Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург25.07.2003 

27 июля исполняется 85 лет со дня убиения 22-х летнего священномученика Константина Богоявленского

Село Меркушино давно известно как место обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. И вот, спустя чуть более 300 лет, здесь произошло новое чудо — были обретены нетленные мощи нового святого.
Как гласит известная русская поговорка, не стоит село без праведника. Наверное, для многих уральцев это мудрое народное изречение ассоциируется с селом Меркушино, где жил и был погребен известный святой — праведный Симеон Верхотурский. Село «стояло» и при земной жизни этого святого, и позже. «Стояло» до тех пор, пока тропа к месту, освященному подвигами праведника, не стала зарастать, и село не приблизилось к грани вымирания. Но, удивительно: потеряв всю инфраструктуру и лишившись большинства жителей, оно не исчезло и даже стало активно возрождаться в конце 90-х годов. И причину возрождения села можно видеть не только в почитания праведника, жившего в Меркушино в ХVII веке, но и в том, что земля эта хранила нетленные мощи священномученика, обретенные в мае 2002 года. Принять мученический венец сподобился служивший в Меркушино 22-летний священник отец Константин Богоявленский, который был убит большевиками 14 июля (27 по новому стилю) 1918 года.
Происходил будущий священномученик из духовного сословия — он был сыном диакона Стефана Богоявленского. В 1906 году, по достижении десятилетнего возраста, Константин был отдан в Екатеринбургское духовное училище, затем переведен Пермскую Духовную Семинарию, которую и окончил по первому разряду. Дальнейшая судьба после выпуска из Семинарии Константину была уже известна — он был, как писали в то время, «предназначен к определению на священническое место» в с. Меркушино. Однако служить о. Константину пришлось недолго.
Большевики, захватившие в начале гражданской войны власть на уральской земле, летом 1918 года встали перед необходимостью отступления — приближались части Белой Армии. При отступлении большевиками были расстреляны десятки священнослужителей, монашествующих и простых верующих. Среди убитых священников оказался и отец Константин Богоявленский. По воспоминаниям старожилов, когда молодого священника вместе со старостой меркушинской церкви вели к месту казни, за сельское кладбище, он всю дорогу сам себя отпевал. Их заставили рыть себе могилу, а затем на виду у насильно собранных сельчан расстреляли.
Через три дня было совершено отпевание. Тогда же, вероятно, состоялось и перезахоронение тела расстрелянного священника в церковной ограде.
31 мая 2002 года — обычный день, на стройке шум, люди перекрикивают гул машин: в селе Меркушино, на подворье Ново-Тихвинского монастыря, идет восстановление разрушенного в 1931 году Михаило-Архангельского храма. И вдруг — неожиданная находка — на площадке, которую расчищали от строительного мусора, была задета могила, крышка гроба откинулась, и взору невольных наблюдателей были явлены нетленные останки. На земле, где двести с небольшим лет назад православные люди обрели мощи святого Симеона Верхотурского, второй раз за три с небольшим века были обнаружены нетленные останки.
Из рассказов старожилов было известно, что в 1918 году в селе был расстрелян молодой, 22-летний священник Константин Богоявленский, но никто не мог указать место, где он захоронен. И вот, началась кропотливая работа по сопоставлению деталей гибели отца Константина Богоявленского в 1918 году и деталей обретения мощей в 2002 году. Вместе с мощами было найдено и требное Евангелие, 1893 года издания, в металлическом окладе. Листочки в нем прекрасно сохранились. На форзаце был обнаружен рукописный текст. Четко виднелась дата — 4 мая 1917-го года, что-то похожее на «г. Пермь» и «Константин». Графологическая экспертиза подтвердила, что надпись сделана отцом Константином Богоявленским — образец его почерка был найден в метрических книгах Михаило-Архангельского храма. Была также проведена судебно-медицинская экспертиза: в черепе обнаружено пулевое отверстие, примерно установлен возраст убиенного, время захоронения. В архивах найдены различные документы, позволившие сестрам составить краткое жизнеописание отца Константина.
Многими отмечается сходство обстоятельств обретения мощей отца Константина с обстоятельствами обретения мощей святого праведного Симеона: то же внезапное появление гроба, неизвестность имени похороненного, и наконец — нетление останков. Вот еще одно интересное наблюдение: когда были явлены мощи праведного Симеона Верхотурского, освидетельствовать их приехал владыка Игнатий, с ним был игумен Исаак и еще кое-кто из духовенства и светского начальства. Владыка Игнатий, увидев мощи праведного Симеона, сказал такие слова: «Сии мощи по своему нетлению подобны мощам древних святых, таких, как Иона и Алексий Московские, Сергий Радонежский». А воевода Циклер добавил, что эти мощи подобны мощам Киево-Печерских святых. И наш правящий архиерей, архиепископ Викентий, увидев святые останки в первый раз, потрясенный, произнес: «Это настоящие мощи, как в Киево-Печерской лавре!» — Архиерей через триста с лишним лет повторил те же самые слова.
В этом году 27 июля исполняется 85 лет со дня убиения священномученика Константина Богоявленского. В настоящее время ожидается благословение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на то, чтобы новоявленные мощи были помещены в храме села Меркушино для всеобщего поклонения.
Примечательно, что нетленные останки священномученика Константина Богоявленского были обретены за полтора месяца до канонизации его в лике Новомучеников. На основании решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Определением Священного Синода от 17.07.2002 г. священномученик Константин был причислен к лику святых.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика