Русская линия
Известия Андрей Максимов,
Е. Шестаков
08.07.2003 

Шариат для христиан

У иракских христиан — серьезные проблемы. Причем, как это ни парадоксально, начались проблемы со свержения Саддама Хусейна. Президент Ирака был хоть и диктатором, но — светским. Сейчас же, при новом — «демократическом» режиме, активизировались исламисты — как суннитские, так и шиитские. В отличие от Саддама эти люди не идут ни на какие послабления в отношении соотечественников-христиан. Их тоже хотят заставить жить по законам шариата.
С призывом подчиниться законам шариата к христианскому меньшинству страны обратились два самых влиятельных шиитских лидера — шейхи Мохаммед аль-Фартуси и Могтад ас-Садр. И тут же, как бы в подтверждение слов имамов, в южных городах Ирака, где в основном живут шииты, прошла серия погромов. Исламисты сожгли более ста магазинов, где продавались алкогольные напитки. Нетрудно понять, что владельцами (и клиентами) уничтоженных «торговых точек» были христиане. Во время погромов были убиты два человека.
Для христианской общины Ирака наступили трудные времена. Запретами на продажу алкоголя и просмотр фильмов «вольного» содержания дело не ограничилось. Мусульманские проповедники взялись за внешний вид иракских женщин. В Басре девушку-христианку, которая вместе с матерью ходила по базару, закидали овощами с криками «Позор!». Только потому, что на ее голове не было платка, который, впрочем, молодая женщина и не должна была носить, не будучи мусульманкой.
Представители шиитских общин приходят в багдадские школы, где рекомендуют, пока в форме «дружеского» совета, всем девочкам независимо от вероисповедания носить головной убор — хиджаб. По словам одной из прихожанок церкви халдеев, основанной в Багдаде еще в XV веке, люди, которые видят ее на улицах с непокрытой головой, бросают вслед презрительное: «Христианка». И это звучит как приговор. В Багдаде появились аптеки, где отказываются обслуживать женщин, которые приходят без головного убора. Ничего подобного раньше, при Хусейне, не было.
Сегодня христианская община Ирака, по разным оценкам, насчитывает от 800 тысяч до миллиона человек. Только в Багдаде действуют 52 церкви, которые представляют практически все течения христианства. «Саддам всегда знал, что, если он „возьмется“ за нас, его ждут серьезные проблемы с Западом», — считает католический священник отец Патрос Хаддад. По его мнению, именно этим объясняется религиозная свобода, которую имели христиане при режиме «баасистов». «При Саддаме христиане в целом чувствовали себя защищенными».
«С приходом американцев все изменилось», — говорит корреспонденту французской газеты «Либерасьон» другой священник, отец Надир Дакко. На улицах, прилегающих к его церкви, американское командование выставило шесть бронемашин. Но солдаты не делают различий между мусульманами и христианами — они воспринимают любую толпу как угрозу и готовы стрелять, независимо от того, отмечают люди праздник или демонстрируют свою враждебность.
Отец Надир вспоминает, как в прошлом году он обратился за визой в американское посольство в Аммане, чтобы навестить своих многочисленных родственников, живущих в США. Но тут выяснилось: работники консульства понятия не имеют, что в Ираке существуют христианские священники. «Они, как на экзамене, спрашивали меня, сколько глав в Евангелии, задавали другие, не менее дурацкие вопросы и в конце концов отказали в визе», — с горечью говорит отец Надир.
И все же именно американцы сегодня в Ираке — единственная сила, которая пока еще мешает официальной исламизации страны. Союзное командование старается привлекать христиан в новые органы муниципальной власти. Так, в Мосуле, на севере Ирака, городской совет состоит из трех курдов, двух христиан, одного туркомана и семи арабов-мусульман.
Но это — на севере, где относительно спокойно и где влияние исламских радикалов не столь велико. На юге, в шиитских районах, все по-другому. К христианам там относятся враждебно, их одновременно обвиняют в связях и с «оккупационными» силами, и с режимом Хусейна. И пока Ватикан и комитет США по делам религиозной свободы публикуют заявления, в которых выражают беспокойство по поводу положения христиан в Ираке, сами христиане стремятся покинуть страну, ставшую для них слишком опасной.
«Проблема не в том, что иракские мусульмане не любят христиан, — так было всегда, — считает 20-летняя Вали, прихожанка одной из багдадских церквей. — Проблема в том, что сегодня эти люди не хотят больше жить рядом с нами».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика