Молодежь Эстонии | Л. Лившиц | 09.03.2004 |
Реликвия храма
Во многих странах мира есть музеи одной картины. Но, пожалуй, самый знаменитый из них — музей «Кувшинки», открытый в 1927 году в Париже. В круглом зале бывшей оранжереи, в центре которой стоят диваны, выставлено огромное полотно, написанное французским художником-импрессионистом Клодом Моне. На этом большом панно — гибкие ветви плакучих ив и на сине-зеленой воде покачиваются белые кувшинки.
Какое отношение имеет парижский музей одной картины к нашему циклу статей о музеях Таллинна и собраниях произведений изобразительного и прикладного искусства в храмах города?
Если в действующих и бывших церквах столицы Эстонии — Домской, Пюхавайму, св. Николая и Нигулисте — время и люди собрали богатые и разнообразные коллекции живописи, скульптуры, резьбы по дереву и камню, предметов церковного убранства и утвари, то в православном Преображенском соборе на улице Суур-Клоостри сохранилось из некогда богатого убранства храма только одно значительное произведение высокого искусства, но зато… КАКОЕ!
Прежде чем рассказать об этом произведении — иконостасе, созданном выдающимся русским архитектором и художником ХVIII столетия Иваном Зарудным, немного об истории храма, в котором он (иконостас) установлен.
От Бернара до Меншикова
В 1113 году двадцатитрехлетний наследник знатного и богатого бургундского рода постригся в монахи монастыря ордена цистерцианцев, приняв имя брата Бернара. Фанатичная вера и железная воля сделали его вскоре не только настоятелем монастыря в местечке Клерво, вдохновителем Второго Крестового похода и дали всему ордену новое имя бернардинцев, но и превратили этот орден в один из самых значительных и влиятельных орденов католического мира.
Завещанная Бернаром непримиримость к еретикам и язычникам гнала братьев и сестер ордена в далекие края словом и делом обращать и тех и других к истинной вере христовой. Пришли бернардинцы и в земли Эстонии. Построили мужской монастырь у реки Пакри, в сорока верстах от Ревеля (как тогда называли Таллинн), а женскую обитель разместили за тогдашними пределами Нижнего города, у подножия холма Тоомпеа. Тогда же, в ХIII столетии, построили монахини свою церковь, освятив ее в честь святого Михаила. За семь с половиной столетий многое видели стены этого храма.
Более трехсот лет был он католическим. Только спустя тридцать лет после Реформации и утверждения в Нижнем городе нового вероисповедания, в 1554 году она стала лютеранской, посвященной все тому же святому Михаилу. В течение последующих 162 лет в ней звучали проповеди, хоралы и песнопения Мартина Лютера.
После капитуляции в ходе Северной войны Ревеля в 1710 году русским войскам Петр I оставил в городе большой гарнизон. Существовавшая ранее православная церковь св. Николая была единственной и не вмещала всех верующих. В январе 1716 года князь Меншиков потребовал передать храм св. Михаила для православной церкви. Несмотря на сопротивление местных бюргеров, уже 19 февраля того же года здесь прошло первое православное богослужение, а сам храм вначале освятили в честь св. Стратилата-воина, а в 1734-м он стал Преображенским собором.
Естественно, что во времена католичества и последующих столетий в церкви собралось много произведений искусства. В 1899 году вышла книга Карпа Тизика «История Преображенского собора в Ревеле», в которой он описывает собранные богатые коллекции скульптур, картин, в том числе лучших живописцев Европы, работы ревельских и иностранных ювелиров, чеканщиков, резчиков, иконописцев. О их высокой художественной ценности свидетельствует городское предание, согласно которому ревельские бюргеры, пытаясь предотвратить передачу храма православному приходу, преподнесли Меншикову презент (так тогда элегантно называли взятку) — серебряную дарохранительницу работы местного ювелира Риссенберга. Подарок князь принял, а церковь все равно отобрал. Не могу поручиться за достоверность предания, но дарохранительница сегодня одно из украшений коллекции серебра Петербургского Эрмитажа.
Из всего этого богатства сохранился у нас только иконостас ХVIII столетия.
Иконостас Ивана Зарудного
До сего дня стоят в Москве два храма, построенных в начале ХVIII века Иваном Петровичем Зарудным (1670−1727). Это похожая на яркую игрушку церковь Ивана-воина и величественная многоярусная церковь архангела Гавриила, известная как «Меншиковская башня». Зарудный был автором двух триумфальных арок в Москве в честь побед русского оружия. К сожалению, они не сохранились, но некоторое представление о них дают дошедшие до нас два иконостаса, выполненные московскими резчиками по рисункам Зарудного. Один из них находится в Преображенском соборе Таллинна (1719 г.), второй — в Петропавловском соборе Петербурга, освященный уже после смерти Петра I в 1727 году.
Нет сомнения, что император рассматривал иконостас в столичном соборе как триумфальное сооружение, утверждающее величие России. Иконостас поражает своим величием и действительно похож на триумфальную арку как памятник победы России в Северной войне.
Для ревельского собора Иван Зарудный создал иконостас изящный и соразмерный скромному объему храма. Он украшен множеством богато профилированных резных золоченых карнизов и состоит из двух частей, которые соединены торжественным навершием с крестом. Иконы заключены в резные рамы в виде медальонов. Это, бесспорно, ценнейший образец иконописи и резьбы по дереву ХVIII столетия.
Храм и люди
Связан Преображенский собор и с историей событий и людей. А.С.Пушкин никогда не был в Эстонии. И все-таки этот собор самым непосредственным образом связан с его судьбой. Летом 1736 года в Преображенском соборе венчались Абрам Ганнибал и Кристина Шеберг — прадед и прабабушка великого поэта.
После завершения строительства в 1900 году собора Александра Невского Преображенский храм передали эстонскому православному приходу. Сегодня в центре интерьера стоит беломраморный саркофаг с отлитыми из бронзы предметами епископского облачения. Это памятное надгробие первого эстонского православного епископа Платона, погибшего в 1919 году от пуль красногвардейцев. И это надгробие, и бюст Платона в церковном дворике создал эстонский скульптор Амандус Адамсон. Они напоминают, что любая вражда — социальная, национальная, религиозная — приносит людям горе.
Такова краткая история трех эпох: католичества, лютеранства, православия и одной реликвии — иконостаса Ивана Зарудного.