Русская линия
РНЕ Нина Мамедова22.01.2004 

В споре между музеем и монастырем еще не расставлены все точки.

Приятно, что Президент все больше внимания уделяет Московской области — роль нашего региона в жизни страны постоянно возрастает. И все мы понимаем, что поездка главы государства в тот или иной город не может быть, скажем так, случайной.
Мы уже писали в связи с непростой ситуацией, которая складывалась в этом монастыре между представителями духовенства и работниками музея. Чаши весов в их диалоге попеременно качались, лишь ненадолго замирая на одном уровне, в дни посещения монастыря высокими лицами.
Очевидно, что присутствие на его территории руководителя государства Российского, да еще в Великий православный праздник Рождества Христова, поспособствовало равновесию чаш, на которые сторонами были брошены, как это не парадоксально звучит, одни и те же интересы — сохранения родной культуры…
Так в чем же тут проблема? — удивится читатель, не знающий всех тонкостей переходного периода, то есть предполагаемого выезда музея за стены монастыря. А, пожалуй, её и нет, в принципе. Скорее, многое надумано, а чтобы и вовсе не существовало даже намека на конфликт, требуется самая малость — просвещенное понимание сложившейся ситуации.
Именно такое понимание и явил, к счастью, Владимир Владимирович Путин, весьма конкретно отреагировав на реплику наместника монастыря архимандрита Феоктиста (Дорошко) о том, что музей скоро съедет за ворота и места для монастырских нужд станет больше…
— Необходимо на будущее сохранить нормальные хорошие отношения с работниками музея, — сказал Президент. — Православие — часть нашей культуры, проводить черту между нею и Церковью не стоит. Конечно, Церковь отделена от государства, но в душе каждого из нас, так или иначе, царит ее дух, неразрывно связанный со всей нашей историей. Мы не должны действовать так, что одно лечим, другое калечим. Искусственных барьеров создавать не следует.
Примерно такие слова были высказаны главой государства, и в них обозначилась его четкая принципиальная позиция по заявленному вопросу. Вероятнее всего, причины подчас неприятия духовенством работников культуры произрастают из исторически сложившегося отношения в духовной среде к интеллигенции — самой неустойчивой части гражданского общества, сословно не укорененной, в меру просвещенной и разночинной, склонной к всякого рода преобразованиям и революционным преобразованиям. На эту тему, к слову сказать, написаны книги, которые можно купить в церковных лавках, однако…
Однако, вся история наша в крутых поворотах, нельзя забывать об этом. И вот уже в наши дни случается такое, что, казалось бы, ни в коей мере не должно было бы произойти.
В начале прошлого года «горе-реставраторы», недоучившиеся студенты-дилетанты, приглашенные монастырем из Академии славянской культуры реставрировать церковь Преображения Господня (1682 год), что с востока примыкает к Трапезной Саввино-Сторожевского монастыря, уничтожили настенную живопись XIX века, счищая ее до грунта. В этой же церкви, памятнике архитектуры федерального значения, насельниками монастыря уничтожено 200 квадратных метров настенной росписи XYIII — XIX веков. Сбитые фрески были вывезены на свалку.
В данном случае администрацию монастыря подвело два обстоятельства: недооценка значимости сокровища, которым она владеет, и финансовые затруднения. Они-то и решили, в конечном счете, участь объекта культурного значения. И это в то время, когда профессиональные реставраторы из музея были, что называется, под рукой, готовы работать! Очень хочется верить в то, что ничего подобного больше не случится, ведь, действительно, в конечном счете у музейщиков и насельников монастыря одна задача, одно призвание: служить России, русскому народу.
Не плохо бы вспомнить и о том, что на заре демократических преобразований (конца прошлого века) в нашей стране именно работники культуры, охраняющие и изучающие памятники церковной культуры, с распростертыми объятиями встречали возвращающихся в монастырь духовных лиц.
Именно музейщики организовывали им первые богослужения, созывая массы советских людей на молебны в монастырь. Честная глава Преподобного Саввы Сторожевского была спасена одним из работников музея. Этот человек, рискуя своей жизнью и жизнями своих родных, хранил ее на территории принадлежащей ему небольшой усадебки до того срока, когда, наконец, смог передать святыню в Свято Данилов монастырь. А сколько икон было спасено музейщиками в экспедициях по всей России-матушке буквально из огня, когда не всегда образованные священнослужители устраивали костры из старых выцветших икон бесценного старого письма, изучая которое, искусствоведы потом писали книги о развитии святости на Руси. Многие из спасенных икон отреставрированы и хранятся теперь в Государственной Третьяковской галерее. Почти так была спасена и возвращена к жизни знаменитая икона Владимирской Богоматери.
Напоминаю об этом подвиге русской интеллигенции — а так стали называть всех тех, кто трудился на фронтах культуры, — никому не в укор, но в память. Среди ее подвижников, кто в годы гонения на Церковь спасал религиозные памятники Отечества, было много православных людей, за преданность родной культуре рисковавших собственной головой. И те споры, которые сегодня идут между служителями Церкви и представителями нашей интеллигенции — это, по сути, трагическое недоразумение, которые нужно как можно быстрее преодолеть…
Разговоры о выселении Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея с территории монастыря длятся уже пять лет. Наместник надеется, что в 2005 году музей окончательно покинет его стены, о чем и сообщил главе государства в тот знаменательный день 7 января. С высокого холма, на котором расположился монастырь, музею предстоит спуститься в низину, буквально, в болото, где ему отведен 1 гектар земли под строительство нового здания. Однако, инженерные работы по его возведению столь сложны и дороги (именно из-за невыгодного для стройки места), что вряд ли новый музей будет готов принять бесценные коллекции через год.
А тем временем у монастыря, кроме надежд на развод с музеем, есть еще и мечта, о которой президенту В. Путину поведала матушка Анна: «Хотим бассейн с банькой». «А есть где строить?» — поинтересовался глава государства. «Помощь нужна», — был ответ. Слова, действительно сказанные в нужное время и в нужном месте. С помощью матушки Анны, озвучившей просьбу, да Президента страны, выразившего желание оказать материальную поддержку, и губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, пообещавшего выделить землю. Монастырь, обладатель и без того 60 га земли, может в недалеком будущем получить солидный подарок в виде дополнительного куска земли с бассейном и банькой. Мы, в ком живет дух участия и милосердия, не можем не порадоваться при таком известии. Ведь для детского приюта, существующего при монастыре, старалась матушка Анна. А просьба и обещание состоялись на чаепитии в присутствии сирот. Все правильно было сделано.
Но радоваться до конца мешает горькое чувство: а как же бесценная коллекция, неужели музей просто прекратит свое существование? Выдернутый из исторического контекста, брошенный на выселки, музей потеряет не только свое очарование и лишится части своей коллекции, он в новом своем положении понизит статус города, ибо весь город — музей, но когда музей унижен, унижен город. Конечно, это прекрасно понимают руководители города и области, и мы очень надеемся на то, что все-таки будет найдено место для достойного размещения музея, он получит помощь из областного и федерального бюджетов, и, таким образом, сама почва для конфликта будет устранена. Ведь речь идет не о конкретных директорах и настоятелях, нет, мы говорим о нашей истории, о нашем настоящем и будущем.
Вроде бы эта точка зрения понятна и близка всем, никто и не собирается ее оспаривать. «Церковь готова предоставить в 2000 году в г. Звенигороде помещения для перевода служб, фондов и экспозиций музея из Большого Братского корпуса, Царицыных палат, Казначейского корпуса и гостиницы номер 14». Это цитата из письма Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II тогдашнему руководителю администрации Президента РФ А. Волошину (1 ноября 1999 года). Не раз в речах Святейшего звучала мысль о единстве русской культуры («только искусственно можно противопоставлять культуру и церковь»). Фактически два первых лица в стране высказывают схожие мысли, но трудно они доходят до исполнителей высших идей и решений. В 2002 году губернатор выделил монастырю на восстановление 1 800 000 рублей. Музею из этих денег ничего не досталось, зато он без чьих-либо объяснений лишился 320 га земли, закрепленной за ним еще постановлением горсовета 1949 года.
Православие есть часть нашей культуры. Самая большая часть. И без знания и понимания Евангелия постичь всю русскую культуру очень трудно, даже невозможно. Православие органично вплелось, впиталось в кровь русского человека. Достоевский говорил: «русский — значит православный». Почему же мы — русские люди — что-то все еще делим между собой. Хочется верить, что все недоразумения, возникшие между нами в безвременье, в переходный период к новой жизни, в возвращении к самим себе, к истокам своей культуры исчезнут со временем. Залог этого — просвещение, на которое работают и Церковь, и светские институты культуры.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что нынешний глава государства Российского обладает уникальной способностью примирять, кажется, непримиримых соперников и освещать своим присутствием там, где грозовые тучи конфликтов мешают людям жить нормально.

16 января 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика