово „смерть“. Одни из них имеют смутное представление о ней; другие потеряли, возможно, одного или обоих родителей и горевали от сиротства. Они ощутили потерю, но не самую смерть. Большинство детей в какой-то период жизни играют в войну. „Я тебя застрелил. Ты убит. Падай!“ И ребенок падает, и знает в своих чувствах, что он мертв; это означает, что он не имеет права участвовать в игре… Вокруг продолжается жизнь, а он не принадлежит ей; пока в какой-то момент он больше не может выдержать и вскакивает с возгласом: „Мне надоело быть мертвым, теперь твоя очередь!“ Это очень важный опыт, потому что через него ребенок обнаруживает, что может оказаться вне жизни; а вместе с тем это происходит в игре. В любой момент переживанию смерти может быть положен конец, но чему-то он научился».

— Как относиться к тому, что дети хоронят умерших животных, воспроизводя христианский обряд погребения? Часто дети устанавливают над могилой животного православный крест…

— Во многих этносах известен факт похорон животных детьми или игр в похороны. Исследователи считают, что это один из способов социализации детей, выработки сострадания к живым существам, способ приучения детей к смерти, ее обыденности и даже своеобразной красоте.

— Как переносят дети смерть матери, другого близкого человека?

— В психологии считается, что человек, переживая горе, проходит несколько стадий. Вначале возникает шок и оцепенение («Не может быть!»). Состояние это может длиться от нескольких секунд до нескольких недель. Обычно же на 7−9-й день появляется стремление вернуть утраченного человека. Люди говорят, что слышат голос умершего, в толпе видят его лицо. Потом приходит период острого горя, который может длится 6−7 недель с момента трагического события. Психологи именуют это время «периодом отчаяния». Человек необыкновенно поглощен образом умершего, вспоминает его сотни раз на дню, идеализирует его, подчеркивая достоинства и избегая воспоминаний о плохих чертах и поступках. Наконец, наступает время, которое называется «фазой остаточных толчков», когда жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, интерес к жизни. Длится этот период примерно год, как раз до годовщины после смерти.

— Переживая утрату, дети ведут себя как-то особенно?

— Прежде всего переживание смерти близкого человека может отразиться на дальнейшем развитии ребенка. Дети в момент переживания горя могут вести себя своеобразно, порой непонятно для взрослых: известны случаи, когда дети вдруг начинают прогуливать школьные занятия, воровать. Почему? Оказывается, — они искали для себя наказания, чувствуя вину за смерть близкого. Маленькие дети, по причине недостаточной зрелости, могут даже в день похорон слушать любимую музыку или смотреть какую-либо телепередачу, а взрослые неправильно принимают это за безразличие и жестокосердие… Сложный момент наступает, когда ребенок начинает искать замену утраченному родителю. Увы, ни родственники, ни учителя, ни даже появление мачехи или отчима не могут в полной мере заменить умерших. Ведь ребенок ищет не просто взрослого человека, а именно те эмоциональные отношения, которые связывали его с умершими матерью или отцом.

Еще надо помнить, что дети зачастую могут внешне не показывать многих явных признаков горя, но это не означает, что они его не испытывают. Надо быть всегда рядом, не позволять ребенку долго оставаться наедине с самим собой. С наименьшими психологическими проблемами сталкиваются те дети, в семьях которых взрослые как должно относятся к происшедшему трагическому событию: говорят о нем с детьми, не замыкаются в себе и не дают замкнуться в себе ребенку. А наиболее печальные последствия наблюдаются в тех семьях, где после смерти одного из родителей второй теряет интерес к жизни и к осиротевшим детям, и где начинаются финансовые проблемы и семейные разлады.

— Как правило, детей стараются не брать на похороны, дабы не пугать их драматизмом похоронной процессии. И даже в поминальные дни взрослые, отправляясь на кладбище, предпочитают оставлять детей дома, чтобы не навевать грустных воспоминаний. Оправдана ли такая тактика замалчивания?

— Практически все исследователи этой проблемы считают, что это не верно. Маленький ребенок, не имея еще полного представления о смерти, думает, что любимый человек его просто бросил и покинул. Навряд ли помогут в этом случае разговоры про командировку или длительный отъезд. А вот если дать возможность ребенку, посильно для его возраста, оказать знак внимания умершему человеку: посетить кладбище, поухаживать за могилкой, помолиться о нем, то это поможет ему избавиться от негативных чувств. В любом случае ребенку необходимо осознание того, что его по-прежнему любят, как любил его умерший человек при жизни; можно также по достижении ребенком определенного возраста передавать ему вещи, принадлежавшие почившему. И не удивляйтесь, если даже после посещения кладбища и объяснений взрослых ребенок будет настойчиво задавать вопросы: «А где мама? Когда она вернется?» или «А папа скоро придет?..», в этот период необходимо проявить к ребенку повышенное терпение и понимание. Было замечено, что заупокойная служба, участие в поминках и похоронах помогают ребенку лучше осознать, что близкий человек действительно умер, помогают оставшимся жить дальше. Ребенку можно почаще говорить о загробной жизни, читать вместе с ним молитвы по умершему.

Также сильно дети переживают смерть братика или сестренки. Ведь вот недавно еще они вместе играли, гуляли, быть может, спали в одной постельке, и вдруг нету рядом любимого человечка. Объяснение ребенку здесь можно дать такое же, как и в случае смерти родителей.

Митрополит Антоний Сурожский писал: «Ребенок может познакомиться со смертью уродливым образом, и это искалечит его, — или, напротив, здраво, спокойно, как покажет следующий пример. Глубоко любимая бабушка умерла после долгой и тяжелой болезни. Меня позвали, и когда я приехал, то обнаружил, что детей увели. На мой вопрос родители ответили: „Мы же не могли допустить, чтобы дети остались в одном доме с покойницей“. — „Но почему?“ — „Они знают, что такое смерть“. — „И что же они знают о смерти?“ — „На днях они нашли в саду крольчонка, которого задрали кошки, так что они видели, что такое смерть“. Я сказал, что если у детей сложилась такая картина смерти, они обречены через всю жизнь пронести чувство ужаса. При всяком упоминании о смерти, на каждых похоронах, у любого гроба — в этом деревянном ящике для них будет скрыт невыразимый ужас… После долгого спора, после того, как родители сказали мне, что дети неизбежно получат психическое расстройство, если им позволить увидеть бабушку, и что это будет на моей ответственности, я привел детей. Первый их вопрос был: „Так что же случилось с бабушкой?“ Я сказал им: „Вы много раз слышали, как ей хотелось уйти в Царство Божие к дедушке, куда он ушел прежде нее. Вот это и произошло“. — „Так она счастлива?“ — „Да“. И потом мы вошли в комнату, где лежала бабушка. Стояла изумительная тишина. Пожилая женщина, лицо которой много лет было искажено страданием, лежала в совершенном покое и мире. Один из детей сказал: „Так вот что такое смерть! Как прекрасно!“ Дадим ли мы детям воспринимать смерть в образе крольчонка, разодранного кошками в саду, или покажем им покой и красоту смерти?»

В Православной Церкви покойника привозят в храм; мы молимся у открытого гроба: и взрослые, и дети. Смерть не следует скрывать; она проста, она — часть жизни. Дети могут посмотреть в лицо умершего и увидеть покой. На прощание мы целуем умершего. Предупредите ребенка, что лоб человека, который был теплый, теперь, когда он его поцелует, окажется холодным; тут можно сказать: «Это печать смерти». Жизни сопутствует тепло; смерть холодна. Тогда ребенок не пугается, у него есть опыт тепла и холода. Надо объяснить ребенку, что смерть, которая для нас — потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она — начало, а не конец; что смерть — величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге.

17 марта 2004 г.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика