Русская линия
Газета.GZT.Ru Надежда Кеворкова01.10.2003 

Православные Церкви решили объединиться

Во время визита Владимира Путина в США произошло событие, знаменательное в первую очередь для Православной Церкви. Впервые глава России от своего имени и от имени Патриарха лично встретился с митрополитом Лавром, главой Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Двухчасовые переговоры прошли за закрытыми дверями, но после стало известно: речь шла об объединении российской и зарубежной Православных Церквей. Президент передал митрополиту Лавру патриаршее приглашение посетить Россию. Патриарх откликнулся на инициативу президента уже на следующий день: находясь с визитом в Эстонии, он заявил о необходимости объединения с РПЦЗ. С подробностями — обозреватель ГАЗЕТЫ Надежда Кеворкова.

Год назад зарубежный первоиерарх уже посещал Россию, но ограничился Соловками, где в двадцатых годах были замучены тысячи священников.

Президент пригласил митрополита Лавра в Россию не только для примирения, но и для установления контактов с его паствой, разбросанной по миру. Путин узнал, «как они себя ощущают, как себя ощущают те, кто приходит в их церкви». А после переговоров президент констатировал, «что Россия открывается миру, интегрируется в него», и предположил, что «и для Русской Православной Церкви За границей это тоже имеет определенный смысл, потому что нет большего блага для Церкви, чем служение родине».

На иерархов общение с главой России произвело такое впечатление, что они не возразили ни против «интеграции», ни против «служения родине», что противоречит их пониманию христианства.

Сам митрополит Лавр остался «более чем доволен результатами встречи». По словам казначея Синода РПЦЗ протоиерея Петра Холодного, он принял приглашение посетить Москву в январе и написал «очень теплое письмо Патриарху».

Сотрудник Синода РПЦЗ протоирей Андрей Соммер пояснил, что их «паства на 90% состоит из бывших граждан РФ, так что отношение к Владимиру Путину у нас очень положительное». Правда, до 2001 года, пока во главе РПЦЗ стоял митрополит Виталий, никакие переговоры с РПЦ были в принципе невозможны. С избранием нового первоиерарха и благодаря усилиям президента отношения несколько потеплели.

Архиепископ Берлинский Марк, который уже дважды встречался с президентом Путиным, охарактеризовал его как «человека открытого, способного и желающего вникнуть в суть проблем», что, по его мнению, поможет «преодолеть препятствия к сближению, найти общий язык и общий путь».

При всей позитивности участия Путина последнее слово все же остается за переговорами. Патриарх Алексий II, находящийся в гостях у православного президента Эстонии Арнольда Рюйтеля, который вернул все православные храмы Эстонии в собственность РПЦ, подчеркнул, что преодоление раскола — вопрос не политический, «это дело церковное». Патриарх напомнил, что «за последние 12 лет мы неоднократно обращались к зарубежной Церкви, убеждая, что пора объединяться, что исчезли полностью те причины, которые не давали возможности объединиться». Он указал, что зарубежный Синод в 1922 году учреждался как временный, тогда же Синод постановил, что по достижении свободы вероисповедания предоставит на суд Церкви в отечестве отчет о своей деятельности: «Мы не требуем отчета, но несомненно, что преодолевать разделение нужно».

Что мешало объединению

Причина раскола Церкви — московская декларация 1927 года митрополита Сергия, в которой он признал власть большевиков. «Зарубежники» обвинили его в «соглашательстве», в том, что он обрек на гибель тысячи заключенных священников и мирян. РПЦ считает, что это был вынужденный акт ради спасения Церкви (к этому моменту в СССР было 4 действующих храма, остальные принадлежали созданной чекистами так называемой обновленческой Церкви). РПЦЗ настаивает на соблюдении принципа соборности, регулярности созывов Поместного собора, выборах епископата и Патриарха. Причисление к лику святых Романовых, новомучеников XX века, блаженной Ксении Петербуржской, соловецких мучеников исчерпало разногласия в этой сфере между Церквами. Обе Церкви не признают подлинными царскими останками прах, захороненный в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Собственность

РПЦ имеет около 20 тысяч приходов (в России, Украине, Белоруссии и СНГ), в США — 33 прихода, более 200 — в прочих странах. В Святой земле — 4 монастыря, 2 прихода и Русская духовная миссия в Иерусалиме. В Северной Америке действует Американская автокефальная Церковь (более 250 приходов в США, Канаде, Австралии), причем подавляющая часть перешла из РПЦЗ после обретения статуса автокефалии. РПЦЗ имеет 22 монастыря и более 250 приходов во всем мире, из них 4 монастыря и 10 приходов в Нью-Йорке, 1 монастырь и 10 приходов в Калифорнии, 3 монастыря, Духовная миссия и 3 прихода на Святой земле, по 10 приходов в России (и монастырь в Ишиме Тюменской области), Украине, Франции, Германии, Аргентине, Австралии (и 4 монастыря), Канаде, по 8 приходов в Бразилии и Англии (и 2 монастыря), 7 — в Швейцарии, 5 — в Австрии. Главная святыня — Чудотворная икона Курская Коренная, вывезенная из России врангелевскими войсками в 1920 году, именуется Одигитрией русского рассеяния, присутствует на Синоде РПЦЗ. В Карловых Варах состоялся первый съезд отколовшихся от «красной Церкви» епископов. РПЦЗ не имеет официальных отношений ни с одной из 15 православных Церквей. Как и все деноминации в США, РПЦЗ получает дотации от государства, имеет налоговые льготы.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика