Всемирный Русский Народный Собор | Валерий Ганичев | 20.01.2009 |
О Двухдневном совещании под общим названием «Новый мир, новый капитализм», организованном 8 января президентом Франции Николя Саркози, бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром и канцлером Германии Ангела Меркель.
Находясь в больнице, я имел возможность увидеть в прямой трансляции выступление трех мировых лидеров, которые показывают, что Старый свет — Европа — по настоящему встревожен наступившим мировым кризисом (Блеэр, Меркель, Саркози). В первых трех выступлениях был поставлен вопрос о порочности восторжествовавшего финансового капитализма, который во главу угла поставил, по мнению выступавших, прибыль, спекуляцию, эксплуатацию.
Все три лидера считают, что назрело изменение типа общества и типа капитализма. Госпожа Меркель и Саркози обвинили финансовый капитализм в том, что он дает привилегию спекулянту, а не производителю и производству. Они заявили, что это кризис морали (!), и «хотя мы не должны порывать с капитализмом, но тот его финансовый тип, который был предложен обществу должен быть изменен или уничтожен (!). Ибо эта система аморальна и она представляет из себя антикапитализм».(!?)
Меркель заявила, что мы должны создать новый тип капитализма — капитализма социальной экономики. В сегодняшнем глобализме много нового. Создавая новый мир экономики, «нам нужно опереться на новые глобальные ценности» (хотя нам всем известны великие ценности христианства, на которые давно можно опираться, — В.Г.).
Саркози заявил, что когда рухнула Берлинская стена, «нам показалось, что мы вступили в новую эру, но оказалось, что исчезла солидарность, которая стирала противоречие или различие между личностью и коллективом и наступил моральный кризис. Экономическая система, глобализм не смогли преодолеть бедность, появились новые глобальные мировые проблемы (экология, вода, катастрофы, и т. д.)».
Все лидеры единодушно отмечали, что надо создать новый капитализм, целью которого должна быть не эксплуатация и получение прибыли (это уже новая концепция, — В.Г.)!
Саркози отмечал, что если мы не защитим соотечественников, то отдадим их другим (на тему «других» рассуждения не было, — В.Г.).
Вот основные тезисы их выступлений:
— «Новый капитализм не должен быть обращен в прошлое, он должен быть увлечен будущим». (Блеэр)
— «Капитализм — это не финансы, это дух предпринимательства, это увлеченность делом, это производственная отрасль..» (Саркози)
— «Мы хотим новый мир, нового капитализма, социальной экономики. Мы за регламентацию финансовых рынков. Мы жили без чувства меры, и нужна политическая воля, чтобы жить по средствам..» (Меркель) — Каково это слышать нашим олигархам с их яхтами, дворцами, футбольными клубами и пр.
Меркель как бы отвечает на этот вопрос: «Игроки финансового рынка не должны давить на политику». - Присмиреет ли после этого олигарх?
Лидеры Европы понимают, что нужна новая архитектура мира и говорят об этом открыто, не пиная однополярный мир, но фактически отступая от него:
— Надо, наряду с Советом Безопасности ООН создать Совет экономической безопасности, куда привлечь вместе с «8-кой» «двадцатку» (Китай, Индию, Бразию, Африку..)
— Надо создать Хартию справедливой экономики (!)
— Может быть больше поступаться национальными суверенитетами: никто не может победить кризис в одиночку. Европа и её Союз выглядят в мире предпочтительней.
— Мы не можем жить не посредствам. Но инвестиции надо вносить в будущее. Делать это мы должны не от имени Старой Европы, а от Европы будущего. (Меркель)
Эта встреча «пожарных Европы» говорит о том, что в мире наступают большие изменения. То, о чем говорили последние десятилетия Русская Православная Церковь, то, что обозначалось на Всемирных Русских Народных Соборах, на Конференции в Вене, в выступлениях в Страсбурге и Париже Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, — теперь повторяют найболее чуткие лидеры, «сейсмологи» Западного мира. Ведь когда Русская Православная Церковь в своей Социальной программе ставила вопрос о нравственных основах предпринимательства и выступала против социальной несправедливости, многие наши «рыночники» отмахивались от этого как от устаревших догматических взглядов архаического института (РПЦ), отставшего от эпохи. Когда Всемирный Русский Народный Собор обсуждал вопрос «Богатство и бедность», то журналисты либеральных газет пожимали плечами: «Ну, зачем это Церковь и Собор лезут в бизнес?» — А на Соборе говорилось о нравственности людей состоятельных, их долге, социальной ответственности перед народом, о необходимости справедливости, как не отжившей категории в делах предпринимательства и государства, о том, что не одна прибыль должна быть критерием уровня развития бизнеса и общества. Кто-то отмахнулся от этих категорий, кто-то задумался. Удивило всех, что Собор принял «Кодекс нравственности предпринимателя». Собор призвал людей состоятельных ограничить безумное потребительство, проявлять чувство меры.
И не об этом ли всем говорили лидеры западного мира, не Хартия ли справедливой экономики, повторяет действия РПЦ и ВРНС. О падении морали, как главной опасности, подстерегающей мир и ведущей ко всеобщему глобальному кризису, говорилось на Х Соборе, при обсуждении вопросов прав и достоинств человека. Именно там, в выступлениях Святейшего Патриарха Алексия, митрополита Кирилла говорилось о том, что права человека, которые фактически стали «троянским коне» Запада во всем мире, если они прикрывают грех и аморализм — это просто дубинка политики. Это потрясло наших либералов, которые, не заботясь о нравственности, гарцевали на лошадке прав человека, при безразличии к традициям истории культуры, вели к новым катастрофам и мировому кризису.
Мировые лидеры, признавая кризис экономики и финансов, признавая аморальность системы, ни слова не сказали о том, что этим подрывалась нравственная основа культуры, ставшей падшей служанкой финансового капитала. Тревожит не только колоссальное социальное расслоение, чем явственнее вырисовываются социальные потрясения, чего боятся европейские лидеры, а тревожит, что происходит нравственно-культурное расслоение при помощи деятелей культуры, помогающих размножать беспутство извращенных потребностей, отказ от этики. Это ведь тоже издержки финансового капитализма, порок, порожденный его безудержной спекуляцией. Такое потребительское наплевательство и породило индустрию безумного развлечения, секс-бизнеса, аморального чтива. И тут уже один шаг до мирового кризиса разных видов.
На последней Соборной встрече 5 декабря 2008 года в Зале Церковных Соборов, посвященной духовной силе слова (к 50-летию Союза писателей России), соборяне и писатели получили Приветственное слово Святейшего Патриарха, проникнутое заботой об отечественной культуре и литературе. Это был последний его документ, подписанный накануне ухода в Горний мир.
Святейший Патриарх видел задачу современной отечественной словесности в «деле правдивого и высокохудожественного свидетельства перед современниками и потомками о времени в котором Бог судил нам жить, высказаться по актуальным проблемам духовно-нравственного возрождения современного российского общества, соединять свои усилия во имя утверждения средствами литературы высоких христианских идеалов жизни, упрочить творческую связь между национальными литературами народов, населяющих России».
Думаю, что Слово это обращено не только к писателям, оно обращено ко всем, берущим ответственность за судьбы людей, обществ, организаций, предприятий, государств. Ибо «правдивое свидетельство» останавливает ложь, несправедливость, указывает дорогу к истине, что оказалось не чуждо и тем, кто еще недавно пребывал в благостно, хотя и ложном состоянии духа.
Валерий Ганичев, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Союза писателей России
12.01.2009
http://www.vrns.ru/day_theme/index.php?nid=869&PHPSESSID=9ff11127e1a56a97640e8c1187fa8290