Православие.Ru | Сергей Лабанов | 11.08.2003 |
К сожалению, до сих пор не опубликованы многие сочинения ученого, представляющие огромный интерес для читателя, интересующегося геополитическими и историософскими проблемами, и хранящиеся в отделах редких книг различных библиотек.
Попыткой восполнить данный пробел в отношении одного из ученейших и образованнейших людей своего времени (достаточно упомянуть, что он дружил и вел переписку с Тютчевым, Иваном Аксаковым, Достоевским, Майковым, Страховым, Гильфердингом, Самариным и Львом Толстым) и должна послужить данная статья.
Владимир Иванович Ламанский родился 26 июня / 8 июля 1833 года в Петербурге в семье чиновника министерства финансов, впоследствии сенатора. Несмотря на свою принадлежность течению славянофилов, в большинстве своем предпочитающих жить в Москве, Ламанский был коренным петербуржцем и прожил в столице всю свою жизнь.
В 1854 году юноша окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где изучал славянские древности и русские этнологию и географию на семинарах уже знаменитого в то время ученого-слависта И. И. Срезневского.
Увлеченность славянофильскими идеями, отразившаяся и в статьях «Современника», вызвала сближение Ламанского с кружком московских славянофилов: братьями Аксаковыми, Ю. Самариным, Ф. В. Чижовым. В Петербурге он поддерживал контакты с А. Гильфердингом и Ф. Тютчевым. Для полемики с австрийской периодикой Иван Аксаков привлек Владимира Ивановича к сотрудничеству со славянским отделом «Русской беседы» и газеты «Парус»; после запрещения последней Ламанский активно сотрудничал с «Днем».
Публицистическая деятельность Ламанского совмещалась с научной и педагогической. В 1859 году он успешно защитил магистерскую диссертацию «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании»; в 1867 году издал собственный перевод трактата словацкого деятеля первой половины XIX века Л. Штура «Славянство и мир будущего», оказавшего большое влияние на труды русских неославянофилов, в том числе и самого Ламанского, а также Данилевского, Самарина.
В 1871 году была защищена докторская диссертация «Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе», ставшая основной геополитической работой мыслителя, где он выразил суть взаимоотношений России с Западом и Востоком. С 1872 года Ламанский преподавал в Петербургской духовной академии, где 25 лет занимал кафедры русского и церковнославянского языков и истории русской литературы. С 1890 по 1900 гг. Владимир Иванович состоял профессором академии Генерального штаба, где читал лекции о современном положении славян; в 1899 году стал академиком Петербургской Академии наук.
Уже в шестидесятых годах молодой русский ученый сформулировал собственную историософскую концепцию коренных начал славянского просвещения, возрождения славян и их взаимоотношений с Россией, развивающую и детализирующую в практическом плане общие представления ранних славянофилов (таких как И. Киреевский, Алексей Хомяков). Отдельные теоретические положения Владимира Ивановича изложены в его магистерской диссертации, а также в очерке «Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях» (1865), статье «Изучение славянства и русское национальное самосознание» (1867). В полном виде эта концепция представлена в его докторской диссертации.
В этой работе Ламанский, равно как Тютчев и Данилевский, делил европейский мир на Запад и Восток прежде всего на основе духовных (внутренних) признаков, а также географических, этнографических, религиозных, общественных и культурных особенностях каждой нации. Западноевропейский мир он именовал «миром романо-германским», восточноевропейский — «греко-славянским». При этом Ламанский пояснял, что «деление Христианско-арийского мира на восточный и западный — Греко-славянский и Романо-германский — основано на строгом различии их внутренних, существенных признаков».
Типологическое различие двух названных европейских ореолов В. И. Ламанский доказывал на основании ряда исторических, социальных, религиозных и культурологических фактов и показателей, среди которых немалую роль играет и показатель «исторического возраста». Проводя сравнение России с Древней Элладой и Римом, объединившим значительное число разноплеменных народов, русский ученый утверждал, что «славянство, именно в лице русского народа, представляет собой громадный крепкий кряж или ствол, а все прочие инородческие племена являются ее ветвями».
Ламанскому также по праву принадлежит особое словоупотребление термина «самопознание», используемого затем А. А. Шахматовым и утвержденного евразийцем Н. Трубецким. Таким образом, помимо историософской линии (Тютчев — Данилевский — Н. Страхов, К. Леонтьев), от славянофилов к евразийцам ведет также и «академическая» линия: Ламанский — Шахматов, Трубецкой.
В вышеуказанной работе Владимир Иванович остановил также внимание и на русофобских настроениях некоторых немецких публицистов и ученых, направленных против России и славян, отметив в них негативно-презрительное отношение «цивилизованных» немцев к русским в данном случае и славянам вообще и заняв в этом вопросе сходную с Тютчевым позицию.
Так, в одном журнале, вышедшем в Австрии в начале XIX века на немецком языке, русский был описан следующим образом: «Характер Русняков общий всем славянам — недоверчив, обманчив, лукав, без малейшей нравственности, без религии, непослушный начальству, в высшей степени тупой и грубый, предан пьянству и разврату». Более того, некоторые немецкие писатели и публицисты — в частности, известный немецкий политический писатель Густав Дитцель — сравнивали русских и славян с неграми. Ламанский приводит следующее высказывание по этому поводу: «русские хоть и белые, но у них есть свойства негров. Они не работают более, чем нужно, и без принуждения». При этом немецкий писатель самоуверенно считает, что именно немцы удерживают Россию от распада и разорения, находясь на высших постах империи.
Однако в то же самое время, как замечает Ламанский, немцы «в последние два столетия из всех славянских земель наиболее боятся России, ибо справедливо в ней видят плотное, могущественное тело, которое, обладая притягательной силой и влиянием на западных славян, может легко вобрать вокруг себя все остальные славянские земли».
Ламанский один из первых уделил особое внимание проблеме проникновения еврейства в Россию через польские, белорусские и украинские земли. Так, в статье «Евреи и немцы в Привислянском крае» он выводит механизм закабаления польских земель евреями, позднее успешно осуществленным в самой России.
Среди признаков, определивших самобытность греко-славянского мира, ученый особо выделял нравственный идеал Восточно-христианской Церкви, сохранившей чистоту христианских начал и, в первую очередь, принципа терпимости и свободы веры и мысли (хотя и искаженных отчасти в народном быту и общественной жизни из-за умственной грубости и расстройства нравов). Забвением этих принципов в католицизме Ламанский объяснял низкий, по его мнению, нравственный уровень европейского общества, который не могут повысить ни прогресс науки, ни улучшение материальных условий жизни.
Вместе с тем, скептически оценивая нравственное состояние западного общества, Ламанский, как и многие основатели славянофильства, уважительно относился к западной науке и литературе — всему тому «великому и прекрасному», что было создано в Европе.
Позднее, в последнем в XIX веке крупном историософском труде славянофильской направленности «Три мира Азийско-Европейского материка», концепция ученого подверглась определенной корректировке: в его схему был включен «третий» мир — Азия (народы, не входившие в Российскую империю), а Россия, славянские и некоторые неславянские народы объединены под названием «среднего мира». Мыслитель делил евроазиатский мир на три части: романо-германский, азиатский и греко-славянский.
Характеризуя наметившиеся тенденции развития романо-германских стран, он говорил о постепенной утрате Европой доминирующего положения в мировой политике и образованности (центр романо-германского мира), которое вскоре «перенесется из Европы в другие части света, особенно в Америку и Австралию с Полинезиею». Акцентирование им общехристианских основ всей европейской цивилизации (включая славянские народы) сочеталось с повторением положений о «разлагающем» воздействии католицизма на славян (особенно резким в этом плане было отношение ученого к полякам — «отступникам» от славянских идеалов).
Как и Тютчев, Ламанский относил Россию к молодому, до конца себя еще не проявившему себя греко-славянскому миру, где важную роль играет Православие. Но в отличие от Тютчева, он впервые, еще до К. Н. Леонтьева, помимо славянских племен ввел в орбиту интересов России также греков и ряд мусульманских народов. В этом плане его вместе с Леонтьевым можно считать одним из предшественников евразийского учения.
Одновременно с этим Ламанский, равно как Тютчев и славянофилы с Н. Данилевским, был горячим сторонником славянского единства под эгидой России и Православия. Он поддерживал Тютчева в мыслях о противодействии русофобии идеей империи, видя в этом позитивный смысл.
Будучи авторитетным ученым-славистом, Ламанский был довольно заметной фигурой в общественной и культурной жизни второй половины XIX века. В шестидесятые годы он принимал активное участие в организации этнографической выставки и Славянского съезда в Москве 1867 года (где также участвовали Ф. Тютчев, Иван Аксаков, А. Ф. Гильфердинг, Юрий Самарин и др.). Был учредителем петербургского отделения Славянского комитета, в 1877 году преобразованного в петербургское Славянское благотворительное общество. В 1890 году разрабатывал проект устройства этнографического музея Александра III, в том же году основал этнографический журнал «Живая старина» (редактировал до 1910 года), где часто выступал против излишней русификации окраин империи и, в частности, насильственного насаждения русского языка в Литве (введенного, в том числе, А. Ф. Гильфердингом и отмененного в 1900 году).
Умер Ламанский в ноябре 1914 года, застав начало Первой мировой войны и во многом предсказав ее начало в своих трудах и так и не дождавшись издания собрания своих сочинений. Еще в 1867 году, как отмечает его ученик Г. Князев, он указывал на опасность, угрожающую России с возникновением на «Балтийском и Немецком морях» сильного немецкого флота и стремлением немцев к объединению Северной и Южной Германии. Более того, в других своих работах он предвидел план совместной кампании Германии и Австро-Венгрии против России.
Все это говорит только о том, что сегодня нам необходимо воздать по достоинству многообразное наследие замечательного русского ученого и патриота и издать его сочинения, не потерявшие своей актуальности и по сей день.
Используемая литература
Ламанский В. И. Евреи и немцы в Привислянском крае // Русский вестник. 1879. С. 371−421.
Он же. Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе. СПб., 1871.
Он же. Россия: полное географическое описание нашего отечества / ред. П. П. Семенова-Тян-Шанского. СПб., 1899−1914.
Он же. Три мира греко-славянского материка. Пг., 1916.
Шахматов А. А. В. И. Ламанский: Некролог // Известия Академии Наук. 1914. Серия 6. Т. 8. N 18.
Материалы для биографического словаря действительных членов Академии Наук. Пг., 1915. Ч. 1.
Русские писатели: 1800−1917. М., 1994. Т. 3. С. 283−285.
Князев Г. Русско-славянская цивилизация. М., 1998. С. 406−413.
Энциклопедический словарь русской цивилизации: Святая Русь. М., 2000.