Русская линия
Совершенно секретно Алексей Макарин10.07.2003 

Как избирали патриархов

В ХХ веке Русская Церковь избирала Патриархов пять раз. И каждые новые выборы были не похожи на предыдущие.

На Поместном соборе 1917 года вначале провели, как бы мы сказали сейчас, рейтинговое голосование, чтобы отобрать трех наиболее достойных архиереев. Ими стали харьковский архиепископ Антоний, новгородский архиепископ Арсений и московский митрополит Тихон. Причем относительное большинство голосов получил владыка Антоний, имевший репутацию убежденного монархиста. Затем слепой старец-монах выбрал одну из трех бумажек, на которых были написаны имена кандидатов. Жребий пал на митрополита Тихона, получившего меньше голосов, чем два его конкурента. Видимо, этот выбор оказался промыслительным: очевидно, что владыка Антоний в качестве Патриарха еще сильнее обострил бы конфликт церкви с большевиками, что привело бы к еще более жестоким репрессиям.

После кончины первого Патриарха власти не разрешали проводить новые выборы в течение 18 лет. В сентябре 1943 года санкция, наконец, была дана. Выборы были безальтернативными и без созыва Поместного собора. Митрополита Сергия (Страгородского) избирали на Архиерейском соборе, причем 19 его участников доставили в Москву на самолетах по личному указанию Сталина. Новому Патриарху было уже далеко за 70, после выборов он прожил менее года.

Занятно, что еще раньше, в 1941 году, «патриархом» пытался провозгласить себя глава обновленческой церкви Александр (Введенский), который был злейшим оппонентом РПЦ и тесно сотрудничал с НКВД. Однако даже большинство его соратников не признали этот незаконный акт: торжественная церемония состоялась в квартире «патриарха», а вместо трона его торжественно посадили на обеденный стол. Вскоре Введенский стал снова именовать себя «митрополитом». По сравнению с такой авантюрой избрание Сергия выглядело вполне солидно.

В 1945 году собрался Поместный собор, который выбрал Патриархом ленинградского митрополита Алексия (Симанского). Альтернативы не было и на этот раз. Голосовали формально все участники собора, однако от имени священников и мирян говорили правящие архиереи, называя имя кандидата. Все же такие выборы более соответствовали привычному представлению, чем предыдущие, — поэтому Патриарх Алексий I был признан законным Предстоятелем не только прихожанами РПЦ в СССР, но и многими русскими верующими за границей, а также частью «катакомбников», не признававших митрополита Сергия из-за его компромиссов с советской властью, во главе с епископом Афанасием (Сахаровым).

Следующий Поместный собор состоялся в 1971 году. Выборы были также безальтернативными, процедура — сходной. Впрочем, соперничество на сей раз все же было, но не на соборе, а до его открытия, когда кандидатура будущего Первосвятителя согласовывалась в ЦК КПСС. Партийные инстанции предпочли пожилого митрополита Пимена динамичному владыке Никодиму, а архиереям фактически осталось лишь утвердить это решение.

Абсолютное большинство церковных иерархов спокойно воспринимали запланированный исход выборов. Однако были и исключения. В 1945 году за альтернативные выборы выступал архиепископ Лука — в миру знаменитый профессор-хирург Войно-Ясенецкий. В 1971 году аналогичную позицию высказывали «заграничные» архиереи РПЦ — митрополит Антоний (Блум) и архиепископ Василий (Кривошеин), сын бывшего царского министра. Разумеется, к их точке зрения не прислушались.

«Конкурентные» выборы Патриарха состоялись на Поместном соборе 1990 года — помогли перестройка и гласность. Впрочем, на волю Бога, как в 1917 году, решили не полагаться. Архиерейский собор предложил Поместному три кандидатуры — митрополитов Алексия (Ридигера), Владимира (Сабодана) и Филарета (Денисенко). Если бы выборы проходили по традиционному сценарию, скорее всего, победил бы Филарет, который временно управлял церковью после кончины Патриарха Пимена. Утверждают, что к кандидатуре Филарета в большей степени благоволили в ЦК КПСС, однако роль этой структуры тогда уменьшалась с каждым днем. В первом туре фаворит получил наименьшее число голосов. Во второй тур вышли митрополиты Алексий и Владимир, причем первый победил с незначительным перевесом: 166 голосов против 143. Обиженный Филарет взял курс на обособление украинской православной церкви. Менее чем через два года он был смещен с поста Киевского митрополита, затем лишен сана, а позднее и отлучен от церкви.

Впрочем, вполне демократичная процедура выборов Патриарха в 1990 году тоже подверглась критике. Дело в том, что в соответствии с Уставом РПЦ Патриархом мог быть избран только гражданин СССР. Поэтому было отклонено предложение избрать Предстоятелем митрополита Сурожского Антония, окормляющего православных Великобритании.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика