Русская линия
Одна Родина Юрий Болдырев26.07.2008 

Церковь едина

Интервью Украинской редакции Фонда стратегической культуры с Юрием Александровичем БОЛДЫРЕВЫМ — заместителем Председателя Объединения граждан в поддержку канонического православия «Путь православных», народным депутатом Верховной Рады Украины 2-го (1994−1998 гг.) и 5-го (2006−2007 гг.) созывов

1. Опишите, пожалуйста, ситуацию в Украинской Православной Церкви с точки зрения опасности её раскола.

В Православной Церкви, как и в любой многочисленной организации, всегда будут разные мнения. В какие-то эпохи эти разногласия приводили к тому, что собирались Вселенские соборы и определяли, какое из этих мнений каноническое. Мы знаем, что Вселенские соборы неоднократно осуждали те или иные ереси. Это было и в начале эпохи становления христианства, и позднее. Расколы множатся. Это результат влияния князя мира сего. Если отсутствует аппарат подавления, как, например, инквизиция в католической церкви, то всегда отыщется какой-то умник и решит, что он не хуже предшественников, создаст свою «школу», которая со временем может стать сектой. Это процесс естественный — процесс борьбы добра и зла, света и тьмы. Он не обходит ни одну церковь. Говорить, что в Русской Православной Церкви полное единомыслие — нельзя. Всем известна, например, история с епископом Диомидом с Чукотки. Есть такие примеры и на территории УПЦ. Тут тоже некоторых епископов отстраняли от служения. Я общаюсь со многими верующими и священниками — есть разные люди.

Один из современных иерархов нашей Церкви сказал: «Наша Церковь больна, а значит, она жива». Говорить о единомыслии в нашей Церкви было бы неправильно. Есть такие мнения, которые являются лично для меня неприемлемыми. Например, есть у нас священник, я не буду приводить его имя, который открыто называет Филарета «патриархом». Есть и другие примеры. У кого-то из наших владык близкие родственники являются «священниками» раскольнических группировок. Здесь родственные отношения, в соответствии с церковной традицией, должны быть принесены в жертву чистоте веры, но этого не происходит.

Однако Церковь до тех пор остается единой, пока для всех существует один Символ веры, одна Иисусова молитва, один Патриарх, один Устав. Наша Церковь — едина.

2. То есть, по-Вашему, опасность раскола Украинской Православной Церкви минимальна?

На уровне прихожан и священников разделение давно уже произошло, все, кто хотел уйти, уже ушли. И те десять с лишним тысяч приходов, которые у нас есть, в том числе и несколько тысяч приходов в Западной Украине, состоят из людей, которые уже сделали свой выбор. Происходящее сейчас в связи с приездом Варфоломея — это внешнее воздействие, которое осуществляется через В. Ющенко. Ющенко, наверное, хотелось бы, чтобы все думали, что он один планирует «грандиозное» мероприятие по расколу Православия на Украине. Но и на Кучму оказывалось такое же давление. Все они хотят превратить Церковь в политотдел. Чтобы только их славили, их почитали, только их распоряжения тиражировали с амвона. Я думаю, много они на себя берут — и Кравчук, и Кучма, и Ющенко. Зря они это делают. Церковь — это Христово дело, а не житейское.

3. Известны ли Вам шаги административного, политического характера Секретариата президента в поддержку раскола Православия и создания поместной Украинской церкви в контексте празднования 1020-летия Крещения Руси.

Я приехал в Киев на сутки. С 16 июня я веду Крестный ход по территории Украины, не участвую в киевских интригах и не знаю самых свежих новостей. Я занят другим делом. Насколько я понимаю, Секретариат президента (СП) сначала заманил на свою территорию оргкомитет и предложил свою помощь и поддержку в праздновании этого события, а затем навязал свои условия игры и использовал создавшуюся ситуацию в своих целях и вопреки интересам Церкви. При таком давлении Церковь не всегда находит адекватный ответ. Но Господь всё управит, и это коварство СП и Ющенко разобьётся о молитвы верующих людей. Церковь справится с брошенным ей вызовом.

4. Очевидно, Ющенко и СП проводили накануне празднования какую-то работу с Варфоломеем? Каковы вообще интересы Константинопольского патриарха на Украине?

С Патриархом Варфоломеем работа ведётся с начала 90-х годов. Когда Жулинский стал вице-премьером, он предлагал Константинопольскому патриарху канонизировать раскольнические группировки на Украине. Кстати, сам Жулинский — греко-католик. Так что В. Ющенко здесь не пионер. В этом деле плотно задействован американский истэблишмент, его влияние на Ющенко известно, а это — протестантский, баптистский истэблишмент. Им всегда выгодно расчленение православной паствы. Они хотят «стричь овец» у нас. Против православия на Украине объединились усилия баптистов США, католиков Ватикана, раскольников Украины, Константинопольского патриархата.

Мотивация действий Патриарха Варфоломея ясна. У Константинопольского патриархата основная паства находится в США, это в основном греческая диаспора. На территории Турции у него всего 12 приходов. Если под его омофором окажутся все украинские раскольники, а это почти 5 тыс. приходов, то он увеличивает количество приходов в два с половиной раза. Он увеличивает свои доходы, повышает свой статус, и он заинтересован в этом.

Ведь это Московский Патриархат не получает доходы с украинской территории, потому что УПЦ является самоуправляемой. Этот вопрос давно решён. Московская Патриархия не получает с УПЦ доходов. А платой за приобретение канонического статуса раскольников будет то, что они будут сдавать свои взносы в Константинополь.

А вообще, те силы в украинском православии, которые ориентируются на светскую власть, точнее на СП, уже убедились и со временем ещё больше убедятся, что все эти усилия направлены против интересов Церкви. Я уверен, что наша Церковь не расколется. «Бог поругаем не бывает».

http://odnarodyna.ru/topics/2/56.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика