Русская линия
Итоги Василий Дятлов25.08.2003 

Плесните колдовства.

В Сибири прошел международный симпозиум по изучению шаманизма. Его участники решили добиваться официального признания Тувы родиной этого древнейшего первобытного верования

Пожизненным верховным шаманом Тувы (Республики Тыва) является доктор исторических наук Монгуш Кенин-Лопсан, выпускник восточного факультета Ленинградского государственного университета, автор сотен публикаций о тувинских шаманах. Больше полувека он собирал шаманские гимны, побывав во всех самых отдаленных уголках Тувы, дружил со знатоками тувинской старины. Объездил с лекциями десятки стран мира, возил им самим подготовленную выставку по шаманизму в Бельгию, Австрию, Германию…

О себе 78-летний шаман без ложной скромности говорит так: «Я являюсь человеком, который получил почетный титул „Живое сокровище шаманизма“ Американского фонда шаманских исследований. Это великая награда. Во всем мире только трое избранных удостоены этой чести». По его убеждению, Тува является прародиной шаманства, а сегодня его эпицентром.

Родиной шаманизма считал Туву и знаменитый финский антрополог и этнограф Хеймо Лаппалайнен, по инициативе которого 10 лет назад, в августе 1993 года, в центре Азии на свой первый симпозиум собрались шаманы из Австрии, Канады, Америки, Германии. Иностранцы в свой первый визит внимательно присматривались к методам и приемам тувинских коллег. Под впечатлением увиденного участники первого симпозиума по возвращении домой писали и доказывали в своих статьях, что именно Тува является родиной шаманизма.

На нынешний симпозиум приехали 14 зарубежных шаманов — членов Американского фонда шаманских исследований во главе с Паулем Уккусичем из Австрии. Как он считает, «шаманство — чрезвычайно интересное явление в истории религии, одна из ее наиболее ранних форм, возникших еще в эпоху первобытного обществаЙ Оно привлекает внимание медиков, психологов и психиатров в силу ряда особенностей, связанных с деятельностью шамана и его личностью, способами воздействия шамана на своих пациентов». Своих шаманов прислали на очередной симпозиум Германия, Дания, США, Швейцария, Гавайи. Россия была представлена учеными и шаманами с Алтая, из Красноярска, Новосибирска, Москвы.

Под звуки бубна

Шаманы не были бы шаманами, если бы из скучного мероприятия, каким обычно бывают все симпозиумы, не устроили яркой акции. Собираться раз в 10 лет — так уж чтобы всем запомнилось надолго. Вся компания поэтому отправилась из столицы Тувы Кызыла открывать симпозиум в отдаленный район, по пути завернув в знаменитую Долину царей, где ведут раскопки древних скифских курганов питерские археологи. Заехали сюда не любопытства ради. На самом большом из 30 курганов долины — Салбыкском — шаманы традиционно черпают энергетическую силу. А пока посвященные заряжались, непосвященным было предложено не пропустить редкую возможность загадать желание у этого необыкновенного кургана. Чтобы оно сбылось, гору надо обойти, а потом ладонями прикоснуться к одной из расщелин.

Наконец автобусы добрались до подножия священной горы Хайыракан. Обыкновенная с виду гора является на самом деле одним из самых почитаемых мест в республике. По преданию, место это обладает особой мистической силой. Тувинцы уверяют, что стоит провести несколько минут на горе — и по всему телу начнут разливаться приятное тепло и необычайная легкость. Но расслабляться было некогда. Наступала ночь, и участникам симпозиума предстояло приступить к камланию — ритуалу общения с духами, одному из самых загадочных и красочных зрелищ. С полуночи до половины седьмого утра бой более 20 бубнов был слышен далеко окрест. Ведущей шаманкой была тувинка Ай-Чурек, которая объяснила «Итогам», что это камлание непосредственно посвящалось здоровью и счастью всех людей.

Наутро шаманов уже ждали на араажне (лечебном источнике) Кара-Суг. Больные, выстроившиеся в поисках исцеления в длинные очереди, готовы были ждать часами. Для тувинцев шаман — не только лекарь, но и ходячая аптека. По древним тувинским поверьям, все болезни людям посылаются аза (чертями). Черт может убить человека. Только шаману суждено видеть черта, он вступает с ним в бой, побеждает его в жестокой схватке и возвращает душу больному.

Практикуется несколько вариантов лечебных обрядов. Первый обряд направлен на предсказание хороших или плохих событий в жизни человека. Второй — на предупреждение болезни. Третий — на излечение больного.

Если человек заболевает, например, ревматизмом суставов, предпочтение отдается шаману, ведущему свое происхождение от духов земли и воды. Если у больного нервное недомогание, для его лечения приглашают шамана, происходящего от различных сил природы. Особо велика роль шаманов, имеющих шаманов-предков. Они считаются самыми сильными, способными победить любую болезнь.

Большинство из иностранных шаманов, приезжавших на нынешний симпозиум, — психотерапевты. Они изучают так называемую шаманскую психотерапию — лечат больного, общаясь с его духовным миром. Один из таких психотерапевтов, г-н Куст из Германии, признался «Итогам», что уже после второго семинара понял: в методике психотерапевтов и тувинских шаманов много общего — и те, и другие ищут причину недуга во внутреннем мире пациента.

А прах развейте над курганом…

Что касается научной части симпозиума, то в программе были выступления на самые разные темы — «Традиционные верования тувинцев: проблемы эволюции, трансформация и возрождение», «Служители бурханизма Саяно-Алтая и их функции», «Соотношение шаманства и иммунологии», «Где пересекаются шаманство и психотерапия», «Камлание психотерапевта с помощью бубна», «Звуковая символика в шаманской традиции» и другие.

Монгуш Кенин-Лопсан подвел итоги за прошедшие после первого симпозиума 10 лет. За это время, по его словам, ушли из жизни 12 тувинских шаманов. Не стало и основателя, инициатора первого симпозиума финна Хеймо Лаппалайнена. Он скончался в мае 1994 года. Поскольку он считал, что гора Хайыракан является одним из символов шаманизма, то в своем завещании попросил, чтобы его прах развеяли над этой горой. Тувинские шаманы так и поступили. Точного ответа на вопрос, почему финн изъявил такое желание, никто дать не может. По словам известного тувинского религиоведа, доктора буддийской философии, профессора Николая Абаева, у финнов существовали свои обряды. На Руси чухонцы слыли самыми изощренными колдунами. Современные европейские, в том числе и финские, шаманы свои традиции растеряли и перенимают их теперь у тувинцев, которых считают основателями шаманизма.

С точки зрения буддийской религии посмертное желание Хеймо Лаппалайнена — нонсенс и даже святотатство, поскольку гора Хайыракан считается священной горой и для буддистов. Это аналогично тому, что какой-нибудь мусульманин или иудей изъявит желание, чтобы его прах развеяли над Троице-Сергиевой лаврой. Как пояснил «Итогам» буддийский священнослужитель Тензин Цултим, буддисты вроде как бы и не против, чтобы шаманы тоже считали эту гору священной. Но дело в том, что отношение к этой священной горе со стороны шаманов и со стороны буддистов отличается как небо и земля. По его словам, проведение показательных массовых шаманских камланий по вызову духов, давно отошедших в мир иной, и закладка мемориальной доски памяти финского ученого Хеймо Лаппалайнена, чей прах согласно завещанию был развеян над горой, — это надругательство над памятью предков. Буддийская община восприняла это действо как неуместное и не вполне корректное по отношению к чувствам верующих.

Государство на страже шаманизма

По данным администрации Республики Тыва, сегодня здесь официально зарегистрированы 145 шаманов и шаманок, имеющих на руках соответствующие справки и членские билеты различных шаманских обществ. Помимо них еще около 200 юношей и девушек числятся начинающими. Они в основном специализируются на проведении несложных культовых обрядов при рождении детей, наступлении Нового года, очищении семейного очага.

В Законе Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» шаманизм напрямую не упоминается. И все же власти Тувы активно поддерживают шаманов. Глава республики Шериг-оол Ооржак выступил с приветствием участникам симпозиума, особо подчеркнув, что рассматривает шаманизм как один из древнейших пластов духовной культуры человечества: «Осознавая всю важность изучения духовных корней и возрождения традиций народа, мы и впредь будем оказывать всемерную поддержку усилиям ученых, занимающихся проблемой шаманизма, и способствовать развитию их связей на международном уровне».

Государственная поддержка уже сказалась в том, что финансовую заботу об организации и проведении симпозиума взяло на себя правительство Республики Тыва, создавшее оргкомитет во главе с вице-премьером Алдын-Кыс Конгаром и выделившее из республиканской казны на это дело 140 тысяч рублей.

По убеждению патриарха тувинского шаманизма Монгуша Кенин-Лопсана, ХХI век будет веком возрождения шаманства: «На предстоящих международных встречах по проблемам шаманизма мы будем обязательно поднимать вопрос об официальном признании Тувы родиной шаманизма. Современное человечество будет благодарно тувинскому народу, который сохранил это древнейшее верование в первозданном виде».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика