Русская линия
Русский вестник12.08.2008 

Россия и Сирия — живая связь веков

Величественный 30-метровый монумент Христа Спасителя будет воздвигнут по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV в Сирии на горе Каламун, где расположен монастырь Херувимов. Проект поддерживает Верховный муфтий Сирии Ахмад Хассун и политическое руководство страны.

Предварит этот проект сооружение уменьшенного варианта памятника Христу Спасителю («Спас в Силах») в монастыре Святой Феклы — первом в мире женском монастыре. Его открытие произойдет 24 сентября 2008 года.

Проект осуществляется при поддержке Международного Фонда поддержки и сохранения духовных памятников «Духовное наследие Святого Апостола Павла». Он был создан в декабре 2003 года по благословению Святейших Патриархов Алексия II и Игнатия IV. По инициативе Фонда в 2005 году был установлен памятник св. ап. Павлу, а также завершено строительство храмового комплекса Патриаршего монастыря св. Павла в селе Каукаб — месте явления Господа Иисуса Христа гонителю христиан Савлу, преобразившемуся в святого апостола Павла. На торжественном открытии памятника и комплекса присутствовали более 30 тыс. человек, в том числе лидеры всех религиозных конфессий Сирии.

При участии Фонда был снят документальный фильм «На пути в Дамаск» о жизни христиан в Сирии и их взаимодействии с мусульманами; в Дамаске была проведена выставка работ Патриарших мастерских; по случаю визита в Москву президента Сирии Б. Асада в Храме Христа Спасителя была организована выставка «Россия и Сирия — живая связь веков».

По словам президента Фонда С. Ш. Эль-Гадбана, их деятельность, благословленная двумя Патриархами, по непонятным причинам не пользуется поддержкой российского посольства в Дамаске, о чем он сказал редакции с большим сожалением.

С. Ш. Эль-Гадбан отметил, что история отношений между Россией и Сирией, в основе которых лежит Православие, насчитывает более десяти веков. Сирию, безусловно, можно назвать духовным родником России. Приняв крещение от Византии, всю глубину Православия Русь познала от духовных учителей из Сирии и Антиохии.

Сирия, наряду с Палестиной, является колыбелью христианства. Вот как об этом говорится в Евангелии от Матфея: «И прошел о Нем (об Иисусе Христе) слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных…»

В Сирии начал свой славный путь апостол языков — св. Павел после чудесного явления Господа Иисуса Христа. Именно в Антиохии учеников апостола Павла впервые стали называть христианами.

Без посланий св. апостола Павла невозможно представить ни Русскую, ни Антиохийскую, ни Римскую, ни какую-либо другую Церкви", — говорит Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV в документальном фильме «На пути в Дамаск». На территории Сирии в III—VI вв. создаются первые христианские монастыри — св. Феклы в Маалюле, Херувимов, Седная. В Маалюле до сих пор местные жители говорят на арамейском языке — языке Иисуса Христа.

Сформировавшись в мощное государство — Московское Княжество, Царство, а затем и Российскую Империю, Россия сама стала опорой и защитницей Сирии и всего Восточного Православия, говорит Эль-Гадбан. В XIX веке только на территории Сирии и Палестины под эгидой Императорского Палестинского Православного Общества действовали более 150 русских православных школ, работали больницы, осуществлялась поддержка русских паломников на пути к Храму Гроба Господня. Вплоть до 1917 года многие православные святыни Востока находились под покровительством Российской Императорской Семьи (например, храм Св. Георгия в Изре — месте первого захоронения святого Георгия Победоносца, где в наши дни хранятся мощи и честная глава святого). Паломнический путь из России в Иерусалим проходил через такие сирийские святыни, как монастырь Седная, где хранится Седнайская икона Божией Матери, написанная апостолом Лукой, монастырь св. Феклы в Маалюле, монастырь св. Георгия Победоносца и много других святых мест. Во времена Османской Империи только благодаря России православные Сирии имели особые льготы и привилегии по сравнению с другими конфессиями.

Исторически антиохийские патриархи были наиболее желанными и почетными гостями при Русском Дворе. Многие выдающиеся русские священнослужители возводились в сан предстоятелями Антиохийской Церкви. Например, в 1913 г. в дни празднования 300-летия Дома Романовых, Патриарх Антиохийский Григорий IV рукоположил в епископы будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

Многие святые и святыни являются общими для православных и мусульман. Так, св. мощи Иоанна Крестителя (у мусульман пророк Ях-Я), хранящиеся в мечети Омаядов — цель паломничества как христиан, так и мусульман. Целые группы мусульман из разных стран мира приезжают, чтобы приложиться к иконе Божией Матери, написанной св. ап. Лукой. А такой святой, как св. Георгий Победоносец (у мусульман св. Хыдр) является одним из самых почитаемых святых у разных народов, независимо от вероисповедания. Этот список можно продолжать и продолжать.

Вся история взаимоотношений мусульман и православных на Востоке пронизана любовью, терпимостью и взаимоуважением. Вот слова Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV: «Мы, христиане, ничуть не отличаемся от остальных граждан Сирии. Мы все здесь живем на одной родине, любим друг друга и помогаем друг другу. Ведь человек существует не для того, чтобы наживать себе врагов, а братьев».

Этому будет способствовать и сооружение памятников «Спас в Силах», отметил С. Ш. Эль-Гадбан.

О канонических изображениях Христа

Сирия — колыбель христианства. Здесь формировались догматы и каноны, на которых зиждется вера православная до сих пор. В то время, в VI—VII вв.еках, когда в Византии господствовало иконоборчество, иконы сжигались, иконописцы преследовались, в Антиохии было все иначе. Антиохийская Церковь была оплотом защиты святых икон и канонов. Достаточно вспомнить святого Иоанна Дамаскина, который написал много слов в защиту иконопочитания. Поэтому, говоря о памятнике Христу Спасителю в Сирии, нужно всегда помнить о православных канонах, которые достались нам дорогой ценой.

В Православной Церкви с древнейших времен принято изображать Христа в самых высших проявлениях Его жизни, которые описаны в Священном Писании, и которые имеют всечеловеческое значение. Кроме Рождества и Сретения, это — Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение. В православных иконах обычно убирается всё лишнее, земное, суетное, изображается только сама суть события. Здесь меньше движения внешнего, больше напряжения внутреннего, которое выражается через довольно скупые жесты и складки.

В западных церквах это не так, там слишком много простых, житейских подробностей и мелочей, много чувственного, душевного, внешнего, человеческого, но не духовного, Божественного.

Среди всех канонических изображений Спасителя особняком стоит образ Второго Христова пришествия. В Священном Писании об этом говорится так: «Таким образом, каким видите Христа возносящегося, узрите Сына Человеческого, грядущего на облаках славы». А в Откровении Иоанна Богослова это событие описывается таким образом: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места». В следующей главе говорится: «И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец: жаждущему дам даром от источника воды живой».

Христос в первом своем пришествии явился нищим странником, а во втором славном пришествии явится Царем и Вседержителем. На этом основывается наша вера.

Теперь рассмотрим, как выражается это в православной иконографии.

В иконе Вознесения Христос изображается над Богородицей и апостолами, сидящим на радуге, в мандорле (в нескольких кругах, означающих отверстое небо). Правой рукой Он благословляет оставшихся на земле, а в левой — свернутый свиток, в котором запечатаны тайные слова Божии.

Подобным же обрезом Христос изображается в иконе Страшного Суда или Второго Пришествия. Иногда он изображен сидящим на радуге, иногда на престоле. Правой рукой, воздетой высоко, он благословляет всех, а в левой бывает изображен свиток, иногда — раскрытое Евангелие со словами «Се, гряду и сужу» или «Суд Мой праведен есть», или с иными словами. На других иконах Страшного Суда он благословляет двумя воздетыми руками. Здесь нет противоречия, есть варианты, происходящие от богословского взгляда иконописца. Все это изображения КАНОНИЧНЫ.

Престол — это символ царственности по отношению к Богу еще с ветхозаветных времен. В пророчестве Иезекииля есть описание видения, где он видит Ветхого Деньми. Некоторые считают, что это Бог Отец, но это не так, потому что Бога Отца «никто же нигде же не виде», это образ Христа, которого пророк созерцал в будущем, и это есть предвидение Страшного Суда. Так вот, Ветхий Деньми восседает на престоле. Причем престол в православном богословии — существо одушевленное, как и все, что имеет отношение к Богу.

В перечне бесплотных сил небесных есть власти, начала, ПРЕСТОЛЫ и другие…

Радуга — это символ спасения. Праотец Ной после великого потопа узнал о прекращении его по тому, что увидел радугу и голубя, принесшего оливковую ветвь.

Христос, восседающий на радуге в иконе Страшного Суда, — это тоже символ всеобщего спасения. Об этом также говориться в Откровении Иоанна Богослова «Спасенные народы будут ходить во свете Его, и цари земные принесут славу и честь свою».

Поэтому радуга и престол — это равнозначные символы Второго пришествия Христова: символы власти света и спасения народам.

Конечно, памятник — не икона, он подразумевает более свободный взгляд автора на это событие. Но все же, думается, здесь не должно быть слишком вольной интерпретации, здесь нужно следование традициям и учениям святой апостольской Церкви.

Куратор проекта от РПЦ
протоиерей о. ЛЕОНИД Калинин

Приглашение в Сирию

21 сентября
— вылет из г. Москвы в г. Дамаск;
— размещение:
а) отель «Sheraton Ma’aret Sednaya»;
б) отель «Four Seasons Damascus»;
в) православный центр паломничества «Христофорус».

22 сентября
— посещение монастыря Седнайской Божией Матери (г. Седная);
— посещение монастыря Шерубим (монастырь Херувимов) (гора Каламун);
— осмотр храма Ильи Пророка;
— открытие православной выставки «Духовное наследие Святого Апостола Павла»;
— подъем на гору Касьюн

23 сентября
— посещение Кафедрального храма Антиохийской Патриархии;
— пеший переход к сердцу старого города, к мечети Амаядов;
— посещение мавзолея Салах ад-Дина. Пеший ход по улице Прямой;
— посещение катакомбного храма Апостола Павла. Дом святого Анания;
— посещение монастыря Святого Апостола Павла (Мар Булус);
— посещение Макам Арбаин («стоянка сорока», пещера Каина и Авеля);
— посещение Патриаршего монастыря явления Господа Святому Апостолу Павлу.

24 сентября
— поездка в г. Изра;
— посещение храма Георгия Победоносца;
— поездка в г. Басра;
— поездка в г. Маалюля, единственное место на земле, где до сих пор говорят на арамейском языке, языке Иисуса Христа;
— крестный ход со святыми иконами — Спасителю, Богородицы и святой Феклы через «Фаж»;
— церемония открытия памятника Иисусу Христу «Спас в Силах»;
— переезд в г. Седная;
— праздничный банкет.

25 сентября
— экскурсия в г. Хомс. Посещение церкви Пояса Девы Марии;
— осмотр крепости тамплиеров;
— посещение монастыря Георгия Победоносца;
— переезд в г. Седная;
— автобусная экскурсия по городу;
— вылет из г. Дамаск в г. Москва.

С уважением,
президент Фонда «Духовное наследие Святого Апостола Павла»
С. Ш. Эль-Гадбан.

По всем вопросам вы можете обращаться по телефону:
8−903−107−63−39.
Татьяна Маренкова.

http://www.rv.ru/content.php3?id=7588


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика