Приморский благовест | 09.03.2004 |
Небылицы
Чтобы придать праздничной индустрии хоть какое-то оправдание, нужно обернуть его в красивую обертку «со смыслом». И вот, из одного издания в другое на телевидении и радио начинают кочевать всяческие небылицы о Дне Валентина. Общий смысл сводится примерно к следующему:
«В III веке император Клавдий II в связи с недостатком солдат запретил обряд венчания. Епископ Валентин пренебрег запретом тирана, за что и был брошен в тюрьму.
За несколько дней до казни к нему приводят тяжелобольную девушку. Используя свой целительный дар, Валентин излечивает ее, а в канун казни просит у тюремщика бумагу и чернила и пишет девушке прощальное письмо. 14 февраля 270 года его казнят.
А девушка читает записку, где Валентин написал о своей любви и подписал «Твой Валентин».
Отсюда записки в День святого Валентина выглядят совершенно естественной и даже необходимой частью праздника.
Довольно романтичная история, но есть одно большое НО: в ней нет ни слова правды. Древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака совершалось через благословение на совместную жизнь, краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. Самостоятельный же чин венчания — довольно позднего происхождения и известен с IX века.
На самом деле
В православном месяцеслове в этот день никакой Валентин не упоминается ни по Юлианскому, ни по Григорианскому календарю.
В католическом календаре на этот день выпадает память двух одноименных святых — пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. Так как действие происходит в III веке, речь идет о святых единой Церкви, соответственно житие этих мучеников можно прочитать как в католических, так и в Православных святцах. Действительно, 30 июля по старому стилю Русская Церковь празднует память священномученика Валентина, епископа Интерамны (Терни). Вот что повествует о нем его житие:
«Святой Валентин был епископом города Интерамны в Умбрии (Италия) в правление императора Аврелиана (270−275 гг.). Он сподобился от Бога дара врачевать болезни, призывая имя Господа Ииуса Христа. Однажды он исцелил одного юношу от тяжкого недуга. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника.
Градоначальник, язычник-фанатик, весь свой гнев обратил на святителя Валентина. Его стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Когда святой мужественно отказался, его бросили в тюрьму, и вскоре он был обезглавлен».
Сведения же о Римском пресвитере Валентине мы можем найти в православном календаре 6 июля старого стиля. Он пострадал в царствование императора Клавдия II (268−270). Язычники обезглавили исповедника пресвитера Валентина и обращенного им в христианство императорского сановника Астерия за смелое исповедание Христа.
Как видим, даже намека на хоть какое-то соответствие реальных событий расхожей легенде нет. Стало быть, и святой Валентин здесь ни при чем. Вопреки мнению о его католической природе, этот праздник носит чисто светский, вернее, языческий характер. Изображение «виновника торжества» — самого святого Валентина вам вряд ли удастся отыскать на всевозможных открытках и сувенирах. Их наполняют изображения жирных купидонов, пускающих стрелы, пронзенных сердец и пр.
Происхождение
О реальном происхождении этого дня существует множество версий. Известно предположение о том, что это празднование восходит к Римскому празднику Lupercalia — фестивалю эротизма в честь богини «лихорадочной» любви. Существует мнение, что его истоки следует искать в средневековом поверье о том, что в середине февраля у птиц начинается брачный период. В связи с этим день 14 февраля считался специально посвященным влюбленным: можно было отправлять любовные письма и дарить безделушки, напоминающие о любви.
Но никто особо не пытается размышлять над смыслом праздника. Действительно, какая разница, в конце концов, что праздновать? Народ празднует — денежки текут в руки предприимчивых дельцов, и все довольны. День святого Валентина шагает по стране. Наша молодежь, почуяв возможность в очередной раз повеселиться, быстро освоилась в том, как нужно отмечать новую дату. Мы не хуже других, мы как в Европе.
Кстати
Консервативные немцы упорно считают святого Валентина покровителем психически больных, украшают в этот день все лечебницы алыми лентами, а в часовнях проводят специальное богослужение.
Что же делать?
Чем заменить все те праздники, которые чужды русскому народу, но к которым люди привыкли? Разве плохо почитать защитников Отечества или лишний раз отдать дань уважения женщине? Не плохо. Тем более, что на Руси издавна существовали аналогичные памятные даты, празднование которых нужно возрождать вместо привнесенных в нашу жизнь извне, — ничего, кроме разрушения национальных традиций, в себе не несущих. Однако праздники, отражающие традиции русского народа и имеющие глубокий православный смысл, упорно игнорируются.
Таким образом, «Днем защитника Отечества» должен стать один из дней русской воинской славы. Наиболее подходит для этого день 21 сентября — когда празднуется Рождество Богородицы и День победы Русских войск на Куликовом поле. Также необходимо отмечать Дмитровскую родительскую субботу — традиционный день памяти всех Русских воинов на поле брани убиенных.
Женским днем на Руси всегда почиталось третье воскресение после Пасхи — Неделя святых Жен-Мироносиц. И вместо нового Дня святого Валентина на Руси уже много веков существует день святых Петра и Февронии, покровителей супружеского счастья.
По материалам газеты «Голос cовести»
5 марта 2004 г.