Русская линия
Интерфакс02.02.2004 

Движение «Мусульмане России» поддерживает все рациональные предложения, от каких бы политических сил они не исходили
Интервью имама Духовного управления мусульман Поволжья, муфтия Саратовской области Мукаддаса Бибарсова

Движение «Мусульмане России» поддерживает все рациональные предложения, от каких бы политических сил они не исходили — на вопросы «Интерфакса» отвечает имам Духовного управления мусульман Поволжья, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов

Мукаддас Аббасович, Вы возглавляете общероссийское общественное движение «Мусульмане России». Какой след оставила эта организация в истории мусульманства, чем ее деятельность была ознаменована в минувшем году?

Общероссийское общественное движение «Мусульмане России» переживает своего рода второе рождение. Организация молодая, но, тем не менее, большая часть общественной и просветительской деятельности, связанная с исламом в России, связана с ней. Если говорить конкретнее, то, во-первых, в конце июня 2003 года мы провели в Саратове научно-практическую конференцию «Взаимовлияние культур и цивилизаций». На конференции обсуждалось значение межэтнического и межконфессионального общения, опыт которого накапливался в течение тысячелетий, а также вопросы взаимного восприятия культур и цивилизаций в современной России, истоки этнических конфликтов и пути их решения.

Наше движение также принимает заявления по всем значимым событиям в стране и в мире.

Немаловажное значение мы придаем, в частности, нашему участию в жизни мусульман Украины. В конце декабря наша делегация ездила в Донецк на очередной съезд мусульман Украины. Кроме того, мы проводим регулярные встречи с разными людьми, выступаем с лекциями, то есть ведем активную просветительскую деятельность.

В 2004 году мы планируем провести общероссийскую конференцию, где будем обсуждать насущные проблемы российской уммы (общины). Возможно, что конференция пройдет уже до президентских выборов.

Мы также участвуем в организации учебных процессов. Если говорить о Саратове, то это и организация летних лагерей отдыха для детей, спортивных состязаний, проведение образовательных курсов для мусульман, на которых в настоящее время занимаются более ста человек, и другие мероприятия.

Кроме того, мне бы хотелось отметить нашу благотворительную деятельность. Мы ее не афишируем, но нас иногда упрекают за то, что мы помогаем только мусульманам. Скажу, что в то сложное время, когда был большой поток вынужденных переселенцев из Северного Кавказа, наше управление опекало 10 тысяч переселенцев. Мы поставили им продукты питания, одежду на сумму более 4 миллионов рублей. И мы никогда не делили этих людей по вероисповеданию, хотя по подсчетам миграционной службы около 50% из получавших нашу помощь переселенцев были не мусульмане. Поэтому благотворительность — это одно из направлений нашей деятельности, которым мы по-настоящему гордимся.

Как и с кем движение «Мусульмане России» выстраивает линию политического сотрудничества?

Я человек, придерживающийся центристских взглядов. Один из сопредседателей движения — Шамиль Султанов — придерживается более консервативных взглядов. Он прошел в Государственную думу в блоке «Родина». Заместитель председателя движения Али Вячеслав Полосин — центрист. Поэтому наше направление — это центр. Мы поддерживаем все рациональное, что выдвигают основные политические партии страны и готовы со всеми сотрудничать.

Как Вы относитесь к параллели, зачастую проводимой между исламом и терроризмом? Каковы на Ваш взгляд истоки такой параллели?

Отношусь, безусловно, отрицательно. Потому что по-настоящему нет никаких параллелей между исламом как монотеистической религией, которую проповедуют и придерживаются более миллиарда человек, и терроризмом, который имеет совершенно другие корни — нищета, несправедливость в распределении всего того, что есть в нашей жизни.

Если говорить об истоках, то я думаю, они исходят оттого, что сегодня одна держава пытается всем абсолютно диктовать свои условия. И не только в экономической, но и в духовной, культурной сфере, которая больше волнует людей. И эта держава — Соединенные Штаты Америки. Я считаю, что это неправильно. Они хотят нам подарить демократию, как они это понимают. А мы демократию понимаем совсем не так, как американцы. Почему же мы должны следовать тому, что американцы считают правым?

Я думаю, что корни параллели, проводимой между исламом и терроризмом, уходят туда. И, кстати, когда говорят о терроризме, почему-то акцентируют внимание только на мусульманстве. Это не заслуженно. Разве среди террористов мало приверженцев другой веры?

Некоторые наблюдатели считают, что в последнее время наблюдается излишняя политизация ситуации вокруг ислама в России? Каково Ваше мнение на этот счет?

Мы на эту тему тоже много говорим. Думаю, что акцентирование политизированности ислама происходит, прежде всего, потому, что часть элиты, принимающая решения, в том числе и в вопросах идеологии, не хочет вникать в суть проблем. Я поясню. Для того, чтобы мусульмане не только на словах, а на деле имели сегодня в России возможность чувствовать себя полноценными гражданами, необходима, прежде всего, перспективная национальная политика, изменение учебных программ особенно по истории, организация нормального исламского учебного процесса. И, слава богу, мы видим, что поддержка, в том числе и со стороны президента, есть. Но дальше по вертикали вниз эта поддержка и старание реализации каких-то планов на определенных этапах затормаживается.

Мы говорим, что нужно финансировать, хотя бы частично, исламскую учебную программу. Говорим давно, но, к сожалению, воз и ныне там. Говорим об этом и на местах. К примеру, в нашем регионе действуют несколько медресе. Но, к сожалению, сельские жители не могут оплачивать свое проживание и обучение в городе. Просим, окажите какую-то минимальную поддержку людям, чтобы они могли изучать ислам не по брошюрам, которые приходят непонятно откуда, а по учебникам теологии. Кивают головой, но дальше понимания нет. А вот если кто-то скажет что-то экстравагантное, то на этом акцентируется все внимание, и говорят — вот вам политический ислам!

А то, что мусульмане каждый день работают, занимаются созидательным трудом, испытывают такие же, как и все, трудности, никто не замечает. И власть может хотя бы минимально помогать, мы же понимаем, что сегодня жизнь сложная, что в бюджете нет денег на серьезную помощь, но вместо этого… Взять хотя бы земельный налог. Раньше религиозные организации не платили за землю, сейчас с нас плюс ко всему взимают плату за землю. И если мы будем молчать, то знаете — политического ислама не будет. А если мы будем эти вопросы поднимать, сразу появится политическая подоплека вопроса.

Как в целом Вы оцениваете современную ситуацию в Чечне, в Ираке и в целом в мусульманском мире?

Если говорить о Чечне, то там ситуация очень сложная. Там не простая экономическая ситуация. Должна быть определенная политика, учитывающая менталитет тех или иных регионов и народов, проживающих на территории Российской Федерации. Без такого подхода, я говорил всегда, и говорю сейчас, проблему не решить. К примеру, царское правительство находило возможности и договариваться, и искать какие-то компромиссные варианты. И те же горцы показывали чудеса героизма в отстаивании интересов Российской империи.

Об Ираке я не хочу говорить, там совершенно другая ситуация. Эта суверенная страна, оккупированная без решения международного сообщества. И к вопросу о ситуации в Ираке отвечу вопросом на вопрос: вот если бы мы американцам не понравились, и они нас также оккупировали бы, что бы мы тогда делали?

Ваш прогноз развития событий в исламском мире, и как это может повлиять на Россию? В целом, если говорить об исламском мире, то мы живем в ХХI веке — переломном времени развития человечества. Исламский мир ищет свое место в современной жизни. Я абсолютно уверен, что перспектива за исламом.

Когда говорят — ислам, почему-то все думают, что это арабы, тюрки… Когда говорят — ислам, все думают, что это нечто чужое, инородное. Ислам — это жизнь по законам Создателя. И вот когда человечество это осознает, и эти психологические грани невосприятия будут стерты, думаю, что многие проблемы будут сняты.

Что касается России, то мы уже сегодня видим, что в самое ближайшее время в мире геополитическими центрами будут Китай, Запад и исламский мир.

Существуют ли, на Ваш взгляд, проблемы распространения ислама в России?

Конечно существуют, и самые серьезные. Мусульмане сами виноваты, в том, что происходит сегодня в их жизни. Если не во всем, то во многом. И основная проблема возрождения духовности — это проблема самих мусульман. Сегодня говорят о том, что общество больно исламофобией. Ваши коллеги и братья по перу очень много говорят с экранов и пишут негативного по поводу ислама. Никто о нас не будет писать объективно, если мы сами о себе не расскажем. А кто мешает сегодня мусульманам-бизнесменам, вместо того, чтобы тратить миллионы в казино, инвестировать эти деньги в издательскую, информационную деятельность и рассказать о мусульманах много того хорошего, что на самом деле есть? Или направить эти средства на образовательную деятельность? Поэтому главная проблема в распространении ислама — в пассивности самих мусульман.

Саратовская область — многонациональный регион, где проживают представители 112 национальностей. Как складываются отношения Духовного управления мусульман с представителями других конфессий?

Русская православная церковь — это самая большая конфессия в России и у нас в области. Мы с православными являемся как бы государствообразующими конфессиями. Поэтому на территории Саратовской области у нас, слава богу, все нормально, никаких трений и вопросов не возникало ни при предыдущих епископах, ни тем более сейчас. У нас наладились хорошие отношения с новым главой Саратовской епархии — епископом Лонгиным. Это грамотный и всесторонний развитый архиерей. Я думаю, что эти отношения будут только развиваться.

С другими конфессиями отношения тоже хорошие, ровные. Но чтобы мы были ближе в человеческом плане, должна быть инициатива не только от нас, религиозных организаций, но и от власти. Я помню несколько лет назад у нас существовал при губернаторе совет по связям с религиозными организациями. Мы собирались, обсуждали свои проблемы. Но его не стало, а очень хочется, чтобы такой совет религиозных деятелей был.

Как Вы оцениваете положение дел со строительством новых и восстановлением старых мечетей в Саратовской области?

Я никогда не был сторонником усиленного строительства храмов. У нас мечетью может служить любое помещение, где люди могут совершить молитву. И еще один немаловажный фактор — многие не знают, что в исламе нет института церкви, люди начинают строить мечети, когда у них возникает потребность в этом.

Сейчас на территории области порядка 25 мечетей, хотя религиозных организаций в два раза больше. Я не могу жаловаться, что здесь есть проблемы. В целом власть помогает. К примеру, в Петровском районе большую лепту в открытие мечети, в ее ремонте и оборудовании внес глава администрации Николай Бабанский. В Перелюбском районе в селе Кучумбетово и глава местной администрации, и глава района оказывают помощь и поддержку в строительстве мечети. В Вольском районе то же самое. И потом, помощь ведь тоже разная бывает. Бывает, что моральная поддержка тоже много стоит. К примеру, губернатор Дмитрий Аяцков новой мечети Саратова подарил такую люстру, какой аналогов в России нет. Ее высота 5 метров!

Власть должна помогать не столько в строительстве храмов, сколько в организации учебного процесса, и создании благоприятной атмосферы для деятельности религиозных организаций. С этим у нас относительно благополучно. Поэтому мы благодарны руководству Саратовской области и лично Дмитрию Федоровичу, что в таких сложных экономических условиях нас поддерживают и помогают.

Посещение Мекки и Медины хотя бы один раз в жизни является священной обязанностью каждого мусульманина. Планируете ли Вы в этом году совершить хадж в Саудовскую Аравию, и сколько паломников будет из Саратовской области?

В последние годы наблюдается рост числа саратовских паломников. Раньше наши паломники ездили по приглашению короля (Саудовской Аравии — ИФ). Теперь процедура посещения Мекки и Медины изменилась. Если в прошлом году хадж совершили 9 наших земляков, то в этом году их уже 20.

Поездка в святые места обходится от $ 1200 до $ 1600. И едут туда паломники за собственные средства, либо средства спонсоров. Понятно, что не каждый может себе позволить такую поездку. Хотя я знаю, что некоторые регионы, в частности, Чечня, Башкирия, Тюмень, Самара выделяют средства на поездку паломников. Мы тоже хотим обратиться к губернатору с просьбой о выделении малоимущим мусульманам региона средств на поездку. Думаю, что область ежегодно могла бы профинансировать поездку 10 паломников.

Я совершил в своей жизни четыре хаджа, и не планировал в этом году совершить большой хадж. Но у меня бывает очень много приглашений на различные конференции. Если такая поездка будет, конечно малый хадж там совершим.

29 января 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика