ОБРАЩЕНИЕ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ В ПОДДЕРЖКУ КАНОНИЧНЫХ КОНФЕССИЙ К СВЯТЕЙШЕМУ ВАРФОЛОМЕЮ I ПАТРИАРХУ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ
Копии: Предстоятелям Поместных Церквей Ваше Святейшество! Разрешите еще раз обратиться к Вам по вопросу, связанному с религиозной ситуацией на Украине. Как известно, состоялся визит в нашу страну римского папы Иоанна Павла II, который готовился правительством, отправленным в отставку в мае этого года, однако, к сожалению, и формат и программа пребывания понтифика были уже подготовлены и утверждены. Украинская Православная Церковь выступала против приезда ввиду многих неурегулированных проблем в отношениях между греко-католиками и православными на Западной Украине. Визит состоялся в той форме, в какой задумывался его организаторами, — в виде триумфального шествия римского первосвященника по древней православной земле. Визит стал мощным толчком для католического прозелитизма. Перед визитом униатами было объявлено о перенесении резиденции митрополитов УГКЦ из Львова в Киев и о строительстве кафедрального собора, началась регистрация униатских общин, например в Харькове, где исторически униатов никогда не было. Таким образом, уния не только закрепилась в Киеве — твердыне Православия, но и пошла дальше — на восток. Папский визит в Украину раскрыл истинный лик украинских схизматиков. Когда он был гипотетическим, и УАПЦ, и УПЦ-КП, дабы блюсти свою «православную самоидентификацию», категорически выступали против приезда понтифика. Когда же визит приобрел реальные очертания, публично заявили о своей горячей поддержке. Из-за отказа Православной Церкви (единственной из всех конфессий) принимать участие в действе всеобщего поклонения папе, во всех общенациональных СМИ была развернута кампания шельмования Православия в Украине. Дело доходило до того, что католицизм объявляли истинной христианской религией, а Православие — «языческой греко-константинопольской ересью». Сам папа заявил, что католическая вера имеет на Украине тысячелетнюю историю, поскольку «Киевская Русь была крещена князем Владимиром еще до разделения церквей». Роль же самой Украины понтифик расценил как «межу», где встречаются Запад и Восток, т. е. она уже не именуется православной державой. Поэтому Украинская Православная Церковь принимала вначале участие в различных мероприятиях, которые проходили во время визита. Православные общины провели крестные ходы в столице и в других городах, выражая свой протест против этого визита. Но даже в этих условиях лидеры УАПЦ и УЦП-КП не только не выступили с протестом, а продолжали проводить совместные с униатскими епископами пресс-конференции, агитировать за визит и клеймить Православную Церковь «антигосударственной», выступающей против интересов и «европейского выбора» Украины. При этом они не забывали упоминать о своем высоком константинопольском покровительстве. У многих в Украине сложилось впечатление, что Константинополь не только не против миссионерского визита понтифика в православное государство, но и сам готов признать себя «греко-константинопольской» ересью. Специфика украинских схизматических группировок — УАПЦ и УПЦ-КП — возникших в начале 90-х годов, заключается в том, что они были организованы политиками и, что особо важно подчеркнуть, — униатами. Сама уния не имела шансов продвижения на восток, поскольку история и культура Украины свидетельствовали о ее кровавой сущности. Сами галицкие политики-униаты объясняли свое присутствие в расколах тем, что они считают их национал-патриотическими организациями. Они видят в них главное орудие борьбы с Православной Церковью, поэтому постоянно оказывают им политическую поддержку, создают депутатские объединения, подписывают обращения в Константинополь с требованием их канонического признания. Если бы Вы, Ваша Святость, твердо стояли на канонических принципах Православия и отвергали даже саму возможность общения со схизматиками, расколы в Украине сыпались, как карточный домик. Скажем, в 1993 году за полтора года существования УПЦ-КП ее покинули 16 самозваных архиереев во главе с соучредителем раскола Масендичем. Все они вернулись в лоно канонической Церкви с покаянием простыми священниками. Возвращались из схизмы общины, и этот процесс, несмотря на поддержку и пропаганду раскола, невозможно было остановить. В 1999 году только в Киевской епархии пять приходов вернулось в Православие. Раскол агонизировал, пытался создать себе «международный имидж», принимая под свое крыло схизматиков со всего мира, создавая «параллельную семью поместных церквей». Но тщетно. Помощь ему пришла оттуда, откуда ее меньше всего ожидали получить раскольники, — из Константинополя! Святейший патриарх Варфоломей I, которого раскол клеймил не иначе как «стамбульским греком», неожиданно «уравнял» многомиллионную каноническую Церковь со схизматическими группировками, объявив, что в Украине существуют «три отдельные группы, которые не общаются между собой», и он собирается это общение восстанавливать. Это удивительно. Ведь даже римские прелаты заявили, что папа если с кем официально и будет встречаться, то только с Предстоятелем канонической Церкви Блаженнейшим митрополитом Владимиром. Теперь схизматики ведут в Украине борьбу с Православием и возносят хулу на Православную Церковь, а в Константинополе проводят переговоры и подписывают соглашения с представителями Вселенского патриарха. Это ли не абсурд? Очевидно, что некоторые правительственные чиновники Украины, униаты и схизматики обманом втянули Святейшего Патриарха в политические игры, направленные на разрушение Православия в Украине. Однако сейчас правительство, лоббировавшее папский визит и проталкивавшее интересы схизматиков в Константинополе, отправлено украинским парламентом в отставку. Теперь очень важно, чтобы Константинопольский патриархат прекратил всякую поддержку схизматических группировок, расшатывающих Православие в Украине, был центром единства Вселенского Православия, а не прибежищем и спасителем расколов и для отлученных от Православной Церкви бывших иерархов. Мы призываем Вас, Ваше Святейшество, проникнуться проблемами православной Украины, встать на путь, который вернул бы Вам доверие, которым вы пользовались у миллионов православных Украины. Мы со своей стороны заявляем, что будем всеми силами препятствовать различному вмешательству во внутренние дела Украинской Православной Церкви и готовы в этот ответственный час, когда существует проблема униато-православного противостояния, подставить этой Церкви свое плечо. С уважением, народные депутаты Украины. Всего 120 подписей. Страна.Ru