Фома | Галина Бесстремянная | 14.08.2008 |
Они проводятся, чтобы дети смогли окунуться в атмосферу православной жизни в стране, которая несмотря на присутствие христианства, в массе своей исповедует буддизм и синтоизм*. О христианстве среднестатистический японец знает не больше, чем обычный русский человек о буддизме: сведения эти довольно поверхностны, в них нет глубины понимания.
А для православной Церкви в Японии очень важно посеять в юных сердцах семена глубокой христианской веры, чтобы повзрослевшие дети никогда не ставили бы Христа в ряд привычных богов-покровителей. Поэтому постоянно происходит поиск новых форм общения верующих — чтобы взрослеющий человек мог глубоко и искренне прочувствовать, что есть христианство.
Православные миссионеры появились в Стране восходящего солнца только во второй половине XIX века, когда молодой иеромонах Николай (Касаткин), прославленный в 1970 году как равноапостольный просветитель Японии, крестил первых японцев. Сейчас в Японии три православные епархии: Токийская митрополия, Западная епархия с кафедрой в Киото и Восточная епархия с кафедрой в Сэндай. Всего в стране семьдесят православных храмов, в которых насчитывается около тридцати тысяч прихожан. На острове Хоккайдо живут три священника и один диакон (благочинный Хакодатэ протоиерей Иов Бова, благочинный Саппоро протоиерей Алексий Мацудаира, диакон Саппоро отец Иаков Синонага, благочинный Кусиро иерей Михаил Таинака). Они проводят службы в восьми приходах острова, где есть храмы и еще в нескольких приходах, где отдельных зданий церквей пока нет и богослужения совершаются в домах прихожан или специально арендованных залах.
Силами приходов, на общественных началах все и держится. А поскольку православная Церковь в стране не является массовой, то и лагеря отличаются предельной скромностью. Первый лагерь прошел в 1999 году на овечьей ферме православного христианина Климента Кодама, ставшего вскоре после проведения лагеря священником. В другой раз участники жили прямо на территории Собора Воскресения Христова в Хакодатэ, удивляя своими палатками туристов и местных жителей.
Обычно заезд длится всего три дня, и программа очень насыщенная. Она рассчитана в первую очередь на детей, но сюда давно уже приезжают семьями — возраст самого старшего участника — 80 лет, самому младшему нет и года. Эти три дня люди не просто общаются, но живут вместе: готовят ужин на походной кухне, обсуждают новости приходов, рассказывают о своей жизни, — ведь большинство участников бывает здесь из года в год.
Каждый лагерь посвящен опредененной теме, все они очень разнообразны: это и особенности богослужения, и евангельские притчи, и ветхозаветные метафоры. Так, юбилейный десятый лагерь этого года назывался «Посеянные плоды». Для детей, выросших в городе, было событием побывать на экскурсии в полях природного парка Оонума. Там они знакомились с жизнью крестьян, а потом все вместе вспоминали о евангельских пастухах, земледельцах, о сеятеле из притчи Христовой.
Такая наглядность — основной принцип, которому следуют организаторы. В 2004 году, когда тема лагеря называлась «О храме», дети пытались разобраться в особенностях архитектуры православного храма. Они изучали правила устройства здания, иконостаса, элементы облачения священников по макетам Собора Воскресения Христова (город Хакодатэ), одного из старейших православных храмов Японии. В другой раз тема поэтически называлась «Услышать Бога». Участники лагеря совершили восхождение на вулкан Сёвасиндзан в сопровождении настоятеля северного благочиния Хоккайдо иерея Михаила Таинака. На вершине они вспоминали о ветхозаветном восхождении Моисея на гору Синай, скрижалях с Десятью заповедями, и о том, как христианин должен жить по воле Божией.
Время в лагере пролетает очень быстро, и расставаться не хочется. Дети навсегда запомнят, как беседовали со священниками, участвовали в богослужениях, пели в церковном хоре, ставили спектакли о событиях Священной истории, учились звонить в колокола, помогали друг другу подниматься на вулкан и просто играли с православным друзьями. Они увезут отсюда рисунки и поделки, знания и молитвы. И главное — опыт сопричастности Единой Церкви во Христе и атмосферу христианства, которая останется с ними на всю жизнь, как зерно, упавшее в благодатную почву.