Еженедельный журнал | А. Панов | 09.03.2004 |
Причины случившегося безобразия хорошо знакомы москвичам по скандалу с выставкой «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре — это якобы «оскорбленные чувства верующих». Проект Янушевского назывался Cosmopolitan icons и представлял собой серии «современных икон» с изображениями кинозвезд, политиков, этикеток шампуней и прокладок. Эти «иконы» мигают электрическими лампочками, распевают песни из встроенных плееров и вообще не имеют ничего общего с сакральными объектами, кроме прямоугольной формы. Янушевский сознательно не использует реальных икон или предметов, что продаются в церковных лавках. Он считает себя не провокатором, а «создателем произведений» и дистанцируется от брутальных москвичей-разрушителей вроде Авдея Тер-Оганьяна, рубившего иконы. Но важнее обсуждать не столько вину Янушевского, сколько поведение погромщиков.
Во всяком озадачивающем эпизоде есть маленькая деталь-оговорка, дающая ключ к пониманию происшедшего. Во всех информационных сообщениях о случившемся говорилось о том, что «молодчики», ворвавшиеся в галерею, были в масках и камуфляжной форме. Но никто не обратил внимания на еще одну подробность: вторжение случилось в 13.00, то есть ровно в тот момент, когда, согласно объявленной программе, должна была состояться встреча художника со зрителями. Янушевский чуть опоздал, и у хулиганов не выдержали нервы: они достали распылители и принялись за дело. Уже сама нервозность есть показатель внутренней неуверенности. Но тут спешка — окончательный прокол погромщиков, переводящих их из ранга идеологических борцов в простых уголовников.
Маски на лицах и перенос агрессии с автора на работы — попытка ускользнуть от опасного столкновения с Реальностью. А на этом столкновении и построена настоящая борьба — за права меньшинств, за свободу вероисповедания или чувства верующих. Скажу страшное: если бы пострадал художник Янушевский, а не его «иконы», то авторы акции в «С.П.А.С.» заслуживали бы если не уважения, то серьезного к себе отношения. Но «крайними» оказались смешные и нелепые фанерные бруски с наклеенными на них фотографиями. И столь же смешным и нелепым выглядит бунт людей в масках, пожелавших остаться неизвестными. Впрочем, эти клоуны испортили бруски. Автору и галерее нанесен материальный ущерб. За что и нужно судить идиотов. И никто из этих трусов не имеет морального права даже заикаться о каких-то там оскорбленных чувствах.
2 марта 2004 г.