Ежедневные новости (Владивосток) | Евгения Чернова | 15.03.2004 |
Вполне возможно, что словосочетание «христианский рок» вызывает у вас стойкие ассоциации определенного рода: длинноволосые благообразные агнцы, нудное гитарное пилилово, скучные моралистские тексты… Не стоит продолжать. Просто попытайтесь взглянуть на это иначе.
C Библией и гитарой
История христианского рока (сhristian rock) берет свое начало примерно в 1960—1970-х годах прошлого века, когда на Западе только-только стали появляться первые хоровые ансамбли харизматического образца. Ну такие, участники которых хлопали в ладоши, приплясывали и т. п. Подобное можно увидеть и сейчас — на богослужениях в лютеранских и баптистских храмах. Тогда же появилась и легендарная христианская группа Petra, музыканты которой играли в духе мирских AC/DC и Kiss. С той лишь разницей, что у Petra была все-таки особая, «высокодуховная» музыка, прославлявшая Господа и его славные деяния.
Рассветом современного христианского рока принято считать середину 1990-х, когда появились такие супер-команды, как: Jars of Сlay, Skillet, Audioadrenaline, Newsboys, Third day, Sixpence non the richer, Сreed, Lifehouse… А после 1995 года так вообще начался настоящий христианский «прорыв». На свет божий выплыли команды и артисты всех стилей и направлений — от панков и ди-джеев до рэперов и грайндкорщиков. Впрочем, это все имена чужие, заграничные. Страны бывшего СССР, между прочим, тоже не подкачали. Чего только стоят светлые имена и яркие творения «Трубного зова», «Третьего Рима», «Гефсиманского сада», М.О.С.Т., «Вин Знае», J.C.House, «Дроздов». Или хабаровских парней из It*s Time.
Рок — от бога или диавола?
В нынешнем христианском мире существуют диаметрально противоположные взгляды на рок-культуру. Так, к примеру, особо ревностно протестует против рок-культуры в своей работе «Рок-н-ролл» католический священник Жан-Поль Режимбаль. Его выводы таковы: рок воздействует на подсознание и искажает человеческую психику, повышает агрессивность, бросает слушателя в стихию необузданной сексуальности, разрушает табу, делает человека не способным воспринять христианство. И неважно, по мнению Режимбаля, рок этот мирской или христианский — все одно от лукавого.
Однако имеются и иные мнения. В 1994 году в нашей стране при участии Всецерковного православного молодежного движения вышла «Антология христианского рока». Так вот, по мнению священника Всеволода Чаплина, который написал аннотацию к этому диску, взгляд отца Жана повторяет ситуацию, возникавшую при появлении, пожалуй, каждого культурного направления: все непривычное казалось потрясающим основы мироздания, непонятным и опасным. Вспомним, например, как каждый новый вид церковного пения, ставший сегодня привычным и традиционным, осуждался столько-то столетий назад!
К тому же, отмечает отец Всеволод, всякий набор художественных средств, которые сами по себе нравственно нейтральны, можно использовать во благо и во зло. Как и любые способности человека… Так что ж плохого в том, что человек своими искренними порывами, посредством собственного творчества пытается стать ближе к Всевышнему?
P.O.D. небом голубым
Квартет из Калифорнии P.O.D., название которого является аббревиатурой словосочетания Payable on Death («Оплатить посмертно»), был образован в начале 1990-х. Эта команда, играющая агрессивную смесь металла, панка, хип-хопа и хард-кора с религиозно окрашенными текстами, быстро приобрела клубную известность и славу самого знаменитого нынче коллектива, играющего христианский рок, точнее — христианский рэпкор.
Почему же они себя так назвали? Как объяснили участники группы, каждый человек в определенном смысле после смерти должен оплачивать все свои долги — моральные, духовные. Но даже несмотря на такое необычное название, все участники P.O.D. — примерные христиане, мужья и отцы. Они не сквернословят со сцены и не устраивают оргий после оных. Более того, P.O.D. предлагает черпать силы для противостояния злу, обращаясь к небесным источникам правды и добра. «Мы должны отличать правду ото лжи, мы должны доказать свою правоту, потому что нам есть что терять», — поет вокалист Сонни Сандоваль в одной из песен, призывая своих слушателей хотя бы изредка прислушиваться к тому, что творится у каждого из нас в душе.
Наш христианский рок: время пришло!
Эти парни вовсе не моралисты. Нет-нет, они также не зануды и не тихони. Участники группы It*s time (буквальный перевод названия — «Время!», в смысле — «время пришло!») — обычные хабаровские ребята, которые играют прогрессивный рок, включающий в себя пост-панк, пост-гранж, брит-поп и нью-металл. С той лишь особенностью, что играют они его с божьей помощью, — творчество у них, прямо скажем, с явно религиозным уклоном.
Команда существует чуть больше четырех лет. Состав It*s time: Иван Сорокин — гитара, вокал; Артем Ипатов — бас-гитара; Ден — ударные; Олег Зуев и Егор Грибов — вокал. За все это время It*s time успели принять участие в фестивале «Белые ночи на Тарханкуте» (это в Крыму, недалеко от Казантипа), громыхнули в украинском Славутиче, что в 40 км от Чернобыля, вместе с «Дроздами», М.О.С.Т. etc и, само собой, дали серию концертов в родном Хабаровске. Их показывали по «ОРТ», один из клипов (а может, и оба) скоро будут гонять по MTV. Помимо этого, они записали дебютный полноценный альбом на студии Drozdy Records в Киеве (CD тиражом в 10 тыс. экз. уже появился в продаже), там же сняли два качественных клипа на студии CBN CIS. Ко всему прочему они готовят серию интересных акций в своем городе. В общем — планов громадье. И собственный у команды сайт имеется — http://www.its-time.ru.
На мой вопрос: «Вы на самом деле настолько верующие люди? Православные? И в храм ходите?» — Олег, один из вокалистов, ответил предельно просто:
— Да, мы реально верующие, в храм ходим. И правильно славим бога… А что, не похоже?
12 марта 2004 г.