Татьянин день | Ольга Богданова | 14.07.2008 |
Традиционно имена двух апостолов ставят рядом. Есть Петропавловская крепость (заметим: не Петровская и не Павловская!), есть город Петропавловск-Камчатский. Если уж освящают храм, то непременно в честь обоих апостолов — Петра и Павла. «Петр-Павел час убавил», — говорится в поговорке о сегодняшнем празднике.
И это при том, что в жизни они не были ни братьями, ни учителем и учеником, ни особенно близкими друзьями.
Апостол Петр был рыбаком. Ему предстояло прожить спокойную жизнь и добывать пропитание себе и своей семье непрестанным физическим трудом. Когда Петр последовал за Христом, он уже был женат (Христос исцелил его больную тещу). Симон (Петр) был со Христом практически с самого начала Его проповеди. Он всем сердцем возлюбил Учителя и со времени своего обращения готов был разделить с Ним все тяготы служения. Христос несколько отличил Петра от остальных апостолов, потому что взял его с Собой на гору Фавор, где апостол стал свидетелем Преображения Господня.
Павел был изначально другим человеком. В его роде не было ни одного необрезанного человека, что для иудея свидетельствовало об особой чистоте крови. Павел (тогда еще Савл) получил прекрасное образование и готовился заниматься интеллектуальным трудом — стать знатоком Писаний, раввином. Фарисей Павел был одним из самых рьяных гонителей христиан, пришествия которого с трепетом ожидали последователи Иисуса. Христианином Павел стал после всех апостолов, уже после смерти Христа.
Когда Павел со спутниками шел в Дамаск, его внезапно ослепил удивительный свет. «Что ты гонишь Меня?» — спросил неведомо откуда исходящий голос. «Кто Ты, Господи?» — испугавшись, спросил Павел. — «Я Иисус, Которого ты гонишь». Можно только догадываться о том, что происходило в это время в душе Павла. Он должен был испытать невероятный страх, осознав, какие неправедные дела совершал, гоня и истребляя христиан. Ослепший, он пришел в Дамаск и там принял крещение. С этого времени началась совершенно новая для него жизнь. Новая прежде всего в духовном плане. Теперь он стал одним из Апостолов — ближайших учеников Христа, первых христианских миссионеров, которые благовествовали народам о пришествии в мир Искупителя, Сына Господа Бога, претерпевшего крестные муки ради спасения человечества. Подобно 12-ти апостолам, Павел перенял апостольство непосредственно от Бога, потому его и называют 13-м апостолом. (Из Павловых посланий и из книги Деяний апостольских мы можем понять, что о сущности христианства Павел узнал от Самого Господа. Неведомым образом он был вознесен до третьего неба (что это за пространство, богословы наверняка сказать не могут) и там узнал всю полноту нового учения).
Он в полной мере разделил с апостолами их служение и как никто другой потрудился, проповедуя Евангелие. Петр и Павел совершенно разным людям. Петр нес благую весть прежде всего иудеям, Павел — язычникам. Хотя, поскольку его знали как безупречно знавшего закон фарисея, Павлу нередко предоставлялся случай говорить о Христе в местах собрания иудеев-фарисеев — синагогах.
Павел не просто сообщал людям о том, что в мир пришел Сын Божий. Он подробно разъяснял им содержание христианства. Если от апостола Петра нам осталось 2 послания., то от Павла — целых 14.
Как повествует предание, апостолы претерпели мученическую кончину в Риме. Когда император Нерон поджег Рим, чтобы насладиться фантастическим зрелищем горящего города, в поджоге обвинили христиан. Сотни мучеников были сожжены или растерзаны зверями на арене цирка. Говорят, что апостол Петр, тогда бывший в городе, решился покинуть Рим. Когда он вышел из столицы, на дороге ему явился Христос, Который нес на Себе крест. «Я иду в город, чтобы искупить его вину, потому что мои ученики оставляют его», — объяснил Христос. Тогда Петр понял, что ему надлежит остаться и погибнуть в Риме.
Апостол был приговорен к распятию за проповедь Евангелия, но он не считал себя достойным погибнуть смертью Спасителя, поэтому по его просьбе был распят вниз головой.
Павла, как римского гражданина, распять не могли. Поэтому ему мечом отрубили голову. Рассказывают, что вместо крови из его шеи потекло молоко.
Святых апостолов Петра и Павла начали почитать сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святой равноапостольный Константин Великий построил храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе.
Вероятно, из Византии и пришла традиция особого почитания двух апостолов. Случилось так, что один из храмов в честь апостолов был торжественно освящен в день памяти Петра и Павла, по окончании Апостольского поста. И получилось следующее. После Рождественского поста следует праздник Рождества Христова, после Великого — Пасха. Пост заканчивается праздником. И вот после поста Пятидесятницы тоже наступает праздник — день Свв. Апостолов Петра и Павла, который стали отмечать пышно и торжественно.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла началось после Крещения Руси. Святой равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар новгородскому Софийскому собору. Так, вслед за византийцами, наши предки стали почитать двух апостолов и отмечать день их памяти — сегодняшний праздник.
А ведь ни тот, ни другой внешне не походили на роль избранных провозвестников Слова Божия. Что мог поведать людям необразованный рыболов, к тому же трижды отрекшийся от Христа, несмотря на всю свою любовь к Нему? А как можно было предположить, что гонитель христиан, больше других послужит Господу в деле проповеди Евангелия? Только Бог, Который «есть любовь», мог знать двух этих людей настолько хорошо, чтобы доверить им такую сложную миссию, как благовествование. Только Он мог разглядеть в глубине их сердец не явленную еще миру искру любви, которая после крещения разгорелась настоящим огнем любви. Апостолов Петра и Павла сравнивают с огненным столпом, который давным-давно вел израильский народ по пустыне. Как этот столп, верные ученики Христа ведут за собой «новый Израиль» — христиан, благовествуя и указывая им путь ко спасению.