Русская линия
Аргументы и факты03.09.2003 

Русский вектор диалога цивилизаций
Беседа с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром

С 3 по 6 сентября на острове Родос (Греция) будет проходить первый Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций». Накануне с членом международного оргкомитета форума митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром встретился корреспондент «АиФ».

— ВАШЕ Высокопреосвященство! Год назад, 13 июля 2002 года, в Кронштадте прозвучало обращение участников Международной программы «Диалог цивилизаций», которое вошло в историю современной России, и не только России, как кронштадтская инициатива. С этого момента ведет свою историю Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций». Начинание приветствовал президент В. Путин, благословил Святейший Патриарх Алексий II.

— Во-первых, диалог есть альтернатива диктатуре, насилию и кровопролитию. А во-вторых, без межцивилизационного диалога человечество не сможет развиваться дальше.

Если вокруг все веруют и думают так же, как я, мне не о чем беспокоиться. Я могу считать себя мудрым и праведным и при этом не замечать, как мой разум от бездействия теряет остроту, а сердце охладевает. Ну, а если рядом со мной поселился индус, который поклоняется многоруким изваяниям? Конечно, индуса этого проще всего уничтожить, чтобы ничто меня не беспокоило, и вновь погрузиться в счастливое самодовольство. Именно это и предлагает проповедник американской идеологии Самюэль Хантингтон, когда пишет о столкновении цивилизаций. Но, если вместо силовой борьбы я вступлю с индусом в диалог, мне придется донести до него свои убеждения. Для этого я должен буду глубже изучать собственную религию и культуру, точно излагать свои мысли и хорошо осознавать свои чувства. В процессе диалога я стану умнее и деятельнее, займусь созиданием, а не разрушением.

Профессор Хантингтон, безусловно, — настоящий американский патриот. Но он не стратег, а тактик. Он не понимает, что в перспективе его идеи могут привести к деградации прежде всего самих США.

Корень экстремизма — невежество

— ВЫ ВСЕРЬЕЗ полагаете, что диалог поможет мировому сообществу противостоять религиозному экстремизму?

— Только диалог и может помочь. Силовые акции лишь распаляют ярость фанатиков, которым даже собственной жизни не жалко. Возможно, какое-то время США удастся играть роль всемирного полицейского, подавлять локальные очаги терроризма, но долго ли это сможет продолжаться?

Главный корень экстремизма — это невежество. Например, нынешние «джихадисты» опираются не на учение Корана, а на призывы Усамы бен Ладена. Однако теперь, когда глава Всемирной исламской лиги шейх Абдалла ат-Турки назвал террористов «шахидами шайтана», то есть «мучениками от сатаны», многие мусульмане призадумаются. Некоторые, может быть, откроют Коран и найдут там аят, приравнивающий убийство одного невинного к умерщвлению всего человечества. А кто-то и до суры «Трапеза» дочитает, в которой христиане названы «ближайшими по любви к мусульманам». Враждовать друг с другом и Библия, и Коран запрещают, а вот доброжелательный диалог ими приветствуется.

Но кроме невежества у экстремизма есть и другой корень — отчаяние. Когда чужая безликая мощь уничтожает твои святыни, твою культуру, твои традиции, твою национальную самобытность — это больно, невыносимо больно. От такой боли человек может обезуметь и превратиться в фанатика.

Причем насилие может осуществляться не только военным путем, но и проявляться в форме информационной и культурной экспансии.

Американизация заражает народы душевной болезнью, раскалывает национальное самосознание. Языческий принцип «разделяй и властвуй» трансформируется в «заражай и властвуй». Симптомы болезни, которой заразили Россию «младореформаторы», очевидны, и болезнь эта пока не преодолена. Однако существуют народы не столь терпеливые, как наш. Один из основных законов физики: действие равно противодействию — вполне приложим и к общественным отношениям. И больной, отчаявшийся народ, имеющий пламенный восточный темперамент, может повести себя непредсказуемо.

Пока еще наша планета подобна роскошному саду, где множество национальных культур цветет самобытной красотой. Надо ли придавать этому миру единообразие, обрубать все ветви и подрубать корни при помощи американского томагавка? И не упадет ли во время такой процедуры одно из деревьев на голову дровосеку? Вот вопросы, возникающие при размышлениях о выборе между диалогом и разговором с позиции силы.

Расовая дискриминация

— С РАСПАДОМ СССР в 1991 году начался новый этап развития мировой цивилизации в целом. Как вы считаете, приведет ли этот этап к уничтожению России?

— Отрицать значимость русской цивилизации для человечества способен только круглый невежда — каждому образованному человеку известны русские имена, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Однако в истории любого народа бывали ошибки и преступления: к примеру, США переболели расизмом, Германия — гитлеризмом. Тем не менее мы уважаем германский гений и восхищаемся американскими достижениями. Россия, переболевшая большевизмом, сегодня открыта для сотрудничества и дружбы. Но с каким отношением к нашему народу мы встречаемся чаще всего? Не счесть статей, именующих русских «варварами». Не счесть фильмов, представляющих русских «недочеловеками». Что это, если не расовая дискриминация?

Пора, наконец, назвать вещи своими именами. Когда кричат о русском фашизме, я вижу лишь горстку хулиганов — Великая Отечественная война навсегда дала России противоядие от этого вируса. А вот среди апологетов фашизма антирусского я вижу весьма влиятельных персон. И книге Збигнева Бжезинского «Мир без русских» место на одной полке с «Майн кампф» Гитлера.

Идеологи, желающие «почистить планету», были, есть и, к несчастью, еще будут появляться. Бжезинский предпочел бы обойтись без русских, Хантингтон — без мусульман и китайцев, Усама бен Ладен — без американцев и опять же без русских, Ле Пен — без евреев и алжирцев… «Пристрастия» разные, но суть одна — уничтожение неугодных.

Россия сегодня — преграда на пути превращения человечества в однородную массу «потребителей», и, весьма вероятно, главная тому преграда. Вот и ответ на ваш вопрос.

Православие — сердцевина русского духа

— А ЕСТЬ ли будущее у России без православия?

— Тело без души — это труп или, хуже того, кадавр. Умерщвление русского духа, начавшееся в СССР, сегодня, к несчастью, продолжается. Какова Россия без православия, мы видим. Ее визитные карточки: наркомания, разврат, который не желает иметь детей, эпидемия абортов и прочее, а в целом все это ведет к деградации и вымиранию народа. Воистину «мертвец хватает живого». Россия, обезбоженная прежним воинствующим атеизмом и нынешним воинствующим аморализмом, схватила за горло еще живую православную Русь.

Мало нам было большевицкого интернационализма? Теперь хотят сделать из русских американизированных «общечеловеков». Не получится. Операции по перекраиванию менталитета для любого народа губительны, а для России тем паче. Русский народ — это народ крайностей, народ идеала и порыва, высоких свершений и глубоких падений, святых подвижников и ванек-каинов. Именно поэтому тысячу лет назад русский народ избрал для себя православие — веру, требующую наивысшего напряжения душевных сил. А если не станет на Руси подвижников и молитвенников, а останутся одни ваньки-каины, то доведут-таки они наше Отечество до самоубийства.

— Президент России В. В. Путин, выступая на 1250-летнем юбилее Старой Ладоги, отметил, что объединяющей идеологией для России, одним из самых существенных объединяющих факторов должен быть общероссийский патриотизм, основанием которого является наша история. Но нам надо смотреть не только в прошлое, но и в будущее. Что бы вы могли к этому добавить?

— Да, вы правы, сохранить прошлое можно, только имея будущее. Однако и построить будущее можно, лишь опираясь на прошлое. Сверхдержава СССР рухнула в одночасье, как карточный домик. Так падают здания, лишенные фундамента, и так падают государства, лишенные исторической памяти. Православие — это сердцевина русского духа. Древним русичам православие подарило письменность и словесность, приобщило их к красоте зодчества, иконописи, церковного пения, научило милосердию и самоотверженности. Освобождение от Орды, создание единого Московского государства, освоение необъятных просторов, преодоление Великой смуты, победа над полчищами Наполеона — все эти вехи российской истории овеяны православным вдохновением.

Прошу понять меня правильно. Я не призываю к посягательству на права других традиционных российских религий: мусульманства, буддизма, иудаизма — упаси, Боже! Но хочется того кому-нибудь или нет, стержневым народом России является русский народ, а народ этот на наших глазах вырождается и вымирает. И если он окончательно будет сломлен — худо, ой как худо будет тогда всем живущим в России.

Но выход из нынешнего тяжелого положения существует: если русский политик, русский бизнесмен, русский милиционер, вообще каждый русский человек на своем месте будет относиться к своему труду не только как к источнику дохода, но и как к священному делу служения Богу и Отечеству, вот тогда возродится Россия в былой силе и славе.

Философу Константину Леонтьеву принадлежит блистательное изречение: «Нужно уметь правильно любить родину». Для русского человека правильно любить Россию — значит быть православным.

Петр Павлов, Олег Дьяченко


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика