Русская линия
НГ-РелигииПротоиерей Всеволод Чаплин03.03.2004 

Москва и Ватикан нашли общий язык
Святой Престол пока не планирует создавать на Украине Греко-Католический Патриархат, утверждает протоиерей Всеволод Чаплин

— Отец Всеволод, можно ли назвать прошедшие переговоры удачными?

— Две Церкви в очередной раз обозначили свои позиции. И в ходе переговоров, и в публичных выступлениях кардинал Каспер подчеркнул, что Римско-Католическая Церковь ознакомилась с позициями нашей Церкви и других Православных Церквей по вопросу о возможности создания Греко-Католического Патриархата на Украине. Было также сказано, что российские греко-католики должны подчиняться латинским епископам и что в России не планируется создавать греко-католический экзархат, чего добивается группа людей, многие из которых ранее покинули Православную Церковь.

На переговорах принято решение о создании совместной рабочей группы, которая будет рассматривать существующие проблемы и готовить соответствующие рекомендации руководству Церквей. Успех диалога зависит исключительно от того, смогут ли быть выработаны решения, приемлемые для верующих обеих Церквей. Эти решения должны снять боль и озабоченность православных по поводу действий католиков.

— Как католическая сторона объясняет необходимость создания Греко-Католического Патриархата на Украине?

— Кардинал Каспер четко разъяснил, что речь идет не о принятом решении и даже не о намерении Ватикана создать Патриархат. Святой Престол лишь изучает этот вопрос и сегодня не предпринимает активных попыток обосновать необходимость создания Греко-Католического Патриархата.

— Когда Русская Церковь была поставлена в известность о планах Ватикана по созданию Патриархата и чем они угрожают РПЦ?

— Вопрос о конкретных планах Ватиканом пока не рассматривался. Обсуждение этой проблемы ведется уже давно, в частности, во время встреч митрополита Кирилла и кардинала Каспера, которые проводились на нейтральной территории. Католики и православные по-разному толкуют само понятие «Патриархат». Для католиков это почетная кафедра, в то время как для православных — синоним самостоятельной Поместной Церкви.

Но дело в том, что греко-католики понимают этот термин примерно так же, как православные. Они стремятся к получению статуса Патриархата, чтобы утвердиться в качестве национальной Церкви Украины. Однако мы знаем, что греко-католики составляют на Украине локальное меньшинство. Поэтому для православных верующих очень странно слышать претензии греко-католиков на создание национальной Церкви. Это выглядит как явная декларация их чрезмерных претензий на расширение своего влияния и как попытка создания структуры, параллельной древней кафедре киевских митрополитов.

— Как католическая сторона отреагировала на аргументы РПЦ против создания Патриархата?

— Кардинал Каспер заявил, что отзывы Православных Церквей Ватиканом получены и изучаются.

— Если Патриархат все-таки будет создан, какие ответные шаги предпримет Русская Церковь?

— Как уже сказал Святейший Патриарх Алексий II во время встречи с кардиналом Каспером, это будет иметь катастрофические последствия для отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, поставит крест на этих отношениях на десятилетия. Не хочется даже думать о том, какие последствия будет иметь это решение. Надеюсь, что Ватикан воздержится от такого шага.

— Полтора года назад Русская Церковь опубликовала список претензий к российским католикам, касающихся их прозелитской деятельности на канонической территории РПЦ. Как изменилась ситуация за это время?

— Может быть, стало меньше вопиющих случаев прозелитизма, но тем не менее по-прежнему имеют место факты, вызывающие беспокойство у православных верующих. Взять, к примеру, ситуацию в Нижнем Новгороде, где планируется открыть католический женский монастырь. Непонятно, для чего нужен монастырь в городе, где всего несколько десятков католиков.

Если он создается для благотворительной деятельности среди православных, то тогда почему не предусмотрено, что пастырской деятельностью, сопровождающей эту благотворительность, должен заниматься православный священник? Если же этот монастырь создается для удовлетворения духовных нужд католических монахинь, то тогда почему бы не открыть его в тех местах, где исторически распространен католицизм? Там им будет гораздо легче жить и молиться.

— Как отреагировал на обвинения в прозелитизме кардинал Каспер? Какие действия намерена предпринять католическая сторона для того, чтобы исправить ситуацию?

— Совместная рабочая группа как раз и создается для того, чтобы исследовать конкретные проблемы и попытаться выработать рекомендации, направленные на то, чтобы подобных случаев больше не было.

— Известно, что между Московским Патриархатом и Ватиканом существуют разногласия в толковании самого термина «прозелитизм». Намерены ли православная и католическая стороны согласовать свои позиции в этом вопросе?

— Я думаю, это нужно сделать, хотя конкретных планов подобной концептуальной работы пока нет. Такая проблема действительно существует, хотя позиция кардинала Каспера очень близка нашей. Он говорит о том, что целью присутствия Римско-Католической Церкви в России должно быть пастырское окормление своих верующих, а не обращение в католичество православных христиан.

Конечно, отдельные случаи перехода православных в католицизм и наоборот всегда будут, поскольку они являются следствием личного выбора человека. Но наша Церковь не приемлет миссионерской деятельности католиков, стратегически ориентированной на людей православной культуры. К сожалению, в Ватикане бытует мнение, что жители бывшего СССР, пережившие диктатуру атеистического режима, — это почти сплошь безбожники, которые нуждаются в повторном обращении в христианство. Однако большая часть населения России, Украины, Белоруссии, Молдовы, а также русские, проживающие в Средней Азии и в Закавказье, являются православными христианами по вере, крещению и духовной традиции. Сегодня они активно возвращаются к отеческой вере.

Впрочем, кардинал Каспер ясно сказал, что Католическая Церковь не намерена обращать в католичество православных христиан. К сожалению, ситуация на местах часто свидетельствует об обратном. Очевидно, в Католической Церкви есть люди, которые понимают, что более чем скромные успехи миссионерской деятельности среди православного населения не стоят того, чтобы портить отношения с Православной Церковью. Но есть и те, кто готов вести миссионерскую проповедь любой ценой, пренебрегая мнением местных Церквей. Хочется надеяться, что первая линия все-таки возобладает. В противном случае Католическая Церковь рискует растерять всех своих друзей в христианском мире.

— Затрагивалась ли в ходе переговоров тема возможного визита Папы Римского в Россию и его встречи с Патриархом Алексием II?

— Эта тема не обсуждалась. Но кардинал Каспер сказал, что в этом вопросе Ватикан будет проявлять уважение к мнению православной стороны и без ее приглашения визит Папы в Россию невозможен.

Беседовал Олег Недумов.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика