Европа, журнал | Сергей Петров | 15.03.2004 |
Греция — страна, где сильны позиции православной церкви. Здесь, как и в России, наследие языческих времен переплетено с православными традициями. Например, у греков жив подлинный культ родителей: считается опасным жениться без их благословения. Жители Эллады убеждены: проклятие родителей приводит к тому, что Бог отворачивается от человека.
В этой стране не любят ворон, которые, как считается, приносят плохие вести. Греки верят, что эти малосимпатичные птицы могут предсказывать смерть. Когда грек слышит карканье вороны, он говорит ей: «Иди своей дорогой и принеси мне хорошие вести».
Чтобы отвадить нечистого, греки используют чеснок. Зачастую чеснок носят в кармане одежды или вешают на стены в домах: он якобы помогает от сглаза.
В качестве другого средства борьбы со сглазом греки используют амулеты в виде глаза, нарисованного на голубом фоне, или четки голубого цвета. Отвадить сглаз можно и плюнув три раза себе на грудь или в сторону того, кому желаешь добра.
Еще одно греческое средство борьбы с кознями дьявола — соль. Чтобы воспользоваться ее чудесными свойствами, нужно бросить щепотку через левое плечо. Солью очищают от дьявола новые дома, этой же приправой можно избавиться от непрошеного или засидевшегося гостя. Нужно только либо незаметно посыпать солью место, где он сидит, либо просыпать ее за его спиной так, чтобы он этого не заметил. Ночью соль необходимо чем-нибудь накрывать, иначе на теле обитателей квартиры или дома могут появиться сыпь или бородавки.
В отличие от некоторых европейцев греки считают число 13 счастливым. Некоторые полагают, что оно олицетворяет двенадцать апостолов и Иисуса Христа. Поэтому в Греции, как, кстати, и в большинстве европейских стран, мало кто боится, когда 13-е число выпадает на пятницу, даже наоборот. Однако весьма неудачным считается, когда 13-м числом оказывается вторник. Греки вообще очень не любят этот день недели, потому что 29 мая 1453 года, когда войска Османской империи взяли Константинополь, выпало именно на вторник.
Вообще, число 13 в европейских странах считается либо совершенно счастливым, либо страшно несчастным. В Великобритании, например, по данным одного из опросов, даже образованные люди верят в приметы, связанные с этим числом. Некоторые трискайдекофобы (именно так называется навязчивая боязнь этого числа в психиатрии) признаются в том, что никогда не ставят громкость своей автомагнитолы на 13-й уровень.
В некоторых странах, входивших в Римскую империю, сохраняется боязнь числа 17. Это связано с тем, что римская анаграмма этого числа — VIXI -означает в переводе с латыни «я пожил».
Испания — страна, где тоже сильны религиозные традиции. Здесь бытует множество примет и суеверий, связанных с религией, но не с православной, а католической. Так, на северо-западе страны, в Галисии, считающейся традиционным местом обитания ведьм, бытует легенда о «Святой компании» — длинной веренице мертвых людей, проходящих по ночам через лес. Тот, кто увидит эту вереницу, сам навечно к ней присоединится. Чтобы этого не произошло, нужно не выходить из дома в полнолуние.
В Мадриде есть церковь Эрмита де Сан-Исидро, в которой девушки гадают о своей будущей судьбе. Ежегодно 15 мая множество барышень приходят в храм и кладут принесенные с собой иглы в специальный сосуд. Та, кто в этот момент уколется, в ближайшее время найдет себе мужа. Популярность традиции такова, что перед церковью в этот день выстраиваются очереди из девиц.
В университете Саламанки студенты перед экзаменами обязательно должны потрогать вырезанное в одной из стен изображение лягушки. Тот, кто забывает это сделать, обязательно «запарывает» экзамен, убеждены студенты.
В Испании считают, что чихающая кошка — хорошая примета для того, кто это услышит и увидит.
Кошек уважают и в Шотландии. Местные жители издавна верят, что пришедшая на крыльцо чужая белая кошка обещает процветание владельцу дома. В Англии (как, впрочем, и во многих других местах) кошки служат своеобразным барометром: если кошка намывает за ушами быть дождю. Кстати, об осадках. Британцы, которые знают в них толк, считают плохой приметой открывать зонтик в помещении. Когда кошка спит, поджав под себя все четыре лапы, — это к холодам, считают в Англии. Кстати, англичане уверены, что черная кошка, перешедшая дорогу, — к счастью. Впрочем, они на похороны идут с нечетным количеством цветов, а на торжество — с четным.
Кошки вообще непременно фигурируют в повериях и приметах многих народов. Например, жители Нидерландов не доверяют этим животным. Здесь не принято пускать кошку в комнату, где идет обсуждение личных семейных дел, — иначе она разнесет сплетни по всему городу.
А вот на юге Франции молодые девушки весьма осторожно относятся к этим животным: если незамужняя наступит кошке на хвост — значит еще долгих 12 месяцев ей томиться в девках.
На севере Франции, в Нормандии, в день праздника Крещения Господня, как и в большинстве католических стран, принято есть «пирог волхвов» с запеченным внутри бобом. Согласно местной традиции, после разрезания пирога под стол залезает ребенок, которого спрашивают, кому какой кусок, причем первый ломоть всегда предназначается Богу. Этот кусок отдают первому встречному нищему, а тот, кому достался боб, объявляется королем вечера.
Очень суеверный народ португальцы, причем они больше всего боятся козней дьявола, который будто бы подстерегает их повсюду и может являться в самых разных обличиях. Но жители самой западной европейской страны придумали много способов защиты от нечистого. Во-первых, помогает ношение на груди фигурки руки, сложенной в фигу. Если такого амулета нет, можно просто сложить пальцы правой руки в виде кукиша. Во-вторых, в большинстве домов, даже нежилых, над входом обязательно висит подкова. Для изгнания дьявола из жилья используется святая вода или прибегают к помощи священника.
Когда португалец испуган или ему угрожает смерть, дьявола можно отпугнуть с помощью сложного заклинания, в котором перечисляются 12 святых для христианства предметов и понятий — сначала в прямом порядке, затем в обратном. Здесь главное — не ошибиться, ибо в случае неточности заклинание перестает действовать. Некоторые утверждают, что это заклинание пришло в Португалию из зороастрийского Ирана.
Суеверные португальцы, зевая, обязательно перекрестят рот большим пальцем правой руки и произнесут Символ веры. Это они делают для того, чтобы в них не вселился дьявол.
Боятся многие жители Португалии и сглаза, от которого спасаются чесноком, солью, амулетами в виде фиги или полумесяца. По местным повериям, сглаз не подействует, если носить с собой ладанку с именами четырех евангелистов или листок арруды (руты душистой). Однако даже защищенный всеми этими амулетами человек, когда на него посмотрит некто с «плохим взглядом», выпустит рубашку из штанов — ничего не поделаешь, так принято.
Португальцы боятся и «плохого воздуха», который может исходить от женщины с регулами, беременной женщины, отлученного от церкви, мертвеца или кладбища. Под воздействием такого воздуха тесто перестает подходить, раны не заживают, а вино превращается в уксус, считают они.
В этой стране верят в ведьм и используют различные методы для их выявления. Например, утверждается, что, если священник во время мессы оставит требник открытым на определенной странице, ведьма не сможет выйти из церкви до тех пор, пока требник не будет закрыт. Довольно распространены в Португалии знахари, приехавшие из принадлежавшей когда-то Лиссабону Бразилии. Эти знахари, практикующие афро-бразильские культы, практически вытеснили традиционных местных колдунов.
Ведьмы и колдуны присутствуют и в повериях Швеции. В стране очень почитают Пасху. В это время не принято жениться или крестить детей, а еще недавно в Страстную пятницу не работали кинотеатры. В день, который в России называют «Вербным воскресеньем», шведы приносят домой ветки ивы, символизирующие пальмовые ветви, которыми жители Иерусалима приветствовали Христа. По местным повериям считается, что в неделю Пасхи ведьмы проявляют максимальную активность, отправляясь на своих метлах на встречу с дьяволом. Поэтому, чтобы изгнать из своего очага нечистую силу, которая могла перепутать свой дом и влететь через трубу в чужой, в камине принято сжигать девять разных видов дров.
В современной Швеции в Чистый четверг дети наряжаются ведьмами и ведьмаками и в таком виде навещают своих соседей, раздавая «пасхальные письма» — украшенные открытки в обмен на сладости или мелочь.
В Северной Швеции существовала довольно жестокая традиция: в Страстную пятницу молодые люди вооружались березовыми прутами и стегали ими живущих в деревне девушек до тех пор, пока те не давали им чего-нибудь выпить.
Еще более странное поверье существовало в Дании. Здесь считалось, что если женщина сумела пролезть через растянутую на четырех палках пленку от плаценты крупного рогатого скота, то все ее дети будут рождаться легко и безболезненно. Однако если это будут мальчики, то они могут стать оборотнями, а девочки — ведьмами.
В Ирландии новобрачным дарят на счастье подкову, но в отличие от многих других стран, подкова здесь всегда вручается рогами кверху, «чтобы счастье не пролилось».
У итальянцев принято проверять правдивость человека с помощью архитектуры. Так, у входа в церковь Святой Марии в Риме находятся знаменитые «уста правды». Считается, что если положить в него руку, то вытащить ее целой может только тот, кто не лжет.
Архитектура участвует и в бытующей в Бельгии примете. В Брюсселе, неподалеку от центральной Гран-Плас, есть бронзовая статуя, изображающая средневекового героя Брюсселя Эверарда Серклаеса. Погладить его по руке — хорошая примета.
В Германии полагают, что если искупаться в холодной воде в первый день Пасхи, то весь год будешь иметь хорошее здоровье.
Важную роль в немецких приметах играют пожилые женщины. Так, в Германии говорят, что если с утра идет дождь, то во второй половине дня будет солнце, но при условии, что старухи прочистят горло. Плохой приметой считается: с утра встретить на улице старую женщину. Если же это произойдет, то на ее приветствие обязательно нужно ответить: «И вам того же». На всякий случай…
Конечно, верить в приметы безоговорочно не стоит. Но что, как ни суеверия, отражает характер разных народов? Не случайно великий Гете считал суеверие поэзией жизни.
N 37, март 2004 г.