НГ-Религии | Даниил Щипков | 15.10.2003 |
Однако исторического события в тот день не произошло. Главы европейских стран, пятнадцать из которых уже входят в Евросоюз, а десять должны войти 1 мая 2004 года, так и не смогли договориться о том, каким должен быть основной закон единой Европы.
В итоге принятие Конституции, проект которой был разработан общеевропейским Конвентом под председательством экс-президента Франции Валери Жискар д"Эстена, пришлось перенести на декабрь нынешнего года. Столь сжатые сроки продиктованы необходимостью принять Конституцию до июня 2004 года, когда состоятся выборы в Европарламент.
Основной причиной разногласий на сессии 4 октября стали споры о сложной структуре института комиссаров и возможностях влияния тех или иных стран на принятие принципиальных решений. В частности, больших полномочий для себя требуют так называемые «малые» государства и страны — кандидаты на вступление в ЕС. В целом нынешний проект поддержали ветераны ЕС — шесть государств-основателей Евросоюза: Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург. Против выступили Польша и Испания.
На фоне общих разногласий по политическим аспектам документа участники встречи в Риме не успели уделить должного внимания вопросу о так называемой «религиозной» составляющей Конституции. Речь идет об упоминании в Евроконституции иудео-христианских корней Европы. Напомним, что за внесение этой поправки ранее выступали католические Италия, Испания и Польша. Как сообщает итальянская «Репубблика», на заседании в Риме Германия, Ирландия, Австрия, Португалия, Словакия и Нидерланды публично заявили о том, что не будут возражать против внесения в преамбулу к Конституции подобного положения. «Секулярная» Франция осталась при своем прежнем мнении: ссылки на конкретные религии в светском документе, по мнению французов, неуместны. В частности, они полагают, что если включить в преамбулу слова о христианском наследии, это оскорбит потенциального члена ЕС — Турцию.
На настоящий момент в преамбуле проекта Конституции присутствует достаточно абстрактное упоминание «культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы». За внесение ссылок на конкретные религии, в частности на христианство, выступили практически все христианские Церкви ЕС, а также многие консервативные и христианско-демократические партии Европы. Первоначально речь шла о том, чтобы в документе присутствовало слово «Бог». Идея принадлежала Ватикану. Папа неоднократно выступал с призывами внести упоминание Бога в проект документа. Однако, по мнению членов Конвента ЕС, прямая ссылка на Бога может привести к конфликтам среди последователей разных религий и мировоззрений, живущих на Европейском континенте.
В результате после долгих дебатов и споров представители различных европейских стран решили «отказаться» от Бога. Так появился вариант «иудео-христианских корней» Европы, который, вероятно, и будет принят к декабрю.
По сообщению католического агентства CWN, в Европарламенте создана специальная коалиция, которая ведет кампанию за внесение упоминания о христианском наследии Европы в Евроконституцию. В частности, представительница Франции Элизабет Монтфорт заявила недавно, что уже собрано более 300 тыс. подписей под петицией, призывающей включить в текст указание на христианское наследие континента. А к концу года, по ее словам, будет собрано около 1 млн. таких подписей.
Отношения религиозных организаций с государством также нашли отражение в рассматриваемом проекте. Практически все пожелания религиозных организаций в этой сфере были учтены. Так, например, в Евроконституции будет оговорено, что ЕС признает тот статус Церквей, религиозных объединений и общин, которым они наделены в рамках национального законодательства. Это значит, что единой модели церковно-государственных отношений в ЕС существовать не будет. А отношения с теми или иными конфессиями страны — члены Евросоюза вольны определять самостоятельно. Фраза об отделении Церкви от государства в проекте также отсутствует, вместо этого статья I-51 устанавливает «открытый, транспарентный и регулярный диалог» Евросоюза с религиозными и общественными организациями.
В процессе обсуждения «религиозных» поправок активно выступал не только Ватикан. Незадолго до начала разработки проекта Конференция Европейских Церквей (КЕЦ), объединяющая православных, англикан и других традиционных протестантов заявила, что хотела бы внести свой вклад в написание Конституции (до последнего времени КЕЦ больше интересовали вопросы о статусе Церквей в Евросоюзе). От лица Русской Православной Церкви инициативу европейских христиан поддержал глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Кирилл (Гундяев). 14 февраля нынешнего года он направил открытое письмо председателю Конвента Валери Жискар д"Эстену, в котором, в частности, писал, что «Европа, отрекающаяся от религии… не сможет стать Отечеством для многих населяющих ее людей». На тот момент ни упоминания религиозного наследия, ни определения статуса религиозных объединений в тексте документа еще не было.
Его заместитель, протоиерей Всеволод Чаплин в интервью «НГР» так прокомментировал позицию РПЦ: «Московский Патриархат по-прежнему ведет постоянные консультации с представителями Евросоюза и представителями христианских Церквей Европы по вопросам, касающимся упоминания христианских ценностей в проекте Евроконституции. Так, например, недавно Москву посетила делегация Евангелической Церкви Германии. В ходе переговоров выяснилось, что наши позиции по этой проблеме совпадают. Позиция Русской Православной Церкви близка также позиции Римско-Католической Церкви.
Примечательно, что в последнее время Конференция Европейских Церквей, которая никогда прежде не высказывалась в пользу упоминания христианских ценностей в преамбуле Евроконституции, изменила свою позицию. В недавнем письме КЕЦ на имя Сильвио Берлускони говорится о необходимости внести соответствующие поправки. Эта «смена курса» стала приятной неожиданностью для нас, поскольку некоторые протестантские Церкви — члены КЕЦ традиционно высказывались против упоминания христианских ценностей. Они объясняли свою позицию тем, что религия не должна оказывать влияния на общественное устройство, так как религия, по их мнению, не социальное явление, а достояние частной жизни каждого отдельного человека. Эволюция позиции КЕЦ показывает, что за последнее десятилетие европейская история убедительно развивается в пользу признания за религией общественной роли и права на участие в формировании социального порядка. Ведь еще 10−15 лет назад статья Евроконституции, определяющая открытость ЕС к диалогу с религиозными организациями, была бы абсолютно немыслима.
Отмечу, что наша Церковь поддержала также упоминание других традиционных для Евросоюза религий. По моему мнению, речь должна идти об иудаизме и исламе. Поэтому не правы те, кто утверждает, что права нехристианских религий будут ущемлены.
Что касается формулировки «иудео-христианские» ценности — это очень распространенный на Западе термин. Он подразумевает отнюдь не синтез двух религий, а общее библейское наследие иудеев и христиан. Это попытка избежать акцента на эксклюзивное право иудеев или христиан на Священное Писание Ветхого Завета. На мой взгляд, этот термин не совсем удачен, поскольку он может некоторых ввести в заблуждение. Дабы избежать соблазна нивелировать различие между разными религиями, я бы предложил через запятую упоминать иудейские, христианские и исламские ценности.
Говоря о первоначальных попытках Ватикана ввести в текст документа упоминание о Боге, хотелось бы подчеркнуть, что это спорная для многих неверующих европейцев идея. Наша Церковь говорила о том, что скорее стоило бы отдать дань уважения тем, кто выводит нравственные идеалы из заповедей Божиих. Впрочем, этот вариант не прошел, как не прошло и предложение фракции Европейской народной партии в Европарламенте, согласно которому предлагалось указать, что для одних людей права свободы и прочие ценности укоренены в Боге, а для других — они имеют чисто гуманистические предпосылки. Одновременно были отвергнуты формулировки, предлагавшие упомянуть наследие греко-римской цивилизации и эпохи Просвещения. Не прошли и попытки внести пункт об отделении Церкви от государства.
Вероятно, к концу года следует ожидать некоего компромиссного решения, в рамках которого может появиться ссылка как на гуманистическое наследие, так и на наследие конкретных религий, представленных на территории Евросоюза.