Русская линия
ТрудСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 01.11.2003 

Церковь — над предвыборной «схваткой»
Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла

Ваше Высокопреосвященство! Приближаются очередные выборы в российский парламент. Интересно, лично в ваш адрес поступают обращения политиков с просьбой поддержать их в ходе избирательной кампании? (Андрей Романец, Красноярский край).

— Да, в политической жизни страны наступила горячая пора. Каждый человек, являющийся кандидатом в депутаты, старается заработать необходимый «кредит доверия» у электората. И здесь используются все возможности, в том числе попытки взять у Церкви «взаймы» тот авторитет и то уважение, которыми она обладает в глазах общества. Потенциально Церковь может влиять на результаты голосования — ведь огромное количество верующих обращается за духовным советом к батюшкам в период выборов. Но мы сознательно не идем на это. Церковь всегда стояла и будет стоять выше предвыборной борьбы, выше политических партий и движений. Мы не может участвовать в избирательных кампаниях, ибо не имеем права усугублять разделения в нашем и без того многострадальном обществе. Выступив на стороне какой-либо партии, Церковь по неумолимой логике неминуемо оказалась бы в противоборстве с другой. Поэтому, когда перед предыдущими выборами некоторые политики обращались ко мне с просьбой о поддержке, я, исходя из пастырских соображений, отклонил их просьбы. Перед нынешними выборами никто пока с подобного рода предложениями ко мне не обращался.

Вас, уважаемый Владыка, в светской прессе иногда именуют «главой церковного МИДа», поэтому мой вопрос — соответствующий. Объясните, с чем связано пристальное внимание нашей Церкви к процессу создания Конституции объединенной Европы. Ведь Россию в нее пока что не зовут. (Петр Стариков, С.-Петербург).

— Тем не менее этот вопрос уже сейчас становится для нас не внешним, а внутренним, так как российское законодательство в силу принятых нашей страной обязательств должно соответствовать стандартам объединенной Европы. Кроме того, если в ее состав войдут страны Балтии, то уже в скором будущем большая часть паствы Русской православной церкви будет жить в объединенной Европе. Не забудем и о том, что на ее территории имеется огромная русская православная диаспора. Все это не позволяет нам оставаться безучастными к созданию Основного закона объединенной Европы.

Вступая в диалог с европейскими законодателями, мы преследовали единственную цель — чтобы в преамбуле будущей конституции объединенной Европы была ссылка на христианские ценности. Нас не просто удивило — больно обожгло то, что авторы проекта совершенно обошли молчанием исторический период с IV века по XVIII век, когда влияние христианства на развитие европейских народов было доминирующим. А иначе откуда взялись в Европе величественные соборы, почему великие европейские мастера живописи, музыки, литературы создавали произведения на библейские и церковные сюжеты? Больше того, законодатели в проекте конституции сначала даже не хотели упомянуть религию в числе основных цивилизационных ценностей Европы, зато особо отметили философские течения Просвещения. Все это говорило об идеологической предвзятости проекта. Солидарное с нашим мнение было высказано Константинопольским патриархатом, Элладской церковью, Римско-католической церковью, Конференцией европейских церквей.

В итоге дискуссии на сегодня из проекта преамбулы конституции исключена ссылка на эпоху Просвещения, а в числе основных европейских ценностей названы «культура, религия, гуманизм». Мы, конечно, хотим, чтобы было упомянуто христианство, и продолжаем прилагать соответствующие усилия. Тем не менее появившаяся в документе ссылка на религиозный фактор уже говорит о результативности нашего диалога с европейскими законотворцами. Из истории России мы слишком хорошо знаем, что означает диктат одного мировоззрения…

Находясь в этом году с визитом в Англии, президент России Владимир Путин сказал, что в нашей стране светские власти будут способствовать сближению позиций Русской православной церкви и Святого Престола. Он также выразил надежду, что отношения Русской православной церкви и Римско-католической «будут развиваться позитивно». При этом прозвучало, что Патриарх Алексий II по-доброму относится к развитию отношений с Ватиканом. Это означает, что не исключена возможность встречи Патриарха с Папой Римским? (Анатолий Бондарь, Пятигорск).

— Владимир Владимирович Путин всегда подчеркивает, что отношения между нашими Церквами должны быть урегулированы прежде всего их собственными силами. Позиция Русской православной церкви остается неизменной с начала 90-х годов — времени, когда возникли проблемы с католическим прозелитизмом в России и униатской агрессией на Украине. Мы за открытый, честный диалог, за позитивное развитие наших отношений, за соблюдение нравственных норм там, где появляется напряженность. К сожалению, приходится констатировать, что политика двойных стандартов, когда на словах представители Ватикана заверяют нас в любви, а на деле осуществляют экспансию католичества в странах СНГ, давно уже стала общим местом в наших отношениях.

Мы открыты к поиску взаимоприемлемых решений и предлагаем их. Однако позиция и практика Ватикана пока не претерпевают изменений, несмотря на все усилия, в том числе со стороны политиков и общественных кругов разных стран. Встреча Предстоятеля Русской православной церкви с Папой Римским уже планировалась в 1997 году в Австрии. При подготовке к этой встрече мы выдвинули предложение, чтобы в ее ходе были отвергнуты экспансия унии на Украине и католический прозелитизм на всем постсоветском пространстве. Вначале наши партнеры из Ватикана согласились, но затем их высшее руководство отвергло достигнутые договоренности. Как известно, встреча не состоялась. Мы не имеем возражений против такой встречи в будущем. Однако она должна быть не формальным «братанием на высшем уровне», а моментом реальных перемен и подлинного оздоровления наших отношений..

Беседовал Александр Королев.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика