
Уважаемые участники Рождественских чтений, я рад приветствовать Вас на впервые проводимой в рамках Чтений секции «Научные основы современного церковно-исторического краеведения». Краеведение имеет давнюю историю в русской церковной науке. Родившееся из живой, сердечной связи человека со своим приходским храмом, монастырем, из любви к родному краю и его истории, краеведение дало науке множество блестящих исследователей — историков, палеографов, археологов. Среди них можно назвать еп. Амфилохия (Сергиевского), архим. Леонида (Кавелина), Илью Федоровича Тюменева и многих других, чьими сочинениями широко пользуется современная наука.
Однако именами выдающихся ученых не исчерпывается дореволюционное церковное краеведение — нет, пожалуй, ни одного монастыря или приходской церкви, о которых в прежнее время настоятелем или любознательным прихожанином не была бы написана солидная монография или небольшая брошюра. Сейчас, возвращаясь в Отчий дом — Церковь, мы снова свободно ощущаем Ее как неотъемлемую часть нашей жизни, переиздаем старые описания храмов, монастырей, епархий, с новым интересом обращаемся к церковной истории. Однако бурно развивающаяся современная церковная жизнь ставит перед краеведением новые задачи: совершающиеся канонизации святых требуют проведения тщательных предварительных исследований, зачастую приводящих к научным открытиям; возобновление храмов и монастырей заставляет обратиться к их истории. Важнейшей задачей современного краеведения становится ведение церковных летописей, которые должны отразить переживаемый нами судьбоносный период жизни Русской Церкви, когда милость Божия подается нам не только через открытие храмов и монастырей, но и в явлении мироточивых икон, обретении мощей святых и многочисленных происходящих от них чудотворениях. Наш христианский долг повелевает не оставить без внимания эти знаки милости Божией, сохранить их для современников и последующих поколений. Мне представляется, что церковное краеведение является сейчас самой живой и динамичной частью церковной науки.