Русская линия
НГ-Религии Анна Стасис04.06.2003 

Константинопольский Патриарх полемизирует с Папой Римским
В обозримом будущем примирение между католиками и православными вряд ли достижимо

В мае нынешнего года в российских средствах массовой информации промелькнуло упоминание о том, что Вселенский Патриарх Константинопольский Варфоломей I поддержал позицию Патриарха Алексия II в его взаимоотношениях с Католической Церковью. Источником этих сведений послужило интервью, данное Варфоломеем I итальянской газете «Фольо Куотидиано», опубликованное под заголовком «Патриарх Константинопольский полемизирует с Папой Римским».
Вселенский Патриарх, «первый среди равных» патриархов православного мира, объяснил итальянским журналистам в чем, по его мнению, состоят трудности взаимоотношений Московского Патриархата и Ватикана: «Из того, что мы знаем, следует, что Римская Церковь активизировала свое присутствие в местах, находящихся в юрисдикции Московского Патриарха, и это было интерпретировано РПЦ как недружественный акт, то есть как акт прозелитизма во вред Православной Церкви».
Правда, за время, прошедшее с момента создания в России четырех епархий, объединенных в митрополию в католических структурах в России, никакого «взлета популярности», роста числа приходов и прихожан не наблюдалось, и, чем, собственно, они навредили МП, не очень ясно.
«Если учесть, — продолжает Вселенский Патриарх, — что Русская Православная Церковь находится в состоянии реорганизации после семидесяти лет коммунистических гонений, жалобы Московского Патриархата на проникновение в его сферу деятельности Римской Церкви оправдывают холодность их связей. Потому что речь идет о действиях, которые служат не удовлетворению потребностей католиков, но скорее созданию структур, использующих на благо Католической Церкви временные трудности Русской Церкви».
На вопрос о том, есть ли надежда на восстановление единства между Православной и Римско-Католической Церквами, Вселенский Патриарх ответил, что оно возможно «только с возвращением к общей вере до схизмы (Великого раскола между Восточной и Западной Церквами в 1054 г. — Прим. ред.) и Католической Церковью должны быть отменены все реформы: примат и безошибочность Папы, „филиокве“ (латинское добавление в Символ веры об исхождении Святого Духа „от Отца и Сына“, в то время как согласно православному учению Святой Дух исходит только от Отца. — Прим. ред.), затем уния… Препятствием к сближению и примирению двух Церквей является авторитарная и централизованная структура Римской Церкви, не принимающая никаких внутренних изменений экклезиологического (церковного) и догматического порядка, формировавшегося в течение столетий, потому что любое изменение этого порядка было бы признанием собственных ошибок».
Надо заметить, что подход, при котором только одна сторона должна признавать себя виноватой и что-то изменять — причем в существенных для себя вопросах, — а вторая сторона тогда, так и быть, согласится с ней примириться, делает надежды на воссоздание единства совершенно призрачными.
И все же, по мнению Варфоломея I, существует надежда на восстановление единства. Ее дает позиция простых верующих, которые искренне хотят объединения и молятся за него, как сам Господь Иисус Христос молился, «да будут все едины».
Вселенский Патриарх касается и проблемы взаимоотношений между Московским и Константинопольским Патриархатами. На вопрос, не кажется ли ему, что Алексий II добивается позиции превосходства в православном мире, Варфоломей I решительно отвечает: «Нет, потому что он знает и уважает канонический порядок православного мира». К тому же понятие превосходства в православии, по мнению Вселенского Патриарха, не содержит в себе ничего того, что подразумевается под приматом Папы в католицизме: «Согласно двадцать восьмому правилу IV Вселенского Собора (451 г.) Вселенский Константинопольский Патриарх имеет, с одной стороны, первенство чести среди равных православных Церквей и — с другой — первенство служения, которое проявляется в праве выражать окончательное мнение по определенному вопросу. Ни в коем случае речь не идет об административном первенстве, хотя в некоторых обстоятельствах, когда какая-то Церковь лишается своих иерархов, Вселенский Патриарх должен заняться назначением, выборами тех, кто отсутствует в Церкви».
Варфоломей I напоминает, что «в прямой юрисдикции Вселенского Константинопольского Патриарха находятся несколько миллионов православных верующих во всем мире. Например, те, кто составляет греко-православные митрополии Америки, Австралии, Крита, Европы за пределами России, на Дальнем Востоке, в Канаде, в Южной Америке и в епархиях в Турции. Затем к ней принадлежат православные украинской диаспоры, большая часть русских православных в Европе, карпатороссы в США и другие».
Надо заметить, что подобная позиция входит в очевидное противоречие с заявленной Московским Патриархатом политикой объединения всех православных русских под своим омофором. Похоже, что, прежде чем говорить о межконфессиональном единстве, стоило бы достичь единства внутреннего.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика