Русская линия
Русское ВоскресениеСвященник Андрей Плионсковский29.10.2003 

Восточные походы
К истории «крестовых походов» Ватикана на Восток

В приближении печальной годовщины 950-летия разделения Христианский церкви на Восточную и Западную, приходится с прискорбием отмечать, что Ватикан, используя сегодняшнюю политическую нестабильность в мире, разворачивает очередной, который уж по счету, Крестовый поход на Восток.

Одним из благих призывов подобных является «Единение Церквей». Полезно, однако, знать, что имеет в виду Римская курия под понятием «Единение». Тем более что формула эта не меняется на протяжении многих столетий.

«Святая Римская церковь утверждает каноны, но не связана ими и не покоряется им сама».

Еще более открытую и ясную трактовку дал один из иерархов католиков в XII веке. Отбрасывая все догматические и литургические различия двух церквей, он опускает всех на землю и поясняет, что главное это — физическая, экономическая и политическая власть Рима над миром.

Не прошло и 50-ти лет с первого Крестового похода (1096−1099), как султан Имедеддин-Ценки в 1144 г. отвоевывает Эдессу и римский папа Евгений III-ий, энергичный, деятельный ученик католического святого Бернарда Клевосского и союзник императора Фридриха Барбароссы, призывая ко второму крестовому походу, прямо объявлял: «Если эта борьба (крестоносцев) и бесполезна в других отношениях, все-таки она нужна для того, чтобы латинских пастырей ставить в церквях восточных».

Однако разберем сначала.

Вековые претензии римских пап на главенство над церковью привели к определенному рубежу, когда легаты папы Льва IX положили 16 июня 1054 г. на центральный алтарь Собора Св. Софии в Константинополе, папскую буллу (сам папа, послушный исполнитель воли своего кардинала-субъдиакона Гильдебранда, к этому моменту уже два месяца как умер), с обличениями и предании анафеме и Константинопольского патриарха Михаила Керулария, и всю Православную церковь. После этого, буквально на протяжении жизни одного поколения, активизируется военная экспансия на Восток.1071 г. — герцог Апулии, нормандский викинг Роберт Лукавый захватывает все владения Византии в Южной Италии и нападает на греческие острова. В 1081 г. он разбивает византийцев на Балканах под Дурраце, а на следующий год доходит до Салоник. Только на время он оставляет Грецию в 1084 г., чтобы спасти своего друга Гильдебранта, ставшего папой Григорием VII, осажденного в замке Св. Ангела в Риме его постоянным врагом, в споре о приоритете власти духовной над светской, императором Генрихом IV.

В 1096 г. осуществляется мечта почившего папы Григория VII — монах-аскет Петр Пустынник, и папа Урбан II при содействии византийского императора Алексея Комнина организуют I Крестовый поход. Но еще не завершив благих планов по освобождению Святых мест от неверных, крестоносцы уже показывают свое лицо.

Так, сын Роберта Лукавого, герцог Отранте, Боэмунд, завоевав Антиохию в 1098 г., пишет будущему освободителю Иерусалима Готфриду Бульонскому: «Знай, что тебе приходится иметь дело с низкими животными и недостойными людьми, которые думают только об истреблении всего племени латинского. Я знаю постоянную злобу и упорную ненависть греков к самому имени латинян». Следует схожий ответ герцога Готфрида, что «Сам он ежедневно убеждается в том».

Захватив Антиохию, вожди крестоносцев обращаются к папе Урбану II: «Мы победили турок и язычников, а еретиков греков и армян, сирийцев и яковитов не можем одолеть. Итак, просим тебя, возлюбленный отец наш и глава, чтобы ты пришел на место своего отечества и, как наместник святого Петра, сел на его кафедру и управлял нами, послушными сынами своими, а все ереси, какого бы рода они ни были, искоренял и уничтожал своею апостольскою властью и нашим мужеством».

Осторожный Урбан II, конечно, не собирался отправляться в столь опасное и далекое по тем временам путешествие. К томе же старческие немощи и болезни через несколько месяцев свели его в могилу. Но папский легат Бернард устанавливает латинскую кафедру и учреждает тринадцать новых епархий. Такой агрессивный прозелетизм, насаждаемый грубой военной силой, обещанный крестоносцами в своем письме папе, вынудил патриарха Иоанна оставить метрополию и переселиться в Константинополь.

Подобное поспешное насильственное установление и открытие латинских епископств, с явным угнетением православных, проводилось повсеместно и в Кесарии, и в Иерусалиме, и в Лиде, и в Хевроне, и в Вифлееме, и по всей Святой земле.

Еще крестоносцы не освободили от мусульман Иерусалима, а уже весной 1099 года шла открытая вооруженная борьба крестоносцев с византийцами из-за прибрежных районов и островов в Киликии и Сирии. К этому можно добавить, что византийцы еще имели постоянные военные конфликты в Киликии и Кападокии с князьями Малой Армении, которые всегда были на стороне крестоносцев, а сами крестоносцы все время спорили между собой при дележе областей и городов, захваченных в Святой земле.

Одновременно продолжалась и идеологическая полемика. Так на церковном диспуте, устроенном в 1136 г. германским императором Лотарем II, отвечая на непомерные, агрессивные претензии епископа Ансельма Гавельбергского из Саксонии, митрополит Никомидийский Никита дал достойный ответ: «Если папа намерен посылать нам указы, гремя с высоты своего престола, судить и рядить наши церкви без нашего ведома, то где же тут братство или даже отечество? Мы были бы рабами, а не чадами церкви! И если бы надлежало нести столь тяжкое иго, то одна римская церковь пользовалась бы желанной ей свободой и давала бы законы всем прочим, не подчиняясь сама никакому закону. К чему бы нам служило тогда знание Святого Писания? К чему — разум? Одна власть папская, которая, по словам вашим, свыше всех человеков, делает все тщетным. Папа будет единым епископом, единым учителем, который даст Богу ответ за стадо, ему единому вверенное. Нелепость подобного очевидна. Ибо все мы, по словам апостола, должны предстать на судилище Христово, — все, говорит он, не исключая ни папы, ни его самого, хотя был апостол. Посему не находим мы ни в каком символе, что должны исповедовать в частности римскую церковь, но Церковь Святую, Соборную, Апостольскую».

II Крестовый поход (1147−49), вызванный потерей Эдессы, дал еще более скромные результаты. Эдессу отвоевали, но вскорости сельджуки окончательно берут город, и на этот раз крестоносцы теряют его навсегда. Византицы, все более и более теснимые турками, постоянно ищут помощи на Западе. легаты папы Александра III в 1168 году приезжают в Константинополь и ставят только одно условие — подчинитесь папе, тогда поможем. Гарантий никаких. И сами терпят разгром. Курд Саладин, став с 1171 г. султаном Египта, отвоевывает в 1187 году у крестоносцев Иерусалим и передает там православным все их приходы.

III Крестовый поход ничего не дает крестоносцам на Святой земле, а английский король Ричард Львиное сердце захватывает у византийцев Кипр и отдает его под власть тамплиеров. Рыцари ордена сразу стали вводить на острове католицизм с помощью костров. Папа целестин устанавливает три епископских кафедры. Земля делится между новыми феодалами, а грекам отводится участь крепостных.

Так крестовые походы для освобождения Христианских Святых земель от мусульман на деле превратились в попрание и поругание Православия на Востоке.

Однако никогда не страдающие наивностью византийцы в борьбе с турками продолжали цепляться за эфемерную помощь Запада. К этому приходится прибавить постоянную кровавую, буквально, грызню за византийский императорский трон.

Итак, в 1195 г. император Исаак Ангел был свергнут с престола и ослеплен своим братом. Сын пострадавшего, Алексей в 1201 г. добрался до Италии и умоляет папу Иннокентия III, готовившего очередной, IV Крестовый поход, на этот раз в Египет, изменить маршрут, напасть на Константинополь и навести там порядок. За «труды» обещано царское вознаграждение. Сделка заключена.

В 1203 г. крестоносцы с ничтожными силами, насчитывающими едва ль тридцать тысяч человек, берут Константинополь и восстанавливают слепого Исаака на престоле. Однако народ возмутился грабежами церковных сокровищ для расплаты с крестоносцами. Те, в свою очередь, недовольны и раздражены затянутой волокитой расчетов и сами 12 апреля 1204 года полностью захватывают столицу. Все постоянно сменяющие друг друга императоры и претенденты бегут и начинают создавать новые деспотии и карликовые империи вроде Трапезундской и Никейской.

Крестоносцы подвергли Константинополь невиданному разорению. Шел повсеместный разбой и поругание святынь. Один из крупнейших церковных историков и писателей, и сам чуть не погибший в те дни, Никита Хониат писал: «Мусульмане в 1187 году, взяв Иерусалим, были не так жестоки». Да и папа Иннокентий III отметил: «Латиняне не щадили ни веры, ни пола, ни возраста».

В новой созданной Латинской империи в мае 1204 г. крестоносец, граф Фландрии Балдуин был избран императором. (На следующий год он закончил свою жизнь в плену, потерпев поражение от царя болгар Иоанна). Тогда же избрали и нового патриарха Фому из знатной веницианской фамилии Морозини.

Французский церковный историк, настоятель собора Парижской Богоматери — Клод Флери приводит политическую и духовную установку Рима на тот период в Латинской империи: «Упорные схизматики (то есть, греки) чада церкви, издавна возмутившиеся против нея, заслуживают наказания. Если страх оружия нашего заставит их возвратиться к своему долгу, то прекрасно, если же нет, то нужно истребить их и населить страну католиками». Император Балдуин I просит папу усилить клир, и поток возрастает не только с Запада, но и из Сирии, Киликии, палестины в связи с потерями владений в Святой земле. Уже до 32 митрополий в Европейской части Греции заняты латинянами. Папа торжествует: «Церковь Византийская, не имевшая доселе ни имени, ни места между апостольскими престолами, она по милости Божией, смиренно возвращается теперь к нему».

Репрессии на Православие ширятся и нарастают. В 1213 году папский легат Пелагий закрывает все церкви и монастыри столицы, а монахов и священников заточает в темницы. Только император Генрих по просьбе греческих вельмож, используя силу, открыл тюрьмы и выпустил всех клириков на волю. Многие из них просто вынуждены были тайно бежать из страны.

В 1215 году в своей резиденции на Латеранском холме в Риме папа Иннокентий III созывает собор для провозглашения торжества католицизма над Православием. В Латинской империи ужесточается режим, в сохранившихся еще православных епархиях вводятся викарии для контроля за жизнью церковных общин и доносов католическим епископам. Активизируется инквизиция, перепорученная новому доминиканскому ордену, учрежденному папой.

Однако положение крестоносцев в Константинополе все более и более ухудшалось. Постоянные взаимные распри при дележе земель империи, нарастающее давление славян с Севера, противоборство местного населения, столкновение фонансово-коммерческих интересов купеческих компаний из Венеции, Генуи, Пизы и других итальянских городов вконец разрушили и без того слабую экономику Латинской империи. Император Балдуин II на любых условиях выпрашивал деньги у королевских домов Европы. Христианская святыня — терновый венец Спасителя был заложен под проценты ростовщикам в Венеции. Ради денег Балдуин, наконец, заложил венецианцам и собственного сына.

Объединенными усилиями грекам удается захватить Константинополь. Латинская империя пала. 15 августа 1261 года в освобожденную столицу въехал византийский император Михаил VIII Палеолог. Латинский патриарх Джустиниани скрывается в Европу, а свергнутый Балдуин II продолжает обивать пороги влиятельных дворов в поисках защитников и союзников.

Папа Урбан IV в июне 1262 года обращается к французскому королю Людовику IX Святому: «Это известие поразило нас как меч, и мы, подобно пораженным громом, лишились чувств, и лицо церкви покрылось краскою стыда при взгляде на прибывшего сюда дражайшего сына» (Балдуина — ред.). «Меч схизматиков поднят против верных, и сильная буря разразилась для уничтожения католицизма».

Нужен новый Крестовый поход. Всем идущим на православный Константинополь объявляются льготы как для бойцов с мусульманами. Всем отпущение грехов и еще индульгенции на сто дней вперед. Но затея сходила на нет. Последующие крестовые походы оказались еще более жалкими.

И хозяева Латеранского дворца в Риме решали переключиться на Северный, как им казалось, более многообещающий вариант. Правда, первая кампания закончилась поражением. Так, шведский крестоносец ярл Биргер в походе на русские земли был на голову разбит князем Александром Ярославичем на берегу Невы у Ижоры 15 июля 1240 года. Все же надежды и планы, теперь у Ватиканских, отцов не меняются и по сей день. Экспансия продолжается.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика