Русская линия
Нескучный сад Дмитрий Ребров14.08.2008 

Благотворительная ярмарка: что почем?

Благотворительные ярмарки, распродажи, или «гараж-сейл», если говорить на западный манер, приобретают в России все большую популярность. Это эффективная форма сбора пожертвований на благотворительные нужды или социальные программы — например, приходские. Но как устроена такая распродажа? Что нужно сделать, чтобы самому провести благотворительную ярмарку? Наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ побывал на нескольких распродажах и пообщался с их организаторами.

Все на продажу

Цветные рамки, бижутерия, детские вещи, рядом со старомодным галстуком — стопка выцветших журналов, почти новая визитница, кожаный кошелек, пачка детских рисунков — все за символическую плату. «Гараж-сейл», или любительская распродажа, для таких стран, как Великобритания и США, дело обычное. Распродажи устраивают здесь и частные лица, и религиозные организации, в том числе и зарубежные приходы Православной Церкви. За пару часов, как показывает опыт, такая ярмарка в России может принести до ста тысяч рублей своим устроителям. И это при том, что затраты на организацию минимальны! Правда, в нашей стране классические «гаражные распродажи», когда с молотка уходят подержанные, хотя и годные еще к употреблению и весьма полезные мелочи, сравнительно редки. Например, дважды в год (где-нибудь недалеко от Рождества и на Вербное воскресенье) такие ярмарки проводятся в московском Андреевском монастыре. «Впервые такие распродажи мы увидели в Англии и решили, что это хорошая идея», — рассказывает их основной организатор, руководитель приходской группы помощи заключенным Ирина Мамонтова. Андреевские распродажи не страдают от недостатка покупателей, и на вырученные деньги приход еще в течение полугода собирает посылки заключенным, реализует социальные проекты, а совместная подготовка к ярмарке, как, собственно, и сама распродажа, становится не только инструментом для сбора пожертвований, но и местом, где прихожане могут проявить активность, почувствовать «общинный дух».

Кроме того, среди прихожан всегда много тех, кто хотел бы поучаствовать в благотворительной деятельности, но слишком беден для этого. Распродажа дает им такую возможность: пожертвовать приходу старые вещи под силу каждому. Дети приносят сюда игрушки — у детей-то денег собственных и вовсе нет. Кроме старых игрушек малыши охотно жертвуют и поделки, рисунки. А окунаясь в праздничную ярмарочную атмосферу, они безо всякой дидактики приобщаются к делам милосердия, можно сказать, формируются как благотворители.

Более распространена в России распродажа товаров, сделанных руками волонтеров, участников благотворительного проекта либо собственно благополучателями, ради помощи которым и устраивается ярмарка. Больные пишут картины, родительские комитеты шьют фартуки, звезды шоу-бизнеса делают коллекционных кукол, женсовет Воронежской епархии (объединяющий жен воронежских священнослужителей) вяжет шарфы, вышивает рушники и печет сладости. Все это они жертвуют для ярмарки безвозмездно — а на вырученные деньги содержатся воскресные школы и детские дома, оказывается материальная помощь частным лицам.

Готовить к распродаже можно что угодно: от пасхальных яиц и бумажных ангелочков (на Пасху и Рождество) до закладок, шитых бисером, декоративных шкатулок, «но лучше всего готовить что-то оригинальное, популярностью пользуются, например, вязаные игрушки, матрешки, заколки и резиночки для волос. Главное, вещи должны быть качественными, а не так, что сделали какую-то ерунду, которую и купить-то можно только из благотворительности», советуют знатоки.

Назначать ли фиксированную цену — другой вопрос. Кто-то предпочитает практику «свободных пожертвований» — когда по столам расставляются банки и коробки, куда люди сами кладут деньги за купленную вещь, сколько считают нужным, кто-то назначает цены. «Наши ярмарки ориентированы на адресную помощь: дети рисуют настоящие картины, а мы их продаем, — говорит активист движения „Доноры — детям“ и член правления фонда „Подари жизнь“ Владимир Хромов. — В последний раз, когда мы устраивали что-то подобное, работы были разложены на столах, к каждой работе прилагалась фотография больного ребенка и подробный рассказ про него. Цена была выбрана исходя из того, сколько нужно денег семье ребенка. То есть около пятисот рублей — вроде бы совсем мало, тысяча — уже какая-то серьезная сумма, поэтому мы просили по тысяче рублей за штуку».

Единство места и времени

«Если вы собрались устроить распродажу, то для начала надо составить план, — продолжает Владимир. — Во-первых, помещение: нужно сразу определиться, где вы будете проводить мероприятие. Второе — украшение. Что такое благотворительная ярмарка? Это общий праздник! Это праздник для людей, которые пришли туда отдать часть своих средств для помощи кому-то, это праздник для устроителей, для детей, в конце концов. Поэтому стоит заранее подготовиться: придумать игры, конкурсы или костюмированное представление, украсить комнату воздушными шарами, да чем угодно, здесь важно создать атмосферу. Третье правило: заблаговременно организовать изготовление, сбор поделок, заранее уведомить людей, которые могут захотеть принять участие, прийти на распродажу. И последний секрет: никогда не помешает маленький фуршет. Нарезать десяток бутербродов, приготовить чай, купить немного фруктов — это несложно, зато человек всегда оценит такую заботу и обязательно придет в следующий раз».

Из перечисленного выше помещение — это, наверное, самая большая проблема. «Лучше всего, если ваша ярмарка будет проведена при храме, — считают воронежские матушки. — Если что-то проходит в стенах храма или на территории за церковной оградой — одно это уже вызывает у людей доверие. Это как знак, что деньги не пропадут, а пойдут, куда обещано организаторами». Но, к сожалению, далеко не всегда такой сценарий возможен. Второй возможный объект — школы. Они часто могут пойти навстречу и предоставить не только помещение, но и активно помочь с другими вопросами. Если же и школы вдруг недоступны, остается один выход — искать кафе. «Можно зайти в первый попавшийся на улице клуб или ресторанчик, — инструктирует нас Владимир Хромов. — Найти директора и сказать: „Здравствуйте, вот мы такое дело делаем. Поможете нам?“ Обычно все они люди нормальные, и когда они видят, что к ним пришли не жулики и не аферисты, то соглашаются. Можно, конечно, и нарваться так, что откажут, — ну что ж, отказали и отказали. Процесс поиска сложный, я согласен. Для этого среди организаторов нужна хотя бы парочка инициативных людей, которые не постесняются постучать в дверь и сказать: „Люди, мы помогаем детскому дому. Предоставьте нам помещение на два часа вечером, и ничего от вас не убудет“».

Информировать посетителей тоже можно различными способами. Лично в беседе, по «сарафанному радио», объявлением возле метро или в газете. Обзвон и адресная рассылка подойдут только в том случае, если вы устраиваете ярмарку не в первый раз или уже обзавелись достаточным количеством друзей-благотворителей, которые в курсе вашей деятельности. Если ваша распродажа проходит при храме, имеет смысл проводить ее под крупные церковные праздники, так вы заметно расширите контингент за счет т. н. «захожан», людей, редко бывающих в храме и вряд ли читающих церковную доску объявлений, где в первую очередь и стоит повесить афишу.

Оставшиеся после распродажи товары всегда можно пустить в дело: игрушки отправить в тот же детский дом, теплые вещи — в дом престарелых или заключенным. Не будет лишним и немного «попиариться» в ходе ярмарки. Распродажа — замечательная возможность привлечь к вашему проекту внимание, пригласить волонтеров, просто познакомить сограждан с вашей деятельностью, с проблемами, которые вы хотите решить. Красочный буклет, листовка, значок на память — и, быть может, к вам на следующую акцию придет вдвое больше посетителей, которые скажут: мы тоже хотим в этом участвовать, чем мы можем помочь? «Помимо денег мы получаем от ярмарок еще и единомышленников. Проявляется масштаб нашей деятельности, которую ежедневно не видно. Люди понимают, как наши социальные программы действуют, какие результаты приносят и как развиваются», — рассказывает Ирина Мамонтова.

Обратная связь и прозрачность — немаловажный вопрос. Если получается так, что кто-то что-то собирал, но куда пошли деньги и что из этого вышло, неизвестно, — это только отпугнет от вас потенциальных благотворителей: покажите, как вы распорядились деньгами в прошлый раз, кому помогли, что конкретного сделали. «На каждой ярмарке мы много фотографируем наших посетителей, детей, гостей, столы с вещами и пирожками, наш зал. Спустя некоторое время рядом с нашей доской „Помощь заключенным“ появляется стенгазета с фотографиями и небольшим отчетом — сколько удалось отправить посылок, куда потратили деньги. Рядом мы обычно ставим коробку с отпечатанными фотографиями, которые можно взять на память о ярмарке. И помните, — предупреждает Ирина Мамонтова. — Наши действия нелогичны с точки зрения большинства людей, но мы считаем, что это правильно с православной позиции. Поэтому многое придется делать самому, помогает только личное обаяние и искренняя заинтересованность».

http://www.nsad.ru/index.php?issue=47§ion=13&article=1010


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика