Русская линия
Пресс-служба УПЦ08.03.2004 

«Попытка униатов учредить в Украине греко-католический патриархат — это провокация»
Интервью с секретарем Комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности Станиславом Пхиденко

— Станислав Семенович, как вы расцениваете заявление господина Гузаря о том, что папа Римский ему не помеха, поэтому Греко-католический патриархат все равно будет учрежден?
— По-моему не целесообразно создавать на Украине такую административно-территориальную единицу, как Греко-католический патриархат, поскольку униатская церковь не является традиционной в нашей стране. Все прекрасно понимают, что доминирующей у нас является Украинская Православная Церковь. Несмотря на то, что Конституция дает всем религиозным общинам равные права, всякому здравомыслящему человек ясно, что Христианство в Украине возникло в виде Православия, а не какой-то другой конфессии. Поэтому я бы назвал попытку униатов основать в Украине патриархат, провокацией. А то, что они хотят это сделать даже без разрешения Папского престола, больше похоже на экспансию.

— Для вас, как для волынянина, это, наверное, болезненная тема…
— Ну конечно. Ведь Православие на Волыни всегда доминировало, доминирует и по сей день. Для меня, как волынянина, этот вопрос приобретает особую остроту. Потому что именно благодаря неправомерной деятельности бывшего Луцкого епископа Кирилла (Терлецкого) и Владимиро-Волынского Ипатия (Потия) была утверждена уния, которая причинила Украине много вреда. Ведь они стали генераторами и основными «локомотивами» в деле распространения католических веяний в этом регионе. Униатская церковь не утвердилась на Волыни, не пустила корни, и на сегодняшний день там существует несколько небольших общин. И только потому, что народ против этого.

— Как вы можете прокомментировать то, что по указанию Гузаря некоторые депутаты начали сбор подписей в Парламенте и собираются повести петицию папе Римскому с тем, чтобы добиться утверждения греко-католического патриархата в Украине?
— Здесь уместно сказать о поведении народных избранников. К сожалению, в Парламенте есть депутаты, которые лоббируют свои частные западно-галичанские интересы — стараются решить какие-то проблемы, связанные с католицизмом и униатством в отдельных регионах. Но мне кажется, если уж человек попал в Верховную Раду, он должен учитывать интересы всего народа. Я убежден, что подавляющее большинство народных депутатов не поддержит идею о создании униатского патриархата.

— Скажите, а сколько греко-католиков в депутатском корпусе?
— Точно сказать не могу. Но думаю, что их не больше двух десятков.

— Главы всех Поместных Церквей резко осудили попытку греко-католиков создать в Украине униатский патриархат. А Вселенский патриарх, обращаясь к папе Римскому, сказал, что это вообще разрушит католико-православный диалог. Не кажется ли вам, что в данном случае униаты выступают провокаторами раздора между ветвями Вселенского Православия?
— Это действительно так. К тому же униатам присуща четко выраженная экспансия — они не смотрят ни на какие преграды, а с огромной силой, что называется, пробивают себе дорогу. Думаю, что в такой ситуации православным верующим нужно неустанно аппелирывать к истории. К тому же великий классик украинской литературы Тарас Шевченко, который является авторитетом для многих, высказывал свои симпатии именно к Православной Церкви, но не к униатской.

— А не кажется ли вам, что все эти униатские выпады связаны с какой-то политикой?
— Всем известно, что деятельность, как католиков, так и униатов очень тесно связана именно с политикой. Религия у них соединяется с национальными вопросами — часто можно наблюдать апатию со стороны униатов к российскому народу и россиянам, которые живут на Украине. Я уже не говорю про агрессивную антикоммунистическую позицию, которая выдается за критерий рафинированной чистой религии. Это признак заполитизированности, которой просто не должно быть в религии. Удивляет, как ведут себя униаты во время выборов. На приходах священникам четко указуется, за кого голосовать, а за кого нет. Униаты забывают, что государство — это земное царство, а Церковь — небесное. Хоть Господь и сказал, «Царство Мое не от мира сего», Греко-католическая Церковь всеми своими корнями вросла в землю, так что уже не может думать о небесном и возвышенном.

Беседовал Василий Анисимов


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика