Русская линия
Аргументы и факты11.12.2003 

Азбука православия

Малогрешие — основа здоровья

ПРАВОСЛАВНЫЕ священники-врачи утверждают: почти все болезни начинаются от грехов, а если грех не является первопричиной недуга, то нарушения Божиих заповедей во время болезни затрудняют выздоровление.

Грех, происходящий при нарушении любой Божией заповеди, производит злую энергию, которая поражает жизнеспособность организма. При повторении или увеличении грехов возрастает поражение организма. Есть немало болезней, которые невозможно излечить только медицинскими средствами без очищения души от грехов.

Чтобы лечение было успешным, нужно, во-первых, очиститься на Исповеди от совершенных грехов, во-вторых, воздерживаться от нарушения Божиих заповедей.

Какие сегодня распространены наиболее вредные грехи, от которых нужно особо воздерживаться:

осуждение людей, когда говорим о человеке плохое, даже если это правда (Бог ему судья);
злые слова и мысли о ком-то, присутствие в сердце обиды, злобы, ненависти (все это поражает в первую очередь себя);
непочтительное отношение к Богу, святым, родителям, Церкви, матерные слова;
нецеломудрие и прелюбодеяние;
чтение растлевающих детективов и сексуальных книг, просмотр подобных телевизионных и театральных зрелищ и т. п.
Перед кем виноват, кого обидел, с кем имеешь немирные отношения — попроси прощения. Так Бог желает, и только Ему известно, кто более виноват.

Христос Спаситель обращается к нам: «Да любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоанн, 13:34). В этом наша сила и здоровье.

Нужно еще знать и помнить, что болезнь — это также и благо для человека. Ее попускает Господь для защиты от предстоящих возможных грехов или очищения от уже совершенных в прошлом нарушений Божиих заповедей, чтобы оправдать человека на Суде. Православные люди обычно благодарят Господа за болезнь, стараются понять, за какие грехи она попущена, и совершают Покаяние.

В исцелении болезни решающее значение имеют вера и помощь Божия. В Евангелии приведено много примеров исцеления больных, но нет ни одного случая исцеления по неверию или против воли человека. При отсутствии веры даже Христос не берется лечить больных. Он нередко задает вопрос, касающийся веры человека, говоря: «Если сколь-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Марк, 9:23).

Говоря о вере, Спаситель имеет в виду искреннее, сильное сердечное чувство, которое открывает доступ потоку Божественной целительной силы: «По вере вашей да будет вам» (Матфей, 9:29). «Вера твоя спасла тебя» (Марк, 5:34), — говорит Спаситель исцеленной от кровотечения женщине.

Поэтому нужно укрепляться в вере. А для этого часто молитвенно общаться с Богом и Его святыми, что также очищает от совершенных грехов и защищает от новых.

Кто не молится и не знает, как это делать, молитесь утром и вечером распространенными в народе краткими молитвами:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Благодарю Тебя, Господи, за все блага и скорби, какие дал мне.
Прости меня, Боже, за многочисленные грехи мои и помоги моему выздоровлению.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную).
Пресвятая Богородица, спаси меня и всю семью мою.

Молитвы творят от сердца, глядя на восток или иконы, вслух или мысленно, накладывая на себя крестное знамение явно или мысленно.

Поведение в храме

ПРАВОСЛАВНЫЙ храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 5−10 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон.
При входе мужчины снимают головные уборы.
Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу, стерев губную помаду. Одежда должна быть пристойной и опрятной.
В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку.
Без нужды не следует ходить по храму.
Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.
Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом.
Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».
Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.
Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним.
На церковной паперти нельзя курить.
Нельзя входить в храм с животными или птицами.
Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, лучше негромко и деликатно. А лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие.
Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.
Как правильно креститься

«ПЕРЕКРЕСТИСЬ, сынок», — негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», — еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.

Как отрадна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть иное — верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно…

Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не крестится, а осыпает себя солью; третий — со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи.

Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает». Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк., 16, 10).

Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.

Какое же крестное знамение будет правильным?

Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца — плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Неба на землю (два пальца — образ двух природ Иисуса Христа).

Вначале сложенные персты поставляются на лоб для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения — для освящения чувств; после этого — на правое, а затем левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поясной поклон. Почему? Потому что только что изобразили на себе Голгофский Крест и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка — поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.

Во многих старых учебниках Закона Божия при описании крестного знамения нижний конец Креста предлагается делать на груди. В таком случае Крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.

Преподобному Серафиму Саровскому

Святый старче Серафиме,
Схимник страждущий земли,
Мы твои честные мощи
Из-под спуда обрели.
Ты предстатель наш пред Богом,
Путь открывший к небесам,
Чутко внемлющий молитвам
И терзающим скорбям.
Хрупкий телом, мощный духом,
Чистый сердцем и душой,
Веры пламенной ревнитель,
Крепкий щит страны родной…
Богоносный Христолюбец,
Проливавший свет вокруг,
Чудодейственный целитель
Тяжких недугов и мук.
Друг Евангельского слова,
Сопричисленный святым,
Поклоняемый и чтимый
Преподобный Серафим.

За помощь в подготовке материалов редакция благодарит Православную Спасо-Преображенскую общину Волгоградской епархии

5 декабря 2003 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика