Русская линия
Regions.ruСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)25.02.2004 

Патриарх Алексий: Одной из самых значительных угроз, перед лицом которой стоят сегодня христиане, является угроза секуляризма

В связи с юбилеем Патриарха Алексия во многих российских и зарубежных СМИ появились интервью с ним. Мы публикуем наиболее интересные фрагменты из них:

Одной из самых значительных угроз, перед лицом которой стоят сегодня христиане, является угроза секуляризма. В каком-то смысле к нам возвращается опыт первых веков христианства. Христова Церковь вновь оказалась меньшинством в окружении недоброжелательного большинства. Почти повсеместно уходит в прошлое практика государственной церковности. Более того, окружающий мир уже не стыдится называть себя постхристианским. Современная международно-правовая система основывается на приоритете интересов земной жизни человека и человеческих сообществ перед религиозными ценностями. Такой же приоритет закреплен в законодательстве многих стран — на нем базируется регламентация деятельности органов власти, образовательной системы и тому подобного. Нередко этот принцип используется различными общественными силами для открытого противостояния Церкви и христианской вере и радикального вытеснения христианства из общественной жизни.
Однако Предание Церкви не позволяет нам признать нормой складывающийся миропорядок, в основу которого полагается помраченная грехом человеческая личность. Мы твердо помним слова Христа Спасителя о будущем Церкви: «Врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18), и это обетование должно быть для нас не поводом к беспечной успокоенности, но понуждением к самоотверженному труду, к отстаиванию своей идентичности пере лицом стремительно меняющихся стихий мира сего.
Церковь отвечает на вызовы нового времени, призывая к утверждению христианских ценностей в процессе принятия важнейших решений как на национальном, так и на международном уровне. Мы глубоко убеждены в том, что открытость каждого народа многоразличному Божию миру и готовность к диалогу с ним принесут достойные плоды только в том случае, если этот народ сумеет сохранить присущий ему культурно-исторический и духовный облик, обогащающий человечество.

— Примирение между различными христианскими конфессиями идет гладко или с преодолением множества препятствий? Какие существуют трудности на пути к примирению?
— На мой взгляд, пока рано говорить о примирении как о свершившемся факте. Во взаимоотношениях между христианскими конфессиями имеется ряд серьезных трудностей. И, к сожалению, количество их в последнее время не уменьшается, а наоборот, увеличивается.
Одной из главных проблем является так называемый прозелитизм, то есть активная миссионерская деятельность тех или иных конфессий на территориях, где исторически существует другая христианская Церковь, в течение столетий влиявшая на формирование культур народов, населявших данные территории. Этим нарушается древний христианский принцип, заложенный святым апостолом Павлом, который писал: «Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15. 20).
Ярким примером является Россия, которая, как и большинство других стран Содружества Независимых Государств, в начале 1990-х годов пережила небывалый наплыв иностранных проповедников, основавших религиозные общины, чуждые, а зачастую и прямо враждебные Православию, традиционному для нашей страны. Прозелитическая деятельность продолжается и по сей день. И сказать, что мы проповедуем Одного и Того же Христа, то есть делаем одно и то же дело, — означает закрыть глаза на реально существующие различия, остаться равнодушным к культурно-историческому богатству наций, и более того, признать историю своего народа ошибочной и несостоятельной. Мы решительно выступали и выступаем против такой «евангелизации» нашего якобы темного народа, обесценивающей и подрывающей авторитет дела христианского благовестия.
Однако много нерешенных вопросов остается не только в сфере миссии. Например, до сих пор не сложилась практика принятия и выполнения обязательств, которые бы одни Церкви принимали на себя по отношению к другим Церквам. Многое делается в одностороннем порядке, что свидетельствует о недостатке братской любви и воли к христианскому единству.
Так, в последние десятилетия руководство некоторых западных конфессий подвергло сомнению самые основы христианской нравственности, предприняв шаги, которые являются явным нарушением библейских заповедей. Такое положение дел ставит под вопрос целесообразность дальнейшего диалога с этими христианскими сообществами.
Примирение между христианскими конфессиями, диалог между ними — это чрезвычайно сложный и ответственный процесс, для благоприятного хода которого определенным сообществам необходимо многое пересмотреть и от каких-то вещей отказаться. У нас сохраняются добрые отношения с отдельными епархиями, монастырями, приходами Римско-Католической Церкви. Мы успешно сотрудничаем с международными католическими благотворительными организациями. Ежегодно растет число как православных паломников, посещающих христианские святыни Запада, так и католиков, желающих прикоснуться к сокровищам православной духовности. Примеров доброго взаимодействия, подлинного интереса и уважительного отношения к иной духовной традиции достаточно много. И хотелось бы, чтобы их число постоянно росло. Если мы будем благожелательно относиться друг к другу, как христиане, с болью переживающие трагедию разделения, а не как конкуренты, использующие все средства для достижения своих целей, то рано или поздно возникнут взаимно приемлемые решения.

— В интервью «Итогам» 13 мая 2003 года Вы изложили, на каких условиях может произойти примирение. Есть ли в этом направлении какие-то положительные изменения?
— К сожалению, нельзя сказать, что за несколько месяцев, прошедших с тех пор, ситуация в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами изменилась к лучшему. Условия нормализации наших взаимоотношений известны.
Русская Православная Церковь настаивает на прекращении миссии, которую ведет католическое духовенство и представители монашеских орденов среди православного населения России и других стран СНГ. Особенно недопустимым является обращение в католицизм российских детей, находящихся в католических приютах. Однако, к нашему прискорбию, Ватикан не желает ограничить деятельность своих миссионеров, отрицая само наличие данной проблемы.
Вторым препятствием к улучшению межконфессиональной ситуации является политика Греко-Католической Церкви на Украине по отношению к православным этой страны. На западе Украины верующие Украинской Православной Церкви Московского Патриархата испытывают притеснения со стороны греко-католиков, в то время как униатское руководство развивает стратегию экспансии на традиционно православные территории.
28 июля 2003 года Ватикан утвердил создание Одесско-Крымского экзархата Украинской Греко-Католической Церкви, охватывающего юг Украины, где подавляющее большинство верующих составляют православные. Очевидно, что целью подобных действий является дальнейшее распространение унии. Подтверждением тому являются планы греко-католиков перенести свою главную кафедру в Киев, где их Церковь никогда не имела значительной паствы. Помимо этого, в противовес Православной Церкви, они добиваются от Ватикана статуса «патриархата».
Нет сомнений, что вышеупомянутая политика греко-католиков, находящихся в юрисдикции Рима, никак не способствует урегулированию отношений между Московским Патриархатом и Ватиканом. — Когда, по Вашему мнению, возникнут условия для того, чтобы все христиане смогли соединиться в лоне единой Церкви?
— Думаю, что любой христианин воспринимает факт отсутствия в христианском мире единства и существования всевозможных разделений как глубоко трагический. Заповедь о единстве была дана Самим Господом Иисусом Христом Своим ученикам (Ин. 17. 21). Сознавая это, мы в то же время помним, что заповеданное Спасителем единство должно быть прежде всего единством веры. Но за длительный период, прошедший со времени событий 1054 года, разделивших Православную и Католическую Церкви, христианские исповедания — Православие, католицизм и появившийся впоследствии протестантизм — настолько отдалились друг от друга в своем богословии, догматике, церковном устройстве, аскетической и литургической практике, что в наши дни практически невозможно представить их объединение в некую единую надконфессиональную структуру.
К сожалению, это подтверждают изменения, происходящие в последние годы, прежде всего в протестантских церквах и сообществах. Введение многими протестантскими деноминациями женского священства, открытая апология гомосексуализма, связанное с этим произвольное толкование Священного Писания являются абсолютно неприемлемыми для Церквей древней апостольской традиции, таких как Православная и Католическая.
Однако и между этими Церквами существует огромный комплекс сложностей и расхождений, который никоим образом не позволяет говорить об их скором и легком объединении.
Безусловно, все это отнюдь не означает забвения заповеди о единстве. Мы, православные христиане, верим, что именно Святое Православие, сохраняя чистой и незамутненной апостольскую христианскую веру и древнее церковное предание, является той Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, которую мы исповедуем в Никео-Цареградском Символе веры.

— Как Вы расцениваете феномен христианских сект, которые распространены повсюду, особенно в США?
— Как известно, секты существовали всегда, даже в отдаленном прошлом. И во все времена они пользовались определенным влиянием на людей. Из всех христианских конфессий именно для протестантизма наиболее характерно разделение на множество различных направлений. Сама природа протестантизма, основанная на принципе свободного толкования Священного Писания каждым верующим, как бы провоцирует возникновение все новых и новых сообществ. Иногда в результате такого деления возникают группы, которые только именуются христианскими, но не имеют в себе ничего христианского с точки зрения древней апостольской традиции, а зачастую и прямо противоречат ей. Именно такие группы мы именуем сектами.
Американский протестантизм имеет свои особенности. В Соединенных Штатах появилось само понятие «деноминация», потому что господствующих, государственных церквей там не было. Общеизвестно, что первоначально сама эта страна образовывалась по конфессиональному признаку: тот или иной штат соответствовал определенной деноминации. В США возникли и совершенно новые религиозные сообщества, многие из которых вполне заслуживают название «секта».
Неудивительно, что подобный процесс продолжается в настоящее время, которое отмечено духовным кризисом во многих странах Запада, когда размываются правильные представления о Едином Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять Его волю. В этих условиях активизируются «старые», давно известные секты и возникают «новые религиозные движения», которые пытаются пересмотреть всю систему христианских ценностей, ищут мировоззренческую основу в восточных религиях и даже обращаются к оккультизму и сатанизму. Задача Церкви состоит в том, чтобы открыть истину Христову адептам этих сект, новых и старых, помочь им открыть для себя глубину и красоту подлинной христианской традиции.

— Последние полтора десятилетия, безусловно, войдут в историю России как годы религиозного возрождения, восстановления из руин православных храмов и святынь. Можно ли назвать какие-либо суммарные величины восстановительных и строительных работ и каковы дальнейшие планы в этом направлении?
— Сегодня можно говорить о том, что в России возвращение православных храмов, монастырей, иных церковных зданий происходит в основном в контексте диалога и взаимопонимания со светской властью, хотя и на этом пути встречаются проблемы.
Ныне только в Москве в непосредственном ведении Патриарха находится более 600 храмов и часовен (это почти в 15 раз больше, чем было до 1988 года), 4 мужских и 4 женских монастыря. В канонических пределах нашей Церкви (то есть не только в России, но и в других странах Содружества Независимых Государств и Балтии), а также в епархиях в дальнем зарубежье в 1988 году суммарно было менее 7 тысяч приходов и менее 20 монастырей, а сейчас приходов — около 23 тысяч, монастырей — около 640. Возросло и число церковных образовательных учреждений — сегодня это 5 Духовных академий, 33 Духовные семинарии, 44 Духовных училища. Кроме того, действует ряд православных богословских институтов, регентских и иконописных школ и отделений, а также церковно-приходские воскресные школы при подавляющем большинстве приходов.
Однако остаются и нерешенные вопросы, над которыми мы будет работать и в новом году: далеко не во всех имеющихся у нас храмах возобновлено богослужение — главным образом, из-за того, что церковные здания не освобождены прежними владельцами. Также существуют немалые трудности и в возвращении так называемых некультовых зданий — домов причта, епархиальных управлений, церковных школ, больниц, приютов. Иногда не всегда просто гармонизировать интересы Церкви и учреждений культуры, однако практически всегда мы приходим к взаимоприемлемому решению. — Наряду со строительством храмов возрождается и тяга к христианским знаниям. Насколько велик поток людей, получающих разного рода знания о вере при содействии Русской Православной Церкви?
— Действительно, многие наши соотечественники испытывают потребность в более глубоком постижении церковного вероучения. Если еще десять лет назад было достаточно ознакомить людей, впервые перешагнувших порог храма, с начатками веры, то сейчас очевидна потребность в том, чтобы поднять религиозное образование для мирян на качественно новый уровень. В качестве перспективных вариантов системного решения этой задачи видится налаживание «горизонтальных» связей между духовными учебными заведениями и светскими вузами, введение обучения в последних по специальности «Теология».
Также весьма актуален вопрос и о преподавании Основ православной культуры в школе. Никто не станет отрицать того факта, становление исторического Российского государства, а также языка, культуры и самого духовно-психологического облика нашего народа неразрывно связано с Русским Православием. И если мы хотим, чтобы новые поколения чувствовали национально-историческое, духовное и культурное преемство с поколениями наших предков, изучение Основ православной культуры представляется совершенно естественным и необходимым. Сотни государственных школ по всей России уже накопили положительный опыт преподавания нового, но столь необходимого современной России предмета.
Подчеркну, что Основы православной культуры — дисциплина не религиозного, а скорее культурологического плана. Абсолютное большинство родителей и педагогов приветствует преподавание этого предмета, и изучается он на строго добровольной основе.

— Как обстоят дела в отношениях Русской Православной Церкви с церковными образованиями старого обряда? — Наши отношения со Старообрядчеством можно назвать братскими и уважительными. Ведь, помимо единства догматов веры, нас сближает общее духовно-историческое наследие Древней Руси. Одной из областей нашего сотрудничества является изучение национальной церковной культуры, интерес к которой не ослабевает ни у представителей Русской Православной Церкви, ни у членов всех согласий и течений в Старообрядчестве.

— В России, особенно в XIX и в начале XX веков, ярко выразили христианские идеи многие художники, создававшие в светской манере произведения на евангельские темы. Достаточно вспомнить полотна Ивана Крамского, Николая Ге, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Михаила Нестерова, Виктора Васнецова. Не предполагает ли Русская Православная Церковь в новых условиях использовать талант художников, пишущих в светской манере, в целях лучшего раскрытия христианских ценностей?
— Естественна приверженность Церкви к традиции вообще, в том числе к великой иконописной традиции, освященной духовным подвигом русских изографов. При этом православные люди не отвергают и своих современников-живописцев, с верой и талантом прославляющих дела Божии, даже если их художественное мышление может показаться иногда непривычным.
Однако следует четко отграничивать живопись на религиозные сюжеты от церковной иконописи. В светской живописи художник абсолютно свободен в выборе формы, стилистики, художественной техники и так далее, в иконописи же все определяет канон, который, по слову отца Павла Флоренского, является оселком, о который ломаются бездарности и на котором изостряются настоящие дарования.
И если кто-то благословлен даром свидетельствовать о мире Божием новым художественным языком — да не заградятся его уста. Ибо, как писал И.А.Ильин, «творить христианскую культуру возможно только в христианском духе и в христианском порядке; в порядке веры и сердца, свободы и творчества, совести и созерцания. Церковь ведет веру. Вера объемлет душу. Душа творит культуру».
Литургическая и внехрамовая культуры всегда сосуществовали в древних христианских общинах, но никогда не смешивались. Безусловно, если какие-то формы светского искусства смогут помочь человеку приблизиться к пониманию духовных истин, то Церковь может только приветствовать это.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика