Русская линия
Татьянин день Дарья Шебалкина07.08.2008 

Миссионеры в Якутии

3 августа группа православных, молодых и смелых отправилась устанавливать рекорд. Но не в Пекин, а в Якутскую епархию, рекорд не спортивный, а миссионерский: прихожане университетской церкви во главе с настоятелем начали свое первое путешествие по реке Лене.

Бывает крестный ход, а бывает крестный заплыв. Поскольку в Якутии много озер и болот, а территория епархии огромна, то последний вид благочестивого путешествия более приемлем. И именно этот вид путешествия выпал в этом году нашим миссионерам, потому что вместе в ними на борту судна отправились в путешествие по Якутии два образа Пресвятой Богородицы — «Державная» и «Живоносный источник». Две этих иконы — участницы Крестного хода «Под звездой Богородицы», начавшегося в прошлом году в Якутске и завершившегося в нынешнем году в Москве, — вернулись теперь в Якутск, чтобы теперь стараниями своего правящего архиерея посетить поселки епархии. 2 августа по прибытии в Якутск мы посетили кафедральный Преображенский собор города Якутска, в котором владыка Зосима, епископ Якутский и Ленский, отслужил после Божественной Литургии молебен о намеревающихся отправиться в путешествие, что можно считать началом нашего крестного хода-заплыва. Теперь иконы проплывут с нами до самого Тикси.

Нам довелось увидеть в Якутске несколько православных храмов. Первый из них — Никольский — порадовал миссионеров такой знакомой надписью над входом: «Свет Христов просвещает всех». Этот храм — единственный храм в Якутске, который стоит не на сваях. Отметим, что из-за вечной мерзлоты, которая здесь достигает трехсот-четырехсот метров, все здания города строятся на сваях. В Никольском храме также находятся нетленные останки епископа Иакова, очень чтимого в Якутии, где уже собирают материалы для будущей канонизации. Мы также побывали в храмах Покровского женского монастыря — Покровском и святой мученицы Елисаветы. Обилие морковки и свеклы на грядках монастыря на минуту заставило забыть о том, что уже через несколько дней мы пересечем черту Полярного круга.

И вот мы уже на причале поселка Жатай, в котором нас дожидается пароход «Петр Вахромеев». Ожидания миссионеров относительно комфортности условий проживания были развеяны еще в Москве, потому условия предполагались самые что ни на есть аскетические. Такой подход себя оправдал: увидев маленькие четырехместные каюты, девушки пришли в восторг, повсюду слышались возгласы: «Надо же, даже умывальник в комнате есть!», «А сколько шкафчиков!» Однако к моменту посадки на корабль все настолько хотели спать (адаптация к местному времени давала о себе знать), что мечтали о каютах с самого обеда, и после раннего вечернего правила разбрелись — кто по верхней палубе, кто по своим кроватям.

К утреннему правилу, как, в прочем, и к другим мероприятиям нашей программы на корабле, всех созывает громкий звонок. Те из нас, кто давно закончил школу, привыкают к этому с трудом. Завтрак плавно перетекает в репетицию, а репетиция в обед, и к этому моменту мы окончательно убеждаемся в том, что свободного времени у нас на корабле не будет. А репетировать есть что. Сегодня впервые в нашем исполнении прозвучит тропарь Пасхи на якутском языке. Слова разучиваются под строгим контролем миссионера, знающего якутский язык, который ничтоже сумняшеся объясняет изумленным сопрано, что перед ними «смерть в аккузативе». Хорошо, что он едет с нами. Ему предстоит обращаться к коренному населению на их родном языке.

Первая наша стоянка — в шахтерском поселке Сангар. Тучи над Леной не предвещают ничего хорошего. Ночью был дождик, и некоторые миссионеры, не закрывшие окна, очень замерзли. Теперь все старательно утепляются и осыпают себя ванилином (который, как оказалось, отпугивает мошкару). Миссионеров встречают на берегу жители поселка в национальных костюмах с хлебом-солью и настоящим кумысом в глиняных горшочках. Короткая экскурсия по поселку запомнилась разве что грозным видом туч и обилием гнуса, который норовил залезть на незащищенные участки тела. Из рассказа о поселке стало понятным, что жителям и в годы советской власти жилось не особо весело и вольготно. Теперь же, когда шахту закрыли, поселок не живет, а выживает. Мрачная картина начинает рассеиваться, когда на «Уазиках» миссионеры подъезжают к храму Воздвижения Креста Господня. Небольшой деревянный храм у подножия гор, вершины которых утопают в облаках — такая картина заставила даже самых ленивых миссионеров достать фотоаппараты. Во внутреннем убранстве храма нет никаких излишеств: чувствуется, что мы находимся на севере. Но при этом видно, что храм украшен с любовью, и хотя службы здесь нечасты, ощущения запустения не возникает: во всем видна заботливая рука. Духовенство и миссионерская группа составляют большую часть от находящихся в храме людей, а прихожан — считанные единицы. Быть может, дело в спонтанности решения о проведении вечерней службы, или в том, что приходская жизнь в поселке не особо налажена в связи с отсутствием постоянного священника в храме (одна из прихожанок рассказала, что батюшка у них бывает около пяти раз в год, и, судя по всему, это даже много для Якутии — на всю епархию насчитывается около сорока священников). Но радостно уже то, что в поселке есть храм, что он поддерживается в таком благолепии, и к тому же в следующем году здесь все-таки ожидается свой собственный священник.

Память Почаевской иконы Богородицы празднуется сегодня пением молебна с акафистом, а завтра утром будет служиться Божественная Литургия. Вечером мы увидим, что прямо на храм прямо из туч опускается радуга. Кто знает, может, это лествица Царицы Небесной, Которая пришла проведать свой дом перед тем, как весь поселок погрузится в сон? Прихожане рассказывают, что радуга часто появляется в поселке именно над храмом. Удивительно, но радуга опустилась на храм в день его освящения, несмотря на то, что стоял тридцатиградусный мороз.

Перед концертом нас встретили у поселкового Дома культуры. Сцена клуба — самая привычная площадка для миссионера, на ней он чувствует себя как рыба в воде. А потому концерт, хоть и был первым, не стал похожим на блин. Можно было и лучше, как сказал отец настоятель, но ведь если бы спели лучше, нам уже не было бы уже куда стремиться. Пели проверенные миссионерские хиты: «Христос воскресе» (правда, теперь уже на четырех языках), «Господи, помилуй» (песенка отца Анатолия из фильма «Остров»), «Ворону», вновь прозвучал уже здорово подзабытый «Родник». Но перед тем как мы начали петь, Андрей, обучавший нас основам якутского произношения, произнес коротенькое вступление на якутском языке, которое, конечно же, было непонятно, но звучало очень торжественно, как звучит евангелие в Пасхальную ночь.

Продолжение следует…



Наши миссионеры продолжили свой путь по реке Лене. Их заметки мы будем публиковать с той регулярностью, с которой им будет доступна мобильная связь, ведь даже она на строгом Якутском севере доступна в строго ограниченном режиме. Читайте продолжение миссионерских дневников в скором времени в «Татьянином дне»

http://www.taday.ru/text/127 727.html

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика