Русская линия
НГ-Религии Олег Недумов04.02.2004 

Православные объединяются вокруг Москвы
Громкая инициатива Патриарха может стать политическим проектом государственной важности

В ходе своего недавнего визита в Киев Владимир Путин вновь дал понять, что забота о единстве православия становится для Кремля одной из приоритетных политических задач. На встрече с иерархами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) президент впервые высказал свою позицию по поводу церковного раскола на Украине. «Мы не вмешиваемся, не можем и не будем, конечно, вмешиваться в церковную жизнь. Но мы знаем, как вам сложно переживать тот раскол, о котором вы говорили. И, не вмешиваясь в то, что происходит внутри Церкви, могу сказать, что сердцем и душой мы с вами», — заявил президент.

При этом Путин косвенно опроверг утверждения раскольников, что УПЦ МП будто бы подчинена Москве: «Сегодня Украинская Православная Церковь является абсолютно независимой и самостоятельной, в том числе и от Русской Православной Церкви. Единственная связь, которая осталась между Церквами, — это связь каноническая и духовная. На мой взгляд, это очень важная составляющая единства наших народов. Может, это то немногое, что осталось абсолютно единым, то немногое, что мы должны с особым вниманием беречь, то, что мы должны сохранить на будущее для наших детей и внуков».

Леонид Кучма, в свою очередь, высказался в адрес раскольников еще более категорично. Напомнив, что раскол привел к появлению новых церковных юрисдикций, президент поделился своим видением его причин: «Некоторые в одной Церкви набедокурят, переходят в другую Церковь, и уже с другого амвона говорят другие речи, как у нас в парламенте».

Сравнение с парламентом здесь не случайно. Тем самым Кучма дает понять, что единство православия для него, как и для российского президента, — один из ключевых факторов политической стабильности в стране. По этой логике раскол уже не просто внутрицерковная проблема, но и угроза безопасности государства.

Что же касается Владимира Путина, то за несколько месяцев он сделал уже несколько политических ходов, которые можно расценить как попытку консолидировать православие, превратить его в мощный идеологический ресурс. Первым шагом в этом направлении стала его встреча в Нью-Йорке с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), которая послужила импульсом для начала переговоров между РПЦ и РПЦЗ по поводу возможного объединения.

На Рождество, как уже писала «НГР», президент посетил праздничное богослужение в храме Московского Патриархата в Суздале. Напомним, что в этом городе расположен административный центр самопровозглашенной церковной юрисдикции под названием Российская Православная Автономная Церковь. Многие расценили этот визит президента как скрытую поддержку РПЦ в ее конфликте с раскольниками. Так ли это, покажет время. Однако то, что государство и президент отдают предпочтение только одной, самой большой религиозной организации страны, является достаточно показательным.

В свою очередь, Московская Патриархия верно поняла политический курс Кремля и возобновила некоторые свои давние инициативы. Патриарх Алексий II предложил созвать Собор всех Православных Церквей мира. «Наше глубокое убеждение состоит в том, что в наше время необходимо укреплять православное единство. Это настоятельное требование времени», — заявил он на встрече с Патриархом Александрийским и всей Африки Петром VII, посетившим Москву с официальным визитом.

Собственно говоря, эта идея родилась уже давно. Еще в 60-е годы между РПЦ и другими Поместными Православными Церквами шли активные переговоры о том, чтобы провести «Святой и Великий Собор Православной Церкви». Однако дальше консультаций дело тогда так и не пошло. Как рассказал в интервью «НГР» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, сейчас процесс подготовки к Собору пробуксовывает из-за отсутствия единого мнения по двум вопросам: о том, кто может предоставлять той или иной Церкви автокефалию или автономию, и о том, в чьей юрисдикции должны находиться православные диаспоры. По его словам, в этом вопросе у Константинопольского Патриархата и у ряда других Поместных Православных Церквей существуют разные точки зрения. Между тем по сложившейся практике организатором предсоборного процесса является именно Константинопольский Патриархат.

Возможно, именно с этим связана жесткая критика в адрес Константинопольского Патриархата со стороны председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). «Константинополь воспринимает самого себя как Церковь, ответственную особым образом за судьбу всего православия, и описывает свое служение в категориях, которые совершенно не соответствуют православному преданию. Ни один из православных архиереев не может иметь вселенской юрисдикции, потому что именно в этом пункте мы расходимся с католиками: они утверждают, что Папа Римский имеет право вселенской юрисдикции, православные, напротив, говорят, что он такого права не имеет», — считает митрополит.

Вскоре после заявления о необходимости созыва Всеправославного Собора Алексий II и Петр VII встретились с Владимиром Путиным. Не исключено, что во время беседы Патриархов и президента речь шла об этой громкой инициативе Московского Патриархата. Вполне возможно, что идея созыва Собора получит государственную поддержку, и теперь уже светские власти будут убеждать Константинопольского Патриарха Варфоломея несколько сбавить свои амбиции и взяться за организацию предсоборного процесса.

Надо заметить, что единство православия является главной темой наиболее заметных мероприятий, проводимых Русской Церковью как в прошлом, так и в нынешнем году, в том числе проходящего в эти дни в Москве и в Сергиевом Посаде Всемирного Русского Народного Собора, а также Архиерейского Собора РПЦ, намеченного на октябрь.

4 февраля 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика