Русская линия
Одна Родина Ирина Коротина06.05.2010 

Чтобы помнили!

Много славных страниц вписано в героическую летопись Полтавы. Свое место в истории города нашлось и военной авиации, которая защищала небо Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и после ее победоносного завершения.
Еще до Великой Отечественной войны военный аэродром в Полтаве был одной из основных бомбардировочных баз СССР: тут работали единственные в стране Высшие штурманские курсы ВВС, которые ранее были Всеукраинской школой летчиков.

Во время войны на полтавском аэродроме была организована 169-я Авиабаза особого назначения, с которой велись совместные советско-американские челночные авиационные налеты по важным военно-промышленным объектам фашистской Германии. Операция, вошедшая в военную историю под кодовым названием «Фрэнтик», проводилась в 1944 году и продолжалась 3 месяца. Всего в ней приняло участие около 2 тысяч военных самолетов СССР и США.

Много ратных подвигов совершили летчики авиации дальнего действия, 29 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Наш земляк, уроженец села Семёновка (ныне город) Черниговской области Василий Васильевич Сенько — единственный штурман в Военно-Воздушных Силах СССР был удостоен этого почетного звания дважды.
Окончилась война. Совершенствовались и создавались новые крылатые боевые машины, повышались требования и к аэродрому, который в 1954 году был модернизирован и стал аэродромом, способным принимать самолеты любых типов и размеров.

В Полтаве в авиационном городке была дислоцирована 13-я гвардейская днепропетровско-будапештская ордена Суворова 2-й степени тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия. Она состояла из 4-х вспомогательных частей и двух авиационных полков:

185-й гвардейский кировоградско-будапештский краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк;

226-й гвардейский сталинградско-катовицкий краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк.

185-й полк был вооружен 25 тяжелыми бомбардировщиками Ту-22М3, а 226-й полк — 25 тяжелыми бомбардировщиками Ту-16. Кроме того, 226-й авиационный полк был единственным соединением в СССР — постановщиком-перехватчиком помех. Он обеспечивал проход бомбардировщиков через систему ПВО противника.

Оба полка имели на вооружении крылатые ракеты и бомбы, оснащенные ядерными боезарядами.

После распада СССР и объявления Украиной безъядерного статуса дивизия была расформирована, а большинство самолетов уничтожено. Полная ликвидация соединения завершилась в 2004 году.

Но энтузиасты военного дела не могли допустить забвения памяти о славной истории авиационного соединения. Так в Полтаве и родился Музей дальней авиации. 9 мая 2009 года состоялось его торжественное открытие.

Большой энтузиаст создания музея, боевой летчик гвардии полковник Валерий Валентинович Верескул, который теперь является директором музея, рассказал много интересного о создании музея и его экспонатах (В.В. Верескул девять лет, вплоть до расформирования командовал 185-м полком).

Гордостью музея по праву считается красавец Ту-160. Ту-160 — «Белый лебедь» (по классификации НАТО Blackjack «Дубинка»).

Длина 54,1 м; высота 13,1 м; размах крыльев 55,7 м; вес пустого самолета 110 т; макс. взлетный вес 275 т; макс. скорость 2230 км/час; макс. высота полета 17 км; дальность полета 14 600 км; экипаж 4 человека.

Снаряжается до 40 т бомб и 12 крылатыми ракетами Х-55.

Ту-160 — самый большой, тяжелый и мощный военный самолет в мире. Стоимость его постройки составляет $ 250 млн.
Изначально было выпущено 19 боевых машин, все они поступили на вооружение в 184-й гвардейский полтавско-берлинский краснознаменный тяжелый бомбардировочный полк, базировавшийся в городе Прилуки.

После развала СССР Россия оказалась без тяжелых бомбардировщиков. В результате длительных переговоров Украина передала России 8 самолетов Ту-160 и 575 крылатых ракет Х-55 в качестве расчета за поставки газа. 10 практически новых самолетов, выработавших всего около 10% ресурса, к сожалению, были порезаны на металлолом. Один самолет перегнали в полтавский музей.

Теперь в России есть полк тяжелой бомбардировочной авиации в г. Энгельсе, где базируется 15 самолетов Ту-160. Кстати, один из них носит имя прославленного штурмана, дважды Героя Советского Союза Василия Сенько. Какую же «ненависть», как пишут «оранжевые оппозиционеры», должны питать россияне к украинцам, чтобы называть свои лучшие боевые машины именами сынов украинской земли?
Самолет является уникальным, во многом опередившим свое время. На Ту-160 было поставлено 44 мировых рекорда.

По скорости Ту-160 превосходит американские стратегические бомбардировщики В-1 В в 1,6 раза, а В-2 «Стелс» — в 2,3 раза.
23 — 25 сентября 1994 года на аэродроме в Полтаве были торжества по поводу 50-летия операции «Фрэнтик». Американцы прилетели на трех военных самолетах. Вот тут-то и встретились Ту-160 и его американский «конкурент» В-1 В.

Так уж повелось, говоря о Ту-160, сравнивать его с американским «конкурентом» — стратегическим бомбардировщиком В-1 В. Именно в сентябре 1994 года украинские пилоты смогли впервые лично ознакомиться с аппаратурой и системами В-1 В. И летчики, и штурманы сошлись во мнении, что и по потенциальным возможностям, и по тактико-техническим характеристикам — дальности, скорости и массе переносимой нагрузки, Ту-160 превосходит В-1 В. Однако на стороне Стратегического Командования США остаются преимущества практической освоенности бомбардировщика, в то время как многие системы Ту-160 применялись украинскими пилотами не полностью, а часть полетных режимов оставалась запретной.

Наибольший же интерес у практичных американцев вызвал заработок командира украинского Ту-160: «20 долларов? В день? … В месяц! О-о-о!!!»

Однако это уже в прошлом. Сегодня у Украины остался только один-единственный Ту-160 — музейный экземпляр в Полтаве.

Директор музея Валерий Верескул сказал, что не собирается останавливаться на достигнутом. Музей будет постоянно пополнять свою экспозицию. Так, в Полтаве появился космический спускаемый аппарат.

По словам В. Верескула, недавно американцы пообещали подарить музею легендарную летающую крепость В-17 — самолет, который использовался во время операции «Фрэнтик» в годы Великой Отечественной войны. Как говорится, было бы сказано.

Экспозиция музея весьма интересна и поучительна. За неимением возможности в статье подробно остановиться на каждом экспонате, по праву считающемся легендарным, сделаем лишь краткий обзор того, что можно увидеть в музее:

Ту-16. (По классификации НАТО — Badger «Барсук»). Длина 34,8 м; высота 10,4 м; размах крыльев 33,0 м; вес пустого самолета 37 т; макс. взлетный вес 79 т; макс. скорость 1050 км/час; макс. высота полета 12,8 км; дальность полета 7200 км; экипаж 7 человек. Снаряжается до 9 тонн бомб и 3 крылатыми ракетами КСР-5 или другими.

Ракета КСР-5 . (По классификации НАТО Kingfish «Царь-рыба»). Длина 10 м; диаметр 0,8 м; размах крыльев 2,5 м; вес 4 т; дальность полета 700 км; скорость 4000 км/час. Боезаряд — 1 т в тротиловом эквиваленте или термоядерный заряд 0,35 Мт.

Ту-22 КП. (По классификации НАТО — Blinder «Блиндаж»). Длина 41,6 м; высота 10,0 м; размах крыльев 23,6 м; вес пустого самолета 50 т; макс. взлетный вес 94 т; макс. скорость 1640 км/час; макс. высота полета 13,5 км; дальность полета 5500 км; экипаж 3 человека. Снаряжается до 13 т бомб и одной крылатой ракетой Х-22.

Ту-95 МС. (По классификации НАТО — Bear «Медведь»). Длина 46,2 м; высота 12,5 м; размах крыла 50,0 м; вес пустого самолета 90 т; макс. взлетный вес 172 т; макс. скорость 920 км/час; макс. высота полета 12 км; дальность полета 15 400 км; экипаж 8 человек. Снаряжается до 12 тонн бомб и до 16 крылатых ракет Х-55.

Ракета Х-55. (По классификации НАТО Kent «Кент»). Длина 8 м; размах крыла 3,1 м, диаметр 0,8 м; вес 1,7 т; дальность полета 4500 — 3000 км; скорость полета до 1000 км/час. Термоядерный заряд 0,2 Мт.

Ту-95МС — самый быстрый в мире военный турбовинтовой самолет. В Полтаве находится единственный в мире музейный экспонат этого самолета. В России 64 таких самолета состоят на боевом дежурстве.

Ту-22М3. (По классификации НАТО Backfire «Обратная вспышка»). Длина 41,4 м; высота 11,0 м; размах крыла 34,3 м; вес пустого самолета 68 т; макс. взлетный вес 126 т; макс. скорость 2300 км/час; макс. высота полета 13,3 км; макс. дальность полета 4800 км; экипаж 4 человека. Снаряжается до 24 т бомб и 3 крылатыми ракетами Х-22.

Ракета Х-22. (По классификации НАТО Kitchen «Кухня»). Длина 11,7 м; диаметр 0,9 м; вес 5,6 т; скорость 4 — 5,5 тысяч км/час; макс. высота полета 25 км; дальность полета 600 км. Термоядерная боеголовка 0,3 — 1,0 Мт (в 30 — 100 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму в 1945 году).

Самолет Ту-22М3 занесен в Книгу рекордов Гинесса как самый быстрый бомбардировщик в мире.

По словам Валерия Верескула, если во время бомбометания на полигоне самолет сбрасывает все бомбы, получается яма 12 метров в ширину, 8 метров в глубину и длиной 3 километра. Можно только представить котлован под многоэтажку длиной 3 километра. В заключение хочется поблагодарить тех, кто, несмотря на трудности, делает все, чтобы сохранить для потомков память о боевой славе авиации великой державы, память о героях, защищавших нашу общую Родину.

http://www.odnarodyna.ru/articles/4/1195.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
лиза спаркс 919