Русская линия
Российская газета Елена Яковлева06.02.2004 

Не закажи
Русская православная церковь предложила бизнесу моральный кодекс

VIII Всемирный русский православный собор предложил российскому бизнесу жить по новому этическому кодексу. Он принял Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, уже вызвавших бурную реакцию со стороны бизнес-сообществ и СМИ. Что представляет из себя новый свод «заповедей для бизнеса»? Это очередное наступление на свободу предпринимательства в России? Или попытка помочь этой свободе осуществиться? Благое пожелание или заявление своей гражданской позиции?

Зачем писался новый этический деловой кодекс? Чья это была инициатива? На вопросы «РГ» отвечает завслужбой коммуникации РПЦ Виктор Малухин:

— Свод — не церковная инициатива и не церковный документ. Его выработал и утвердил 8 Всемирный русский народный собор, общественная организация, институт гражданского общества. Но, видимо, таково веление нашего времени. Оно было уловлено здоровыми силами общества. Россия более 10 лет находится в принципиально иной, чем прежде, морально-экономической системе координат, и возникает потребность определить то, что светские люди называют «правилами игры». Люди церковные говорят о необходимости утверждения христианских норм нравственности во всех аспектах жизни современного российского общества. Если оно хочет быть жизнеспособным, здоровым и открытым к развитию.

Жизнь должна строиться на здоровых началах.

В экономике это было особенно важно сделать, потому что мы наблюдаем в ней тревожные тенденции: стремительное расслоение по имущественно-социальному признаку, навязывание принципов вседозволенности.

— Какую «идеологию» несет Свод? Левую? Правую? Многие воспринимают православие как религию, настроенную против бизнеса…

— Церковь никогда не выступала против любого вида человеческой деятельности, если только она облагорожена и проникнута христианским отношением к миру и ближнему. И более того, люди, подвизающиеся в бизнесе, имеют гораздо больше возможностей, чем все остальные, творить добро.

— Кто готовил Свод?

— Свод вырабатывался так же, как и социальная концепция Церкви: в рабочей группе были представлены люди, исповедующие самые разные принципы, это синтез всех возможных точек зрения и репрезентативное выражение позиции ответственной и нравственно-зрелой части современного бизнес-сообщества.

— Вызывают недоумение сообщения о том, что Свод будет подписываться бизнесменами. И что, начнется деление на тех, кто подписал и не подписал?

— Это злонамеренная глупость. Церковь никого силком в рай не затаскивает. Она может только предложить, а уж дело совести и нравственной зрелости человека принять что-то или отказаться, Бог наделил нас свободной волей. Церковь никогда не имела и не собирается приобретать функции директивно-принудительного управления людьми.

— Все-таки в попытке собрать под Сводом подписи есть что-то странное.

— Никто ни к кому не придет и не предложит ничего подписывать. Свод вывешен на официальном сайте РПЦ, и целый ряд организаций, к которым мы не обращались, сами изъявили желание его подписать. Человек, поставивший подпись, — не избранный, не занесенный в привилегированные списки за какими-то льготами. По-моему, его подпись свидетельствует о том, что люди не думают, что мир начинается с них и только с них. А признают над собой нравственное начало. Вот это важно, и это добрый знак.

6 февраля 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика