Трибуна | Максим Башкеев | 11.06.2008 |
В спорах вокруг точечной застройки сломано уже бессчетное количество копий. Многоэтажные махины с подземными парковками активно занимают последние свободные от строений территории. Зачастую строительство ведется с откровенным попранием действующих норм, отчего идут трещинами соседние здания. Чтобы убедиться в масштабах бедствия, не нужно быть специалистом, вполне достаточно хотя бы в течение недели следить за выпусками телепрограмм «Вести — Москва». В последнее время жертвами действий застройщиков, алчущих новых земель и площадей, становятся православные храмы. По имеющимся у нас данным, в столице 422 храма, имеющие статус памятника федерального значения, вынуждены бороться с теми или иными проблемами, связанными с землей. А происходит это оттого, что зачастую не определены права собственности и границы приходов, чем стали пользоваться нечистые на руку дельцы.
Один из последних жилищных конфликтов на земельном поприще разгорелся в самом центре столицы — на Никольской улице. В определенном смысле он уникален — строительство здесь ведется не ввысь, а вглубь, по каковой причине оно незаметно для глаз посторонних, но все, кто постоянно пользуется пешеходным переходом от площади Революции к Никольской улице, не могли не заметить происходящих там изменений: появляются все новые и новые магазины. Строительство торгово-развлекательного центра ведется компаниями ООО «Старград» и ООО «Долина В.Н.». В настоящее время на объекте уже сооружено три подземных этажа, всего же их будет четыре.
Тревогу забило духовенство Патриаршего подворья Заиконоспасского и Никольского монастырей. По словам старосты подворья Геннадия Самойлова, в результате подземной стройки здания монастыря фактически висят в воздухе — земли под ними нет:
«В здании храма появились трещины, после весенних дождей на территории монастыря появились провалы грунта, которые постепенно увеличиваются, а само здание собора Заиконоспасского монастыря за последнее время получило крен в 4−5 градусов в сторону Никольской улицы. Монастырь пережил нашествие наполеоновских войск, но может не устоять под напором современных строителей». Невооруженным глазом наклона пока не видно, но если дело пойдет дальше, быть в Москве своей Пизанской башне.
Более того, в самом центре строительства оказался ствол вентиляционной шахты центрального узла Московского метрополитена, проложенной к станциям «Охотный Ряд», «Театральная» и «Площадь Революции». Между тем, как известно, любое строительство вблизи объектов столичной подземки категорически запрещено. И это далеко не формальный запрет, ведь пренебрежительное отношение строителей к московской подземке хорошо известно, достаточно вспомнить сваю рекламного щита, вбитую точно по центру метротоннеля. Но поскольку строительство подземное и в глаза не бросается, контролирующие органы предпочитают его не замечать. Ко всему прочему, со стройплощадки по ночам тайно вывозилась ценная в археологическом смысле земля Заиконоспасского монастыря без проведения соответствующих исследований, что категорически запрещено законом.
Беспокойство священнослужителей вполне понятно — стоимость столичной земли в нескольких сотнях метров от Кремля мощно стимулирует любые нарушения. Кроме того, подземная стройка может одномоментно похоронить в клубах пыли и кучах строительного мусора красивую, но, похоже, утопическую идею восстановить в первозданном виде Заиконо-спасский и Никольский монастыри. Московские власти сейчас вряд ли готовы удовлетворить требование РПЦ передать ей почти целый квартал в Китай-городе. Да простят меня священнослужители, но, говоря по совести, вряд ли нужен действующий монастырь на Никольской улице, зажатой со всех сторон соседними зданиями, вечно забитой спешащими пешеходами и автомобилями до той степени, о которой сказано: живого места нет.
Впрочем, до полноценной реализации проекта возрождения двух монастырей еще далеко, а вот строители коммерческих комплексов уже вовсю роют землю под памятниками архитектуры: храмом Спаса Нерукотворного Образа (1660 год); зданием Славяно-греко-латинской академии, в которой учился Ломоносов; Домом причта и Братскими кельями. Так что в данном случае мы видим явную победу материального над духовным. К чему она в итоге может привести, хорошо известно из библейской притчи про Вавилон.