Русская линия
Известия Науки Ирина Абрамова03.03.2004 

Ислам и иудаизм должны выйти из-под влияния политиков
Причины религиозных конфликтов

Спросите любого школьника, что он помнит из истории Средних веков? И наверняка услышите в ответ: «Костры инквизиции. Войны христиан с мусульманами.» А что мы слышим сейчас — Ольстер и баскские сепаратисты, палестинский Хамас, афганские моджахеды и чеченские сепаратисты. За всем этим — длинный исторический шлейф религиозных противостояний. Почему события иногда тысячелетней давности способны так остро влиять на современность? Могут ли ученые — историки, философы, теологи — внести свой вклад в разрешение так называемых религиозных конфликтов? Об этом шла речь на «круглом столе» в Медиа-центре «Известий», организованном при содействии Центра стратегических исследований религии и политики современного мира.

Его участникам было очень непросто начать откровенный разговор и в силу различия взглядов, и в силу сложной политической ситуации вокруг двух религий — ислама и иудаизма, противостояние приверженцев которых во многом определяет современную историю.

Известный своим фундаменталистским подходом председатель «Исламского комитета» философ Гейдар Джемаль пространным экскурсом в историю возникновения и взаимоотношений иудаизма и ислама пытался обосновать тезис о непримиримости, казалось бы, столь родственных религий. Действительно, даже не слишком искушенный в богословских тонкостях человек знает, что вероучения ислама и иудаизма очень и очень схожи. И та и другая религии признают, что Бог един, что на Страшном суде он будет судить народы, что для мира Бог открывается через пророков. Немного знакомый с еврейской историей читатель, несомненно, вспомнит про расцвет еврейской культуры в мусульманской Испании. Профессиональный историк расскажет о прочном и привилегированном положении еврейских общин во всем исламском мире Средневековья.

Откуда же столь жесткая и беспощадная конфронтация в наши дни? Гейдар Джемаль видит ее корни именно в религиозной традиции. Являясь сторонниками общей идеи избранного Богом народа, ислам и иудаизм разошлись, по мнению философа, в момент столкновения с государственной властью. «Иудаизм стал на сторону поддержки и обслуживания олигархической, а потом и монархической власти еще со времен царя Соломона». Это явилось основой для появления сионизма в XIX-XX столетиях, который Джемаль классифицирует как движение правой ориентации, в 80-е годы XX столетия «открыто перешедшее к рыночной либерализации внутри государства Израиль, отбросив всякие претензии на связь с социалистическими учениями». Религию ислама «с момента возникновения» философ позиционирует как «защищающую обиженных, обездоленных и угнетенных, несмотря на постоянный контроль амиров, султанов, улемов», а в современном мире превратившуюся в единственную силу, «гарантирующую свободу социального сопротивления обществу диктатуры и бесправия». Поэтому суть конфликта на Ближнем Востоке заключается в том, что «Израиль является не иудейским государством, а плацдармом западного колониализма в арабском мире, с помощью которого вполне антисемитский Запад, прикрываясь евреями, пытается решать свои прагматические задачи».

Профессор, руководитель департамента Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК) Роман Спектор выступил оппонентом своего визави. Он подчеркнул, что ислам и иудаизм являются наиболее близкими религиями в рамках монотеистического мировосприятия. А вот антисемитизм, приобретающий в Европе все более масштабные очертания, становится одной из серьезнейших проблем современности. Потому что Европа во многом влияет и на позицию мусульман в этом вопросе. Однако разрешать противоречия между религиями и их последователями можно только с помощью прямого богословского и политического диалога. Условиями успешности этого диалога, по мнению Романа Спектора, должна стать сама система его организации представителями религий — священнослужителями и интеллектуалами, — а не «бездуховным либеральным Западом».

В качестве примера такого диалога он привел «Форум всех религий», прошедший в сентябре прошлого года в Астане при содействии ЕАЕК. Что же касается исторических «шлейфов» так называемых религиозных конфликтов, то, по мнению профессора, их не так уж и много. Более того, часть их специально «раздувается» либеральным Западом, под прикрытием войны религий решающим свои политические задачи, и прежде всего на Ближнем Востоке. Именно ученые на таких вот диалогах-дискуссиях должны показывать обществу исторические примеры мирного сосуществования, а порой и взаимообогащения религиозных учений. Достаточно обратиться к истории вопроса на территории Казахстана или Татарстана.

Отвечая на вопросы «Известий», оба гостя сошлись на том, что за любым религиозным конфликтом стоят чьи-то абсолютно светские, политические и экономические интересы. Поэтому выйти из состояния войны между двумя религиями можно, только выведя отношения между ними из-под влияния сил, использующих ислам и иудаизм в политических играх.

2 марта 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика