Русская линия
Русское Воскресение Геннадий Мокеев17.03.2004 

Рим первый и «Рим» последний
«Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти..»

Отсчет «Римов» происходил в символическом ключе. Речь шла, преимущественно, о претенциозных смещениях в равное время и по равным причинам центра христианского мира с одной имперской или царской столицы на другую. При распаде Римской империи надвое центр в IV веке сместился с первого латинского Рима на второй греческий — Константинополь. Третьим «Римом» в средневековой Священней Римской империи немцы пытались в XIII веке объявить резиденцию германских императоров Трир; затем болгары Второго Болгарского царства в XIV веке — Тырнов; наконец, русские в начале XVI века — Москву.

Наш монах-старец Филофей в письме к великому князю Василию III так обосновывал религиозную идею «Москва — Третий Рим». «Старого убо Рима церкви палеся неверием Аполлинариевой ереси, второго же Рима Константинова града церкви агаряне-внуцы секирами и оскордами разсекоша двери. Сия же ныне Третьяго Новаго Рима… святыя соборныя апостольския церкви… во всей Поднебесней паче солнца светится. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» (Православный собеседник, 1863, ч. I, Казань, с.344).

В официальных дипломатических документах Москву «Римом» все же не называли. Понимали, что это был лишь символ. Однако московские градостроители в XVI-ХVII веках внедряли элементы двух первых «Римов» в застройку «Рима» третьего. Для начала в Москве отыскали 7 холмов, поскольку на 7 холмах стояли Рим первый и Рим второй; затем возвели наподобие Roma Quadrata в треугольном Кремле квадратный в плане государев дворец; потом построили свой Царьград (Белый Царев город); наконец, украсили Москву бесконечным множеством двуглавых византийских орлов… Все это позволяет сравнивать «римские» столицы между собой, отыскивать в них элементы сходства.

Особенно интересно сопоставить Рим первый и «Рим» последний. Но «расцвет» изначального Рима как стольного города приходился не на христианский период «отсчета Римов», а на более древний языческий I—III вв.ека, тогда как «расцвет» Москвы — на ХVI-ХVII. Явления отстояли друг от друга на 1,5 тыс. лет. К тому же Рим был столицей рабовладельческой Римской империи, а Москва — Русского феодального христианского царства. При таких великих контрастах времен и эпох наличие в городах элементов сходства выглядит почти невероятным. А если сюда добавить, что Рим первый, сначала как населенный пункт с другим именем был основан предками русских, то все может выглядеть просто каким-то чудом. Настоящая статья и посвящена выявлению сходства двух столиц. Отдельные черты их «похожести» выделены как особенные темы и в каждой проведено сопоставление.

Там русский дух и Русью пахнет

Слово «русский» относительно позднее. Оно появилось в IX веке и распространилось в Х-XII веках от «племенного» слова «русь» вероятно по указу 882 года Вещего Олега — «великого князя русского». Сделано это было для одинакового обозначения равноименных поначалу восточных словен (12 племен), вошедших в состав огромной федеративной державы — великой «Русской земли». Логика указа — проста: на Руси все словене должны называться «русскими», поскольку «словенский язык и русский — одно есть» (Нестор-летописец). Так русскими стали, например, словене-вятичи, жившие в VIII-ХII веках на Оке и Москве-реке. А в более древние времена рассыпанные по Европе предки русских упоминались как русы, русины, русняки, росы, расены, рутены, руги…

Так расены (самоназвание народа от «раснес» — свободные, лат. этруски, греч. тиррены) населяли еще «до основания Рима» северную половину Италии. Жили они мелкими государствами-городами (лат. civitas, греч. polis). Это были Вея, Тарквиния, Кортона, Клузий, Ветулония, Арреция, Флоренция и др.

Но особо примечательно, что горожане-расены называли свои сельские общины «rus» — рус (греч. «пош»). От этого корневого слова латиняне прозвали расенов «этрусками». От него же назывались города Руселла, Перусия, Акуаросса, так же как Вольтерра, Вольсиния, Вольцы были названы от свободных (вольных) расенов. Да и сами латиняне были названы от слова «лаутни» — тоже вольные.

Русы-земледельцы как «почвенники» представали в то время коренными жителями Италии, ее аборигенами. Как же и когда страну деревенских русов завоевали городские расены?

Территорию Апеннинского полуострова в доримское время древние историки называли по-разному: Италией, Авзонией, Тирренией (Страбон). Современные археологи делят это время на три периода и культуры: «Террамаре» «от XIX в. до н.э. (век бронзы, поселки на сваях); «Вилланова» «от ХII в. до н.э. (появление железа, деревень, земледельцев), этрусков и латинян «от Х в. до н.э. (появление городов-государств, горожан), причем археологические слои культуры Вилланова покрыты позднее слоями культур этрусков.

Если жители поселков на сваях и земледельцы пришли двумя волнами с северо-востока из-за Альп и Адриатики (прасловене, иллирийцы), то предки этрусков и латинян (в основном пелазги, тиррены) переселились в Италию с востока, неся с собой цивилизацию Малой Азии и Мореи (Эгейскую, Крито-Микенскую).

Переселенцы с востока приплывали в Среднюю Италию сначала эпизодически: за 17 поколений до Троянской войны 1270−1260 гг. до н.э. Пелазги Энотра, за 60 лет до этой войны — Евандра, сразу после войны — троянцы Энея. Но настоящий наплыв пришлого населения с востока начался после этнического «взрыва» XIII-ХII вв. до н.э. в Эгейском регионе. Серия землетрясений с гибелью городов, длительных неурожаев, голода вызвали здесь движения «народов моря» и, как следствие, сначала разгром Трои и Троады, падение Хеттской державы, поход голодных народов на Египет, потом переселения их в XII—XI вв. до н.э. в Пелопонес, Фракию, Иллирию, Сицилию, Среднюю Италию (пелазгов, брежан, лелегов, критян, лидов, ликийцев…). В результате, исчезла Эгейская цивилизация (Крито-Микенекая), но зародились цивилизации Этрусская (Расенская) и Древнегреческая (Эллинская).

Восточные тиррены постепенно завоевали со стороны островов Тирренского моря землю деревенских земледельцев культуры Террамаре-Вилланова, продвигая в X—IX вв.еках до н.э. по территории аборигенов опорные города-крепости, образуя полисы. Смесь словено-венетского языка италиков-русов и языков пелазгов, критян, лидов-тиррен… вызвала появление «архаичного» этрусского языка (уникального регионального жаргона), а смесь языка латинян и языков местных южно-италийских племен: авзонов, сикулов, сабин, опичей, марсов… появление латинского языка, распространенного и закрепленного затем Римом-империей.

Неведомые начала

Поиск элементов сходства «двух Римов» целесообразно вести от их «начал». В обоих случаях легенды одинаково отмечали, что столицы чудесно возникли сразу среди болот, холмов, лесов. И этому верили, хотя историю Рима написали спустя 5 столетий после появления латинской столицы, а о «начале Москвы» стали рассуждать черев 4 столетия после ее первого упоминания в летописях. Обычно же древние города медленно «эволюционировали» из небольших поначалу поселений. В нашем случае обе столицы имели неведомых «предшественников». И даже с другими именами. Попытаемся рассказать о них, опираясь на скудные пока исторические материалы, топонимику, логику «эволюционного градостроительства».

Капиталина

Укрепленным ядром Рима исстари была крепость на Капитолийском холме (высота до 45 м. над уровнем реки Тибр). В крепости от сабинян спасался в середине VIII века до н.э. Ромул, галлы в IV веке до н.э. не смогли ее взять из-за неприступности и «гогота гусей"… От крепости по долинам и по взгорьям веером расползалась городская застройка.

У подножия холма на Бычьем рынке археологи (А. Коллини и др.) обнаружили при раскопках древнейшую керамику италийского и поздне микенского типов, которая была датирована ХV в. до н.э. Оказывается, здесь непрерывно жило население, почти семь столетий — с бронзового века до VIII в. до н.э., которое держало в своих руках переправу через Тибр. «Доримское» поселение, бесспорно, имело какое-то имя, причем долатинское, и даже доэтрусское.

Имя холма Капитолин (Capitolinus») на словено-русском языке может быть расшифровано как «cap italiano» — капь или капище италиков. Слово «капь» женского рода (от него «caplica», «capella»). Поэтому святилище могло называться женским именем «Капиталина» — как потом множестве расенских городов: Луна, Ветулония, Адрия, Фидена, Популония, Анкона, Венеция… Какому богу был посвящен культовый центр Италии? Легенды указывают лишь на этрусские Солнце (Панa, Аплу), Януса, Сатре, Геркле… Однако обще-италийский масштаб и древность капища должны говорить о более великом божестве.

Один поздний источник греков («Суды» X в.) сообщает о былом существовании у тиррен какого-то неведомого бога демиурга — Творца Вселенной! Он создал мир за время в 12 тысяч лет, подобно Вавилонскому (Шумерскому) Творцу: сначала отделил небо от земли, затем море и воды от суши, потом создал солнце, луну и звезды, наконец, сотворил человека (Наговицын А.Е. Мифология и религия Этрусков. Рефл бук., 2000, с.91).

Кажется об этом боге, а также о поселке под капищем италиков может «рассказать» топоним «Велабр». Так назывался «этрусский квартал» между Капитолином и Палатином — именно здесь археологи нашли остатки керамики ХV века до н.э., когда еще не было этрусков, а жили здесь русы-земледельцы культуры Террамаре-Вилланова (прасловен).

А. Чертков считал, что слово «вел-а-бр» произведено от «великой брамы», стоявшей посреди квартала (четырехворотный кубический храм Януса) и служившей парадными воротами Рима («брама» — термин словенский, римские — «порта», «арка»). Но термином «Велабр» называли квартал-поселение; по нему шла Велабрская улица, на нем находилась церковь св. Георгия. Составленный из двух слов-корней «вел» (велий, великий) и «бр» или «бър», термин оказывается очень богат синонимами.

— Великий Бор. В древнейшие времена это был главный и действительно великий из старейших арийских богов! В Авганистане (древней стране ариев) до сих пор показывают священную гору «Тора-Бора». Судя по старейшим германским легендам «Тор» был богом грома и молнии, а «Бор» — самим Творцом Вселенной! Причем дети его — «бури» (Один, Гойнир, Лодьюрр) создали в этой Вселенной огражденный Рай — землю «Митгард» (А. Веселовский СОРЯС, вып.6,с.23). О древности и величии Бора свидетельствуют названия священных городов «Борсиппы» в Шумере, «Боричева» на Днепре (на месте Киева), существование богов Борея у греков, позднее — «Боревита» у западных словен. «Велабр» как населенный пункт мог считаться «местом пребывания бога Бора», а появиться — как культовый центр италиков.

— Велия гора («бор» — иллирийск.). Идол Бора очевидно находился на вершине холма Капитолина, у подножия которого и появился поселок жрецов и земледельцев-русов культуры Террамаре. Святилище наверху конечно имело какую-то ограду, было «Бор-городом».

— Великий лес. Остатком бора-леса по холмам на месте Рима был, очевидно, гигантский дуб на Капитолийском холме возле капища. Священный дуб существовал еще при Ромуле. Он считался символом бога неба, грома и молнии.

— Вела бора (от «брать») — большая плата за перевоз товаров через судоходную реку, позднее пограничную между Расеной и Лациумом.

— Велий бор — склад товаров от побора-мыта (кром на месте Аркса).

— Вела бръба (от «бороться») — воинские стычки, позднее на границе между Расеной и Лациумом.

Близки по смыслу «велий брод» — переправа черев реку, и «велия брода» — большая дорога (Соляной путь) с юга на север Италии.

Вот географические, топографические, функциональные, символические предпосылки появления Велабра возле капища-святилища италиков. У переправы черев Альбулу (позднее — Тибр) возникло торговище (Овощной, Скотский рынок). Поселение на берегу разрасталось постепенно вглубь между Капитолином и Палатином в направлении еще одного холма — Велия. Таким представляется появившееся в XV в до н.э. капище италиков.

В X веке до н.э. Капиталину конечно захватили расены. В особом храме при священном дубе стали поклоняться триаде главных расенских богов: Тину — богу неба, грома и молнии, Уне — супруге Тина, Менрве — дочери Тина. На поле за Велабром под капитолийской вершиной Арксом появилась вечевая площадь «Комиций», рядом — новый торг-Форум, а с другой стороны под холмом Велием появилось расенское кладбище. От Комиция к нему пролегла Священная дорога (Viа Sacra), поначалу очевидно для похоронных процессий.

Город Капиталина не стал административным центром какого-либо расенского племени-государства. Он мыслился как общий культовый центр-оберег: расенские боги были выставлены от Расены-Этрурии в сторону Лациума, всей Южней Италии. Помимо капища Тину, Уни, Менрве, на Капитолине, Велабре, Палатине, возле Священной дороги постепенно возникли храмы Великой Матери Матуте, Сатру, Геркле, Аплу, Марису, Вакху, Яну, Опсе…

Вероятно ставшая каменной как другие города расен, Капиталина заперла путь с юга Италии на север у переправы через Альбулу. По данным археологов, жилые дома в Х-VIII в.в. до н.э. на Beлабре, палаты на Палатине, Форуме у Священной дороги были столбчато-плетневыми, покрытыми тростником, обмазанными глиной и вероятно побеленными (как украинские хаты). Такими же плетневыми и обмазанными глиной от огненного примета стали крепостные стены Палатина, где поначалу в поселке жил охранный воинский гарнизон наемников-греков (Евандра, Энея), самих расен. Да и Ромул в середине VIII века отмерял свой Померий «возле стен» Палатина.

Московский Бор-город

«Начало Москвы» не менее загадочно, чем «начало Рима», хотя возникла она много позднее. На территории современной Москвы и Подмосковья жило издревле балтское племя «голядь», — речка Люблинка еще в ХVIII веке называлась «Голедянкой» (Рутман Н. Моск. журнал, N 11,1996,с.62). Само племя упоминается в летописях под 1147 г., а в 1248 г. на Протве «oт литвы» погиб третий московский князь Михаил Хоробрит.

Где-то в VIII веке на Москве-реке появились словене-вятичи, поднявшиеся с юга от реки Оки. Из-зa угрозы хазарского ига московские вятичи окружили свою землю городками-крепостями в середине IX века, а в устье речки Неглинной основали на холме Маковице хорошо укрепленное поселение с двумя линиями укреплений. Оно, очевидно, называлось «Бор-город», потому что древнейшие церкви здесь св. Спаса и Иоанна Предтечи появились «на Бору», на Великую улицу посада-Подола (а не в лес) вел через Неглинку «Боровицкий мост, а за речкой шла «Боровская дорога». Крепость была основана с ритуалом «опахивания» территории, — когда в 1847 году снесли ц. Иоанна Предтечи, под престолом храма нашли две кости-голени быка и коровы. Здесь же нашли серебряную вятическую подвеску (женское украшение).

Двучастная крепость Бор-города появилась иа мысу при слиянии Москвы-реки и Неглинки. На самом мысу был устроен Кром-склад оружия и провианта. С востока перед Кромом от поля построено преградие Кремник (от слова «кром» или «крем»). Посреди на вечевой площади Кремника возможно находилось капище бога Бора (Боревита), вокруг площади — осадные дворы.

Бор-город с двумя линиями укреплений, окруженный гнездовьем еще десятка городков-кромов и дюжиной сел, существовал около 300 лет: лишь в 1146 году его захватил, перестроил и присоединил вместе с волостью «Московь» к Суздальскому княжеству Юрий Долгорукий.

Появление столиц

Слово «столица» — позднее, возникло где-то в конце ХVI-ХVII вв. Сначала главный город Руси (Киев, Владимир) называли «стол Земли Русской», потому что там находился «трон-стол» Великого князя. Потом «стольными городами» стали главные города отдельных многочисленных русских княжеств. Но лишь по отношению к Москве — городу с женским именем появилось название «столица». Ныне это название применяется просто для главного административного центра любого государства.

— Стольный Рим. Название «Roma» происходит от имени первого царя Ромула, который 21 апреля 753 года до н.э. якобы на пустом месте основал столицу Италии (отмечается как праздник города). В этот день он произвел ритуальное «опахивание» Палатина медным плугом, запряженными быком и коровой. Но такое показательное «Померие» означало фактически не основание города, а захват Капиталины, победный переход расенского священного города-крепости к латинянам. Это был «акт присвоения», понятный всему населению Италии. Событие было незаурядным и громким, потому что на VIII век приходилось наибольшее могущество расен-этрусков. Более того.

Событию был придан знаменательный характер: захваченный город был провозглашен главным городом Лациума вместо Альба-Лонги — прежней столицы 17 латинских царей. Акт был эффектно подкреплен новым именем города. Поэтому можно сказать, что Рим (по имени) появился как новый стольный город Лациума.

О захвате города можно говорить еще потому, что главными жителями его стали три общины-трибы: латинян, сабинян и плебса. Латиняне, переселенные частью из Алъба-Лонги, были поселены на Палатине (Ромул с охранным войском в 300 всадников-телохранителей «seleres») и Авентине (Рем); сабиняне, помогавшие латинянам захватить город — на Квиринале (со своим царем Татом, «Квирин» — бог сабинян); плебс из разных италийских племен — на других холмах.

Со сменой населения изменился, можно сказать, устоялся характер культового центра Рима. От имени холма «Капитолин», вероятно, появилось два сходных однокоренных слова: «капитал» (capitalis) — главное имущество, и «капитул» (capitulum) — совет руководящих духовных лиц. Если посмотреть на структуру двугорбого римского Капитолия, то можно видеть, что на одной его вершине под названием «Аркс» появились храм Юноны Монеты и Денежный двор, где стали печатать деньги Рима (капитал). На южной вершине, на «Капитолии» размещалась площадь и храм новой главной триады римских богов: Юпитера, Юноны, Минервы, а служили в храме главные жрецы Рима (капитул).

Вероятно, при Ромуле Капитолин был соединен с Паланином стенами, пересекавшими Велабр (крепость стала единой). От этих стен на Велабре навсегда остались входные ворота, перестроенные позднее уже в качестве парадных: четырехарочный кубический храм Януса IV века со стороны Бычьего торга и моста через Тибр, а еще арка Септимия Севера 303 года со стороны Римского форума (с поворотом ворот на 900).

При Ромуле появился символ столицы Италии — яма Мундус, в которую представители италийских племен бросили и смешали по пригоршне земли со своих территорий.

— Стольная Москва. Для города на Неглинной имя «Москва» появилось лишь в начале ХШ века от слова «Московь», означавшего до этого времени северную волость земли вятичей по поречью Москвы-реки. Только когда здесь в 1212, 1216 годах обосновался первый московский князь Владимир Всеволодович, только тогда Бор-город с селами-посадами стал именоваться «Москвой»! Можно сказать, что Москва (по имени) появилась: сразу как стольный город удельного Московского княжества.

Внешним признаком стольного города в Залесской земле обычно выступал белокаменный храм (в его деревянной крепости). Таким храмом в Москве стала ц. св. Дмитрия Солунского, возведенная Владимиром Всеволодовичем в 1219—1221 годах. Своими 12 закомарами храм символизировал Небесный Град с его 12 воротами (по 3 на четыре стороны света). Христианский город с таким храмом в центре зрительно напоминал Горний Иерусалим, описанный в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова.

Бурный рост столиц

Географическое положение Рима и Москвы не очень эффектно. Город Капиталина возник в 27 км от прекрасного теплого моря, причем не в устье реки Альбулы, а как бы в случайном месте выше по реке. Но город оказался в середине Италии на стыке земель трех народов: расен, латинян и сабинян (фалисков). Поэтому он стал бойким международным торговищем, на которое стягивались товары, стекалось ремесленное и торговое, свободное население всех италийских племен. А поскольку город «провокационно» стоял на левом, латинском берегу Альбулы (как бы на земле латинян), он был «обречен» на захват его рано или поздно агрессивными соседями.

К тому же город имел имя «святилище италиков», был святыней всего населения Апеннинского полуострова. Такую святыню, такой торговый центр латиняне «не могли не захватить». Здесь секрет того, что сразу же после захвата центр был провозглашен стольным городом латинян, а царь Ромул увековечил в его новом названии свое имя.

Москва тоже возникла не на широкой Оке (как Рязань) или раздольной Волге (как Тверь или Нижний Новгород), а на небольшой Москве-реке, как бы в случайном захолустном месте. Причиной же возвышения, затем увеличения столицы до крупного политического и торгового центра были постоянные набеги и погромы Южной и Юго-Западной Руси татарами на протяжении трех столетий (с середину XIII века). Русское население бежало оттуда «за лес» (Брянские леса) и оседало на Москве-реке. Бежать дальше на ледяной север было уже неуютно. Постоянное увеличение населения и позволило московским князьям сначала возвыситься над другими князьями, а уже в ХIV веке взять на себя инициативу создания сильного Русского централизованного государства

Семь холмов

Топографическое положение столиц на конкретной местности было, наоборот, очень адектным по сравнению с «захолустным» их географическим расположением. Капиталина раскинулась сначала вокруг Скотского и Овощного рынков, охватив холмы Капитолин, Палатин, Авентин. Помимо этих трех холмов разраставшийся Рим распространился еще на четыре близлежащих холма: Целий, Эсквилин, Виминал, Квиринал. Со времен первых римских царей и появилась примечательная кличка для Рима — «Семихолмный» (Septimontium.). Она очевидно так ценилась своей характерностью, что при появлении Второго Рима — Константинополя, он тоже стал «Семихолмным». Эти клички-прозвища и усвоили европейцы для «Римов». И когда они узнали, что русские называли символически Москву Третьим Римом, то оставили в своих записях сведения также о ее семихолмии.

Якоб Рейтенфельс писал о Москве в 1672 году: «Город расположен на семи средней высоты холмах, кои тоже способствуют его красоте» (Сказан. о Московии. ЧОИДР, 1905). Эколе Зани в том же году записал: «Город заключает в своей окружности семь холмов» (ЧОИДР, 1891, кн.3, с. 165,169). Но конкретных названий холмов иностранцы не указали. Историки Москвы Забелин И.Е., Кудрявцев М.П. и др. разноречили по этому поводу, опираясь на топонимику московских гор, холмов.

Историки Рима тоже разноречили по поводу названий холмов столицы в разные времена. Но условие кругового oбзopa холмов с центрального первого Капитолийского холма окончательно утвердило названия всех семи холмов (перечислены и названы выше). Условие кругового осмотра холмов с центральной точки Кремля, а также геосъемка позволяют дать скорректированные адреса московских холмов.

Это — Маковица Кремля, Псковская горка в Китай-городе, Красный Таганский холм, Алабова гора с Ивановским монастырем, Красная горка Занеглименья, Остров Старого Ваганькова и Чертольская гора (срыта при строительстве храма Христа Спасителя в середине XIX века). Эти холмы не только соответствуют холмам Рима по числу, но и расположению их на левом берегу Тибра и Москвы-реки.

1. Впервые такое сравнение предприняли М.П. и Т.Н. Кудрявцевы. Но сделано это было на уровне сопоставления «символических образцов». Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим. М., 1У94, с.192−193.

2. В Европе только у полабских словен в VI—XII вв. существовало множество городов-крепостей на сваях среди озер: Плуна, Ретра, Ратибор, Радогонь, Сгорелец, Зверин, Добино и др., причем их посады раскидывались по озерным берегам.

3. Цивилизация Расен была постепенно уничтожена Римом и галлами. Часть населения была перебита, часть ассимилирована, а часть отступила на северо-восток в Ретию, Венделикию, затем под давлением римских легионов в Паннонскую долину (далее на Лабу, Балтийское Поморье). Существует легенда о восстании словен в Венделикии против Рима и исходе народа за Дунай к Карпатам под предводительством трех братьев Руса, Чеха и Ляха в III веке. Интересен западный поток отступающих: расенские лютичи вместе с галлами отступили на Сену и основали там на острове Лютецию (Париж).

16 марта 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика