Русская линия
Русская неделяМонах Вениамин (Гомартели)11.06.2008 

Летопись церковных событий. 1946 год

1946: В рапорте патриарху Алексею архиеп. Виктор Пекинский писал, что прибыл в Шанхай в феврале 1946 г., уже имея ответ от патриарха из Москвы. В Шанхае святитель Иоанн заявил Начальнику Миссии, так как восстановлено сообщение с Заграничной церковной властью, перейти в ведение иной церковной власти можно только лишь по распоряжению митрополита Анастасия, иначе это было бы каноническим нарушением, особенно если принять во внимание, что епископская кафедра в Шанхае, да и в Пекине была учреждена Зарубежным Синодом. Начальник Миссии, принципиально не возражал против этого, так как имелось решение представителя Синода — митрополита Мелетия — о переходе в подчинение Московской Патриархии. Однако оставалась надежда на то, что удастся решить вопрос без нарушения канонов. Все надеялись на положительное решение со стороны митрополита Анастасия, к тому же зимой 1946 г. еще не было известно решение Патриарха по Пекинской епархии — повторная телеграмма была получена только в апреле, в Великую Субботу 1946 г. В своем обращении к пастве Шанхая епископ Иоанн 2 августа писал: «Зарубежное церковное управление признало полезным для Церкви продолжать и дальше иметь о нас духовное попечение, о чем и известило нас, а нами о том был поставлен в известность Высокопреосвященный Начальник Миссии. В силу того мы не считаем возможным принять какие-либо решения по сему вопросу без указания и одобрения Русской Зарубежной церковной власти.

Еще на Соборе 1938 г., в котором мы принимали участие, было постановлено, что когда настанет час возвращения на Родину, иерархи Зарубежья не должны действовать разрозненно, и вся Зарубежная Церковь должна представить Всероссийскому Собору свои деяния, совершенные во время вынужденного разъединения… Сообщения о беспрепятственном восстановлении канонически-молитвенного общения с Московской Патриархией, полученное архиепископом Виктором в Великую Субботу в ответ на обращение его к Святейшему Патриарху Алексию в августе прошлого 1945 г., искренно нас порадовало, ибо в том мы узрели начало взаимного понимания между двумя частями Русской Церкви, разделенными границей, и возможность взаимной поддержки двух объединяющих русских людей центров, внутри и вне нашего Отечества. Стремясь к единой общей цели и действуя отдельно в зависимости от условий, в которых каждая из них находится, Церкви внутри России и за рубежом, успешнее смогут достигать как общую, так и свои особые задачи, имеющиеся у каждой из них, пока не настанет возможность полного их объединения. В настоящее время Церковь внутри России должна залечивать раны, нанесенные ей воинствующим безбожием и освобождаться от уз, препятствующих внутренней и внешней полноте ее деятельности. Задачей Зарубежной Церкви является предохранение от распыления чад Православной Русской Церкви и сохранение духовных ценностей, принесенных ими с Родины, а также распространение Православия в странах, в которых они проживают.

К сему были направлены и деяния Собора Зарубежных иерархов, состоявшегося в годовщину поражения Германии в занятом союзниками городе Мюнхене… Мы будем повиноваться тем архипастырям, которым наша Высшая Церковная власть признает за благо нас подчинить или удалимся от всех дел церковных, если преемники рукополагавших нас епископов снимут с нас ответственность за здешнюю паству, хотя и тогда не перестанем молиться за тех, которых сии годы духовно опекали. Мы молим Господа, да ускорит Он наступление того вожделенного и чаемого часа, когда Первосвятитель всея Руси, взойдя на свое Патриаршее место в первопрестольном Успенском Соборе, соберет вокруг себя всех русских архипастырей, от всех Русской и чужих земель сшедшихся» (Архиеп. Иоанн Шанхайский. Послание православной пастве Шанхайской. Шанхай. 2 августа 1946 г.).

1946: 20 февраля на Константинопольский патриарший престол был выбран митрополит Халкидонский Максим, ставший в патриаршестве Максимом V. 268-ой патриарх родился в Синопе Понтийском, в 1897 г. Окончил семинарию на о. Халки. В 1918 г. был посвящен в дьяконы и в 1918 г. в иереи, в 1930 г. был хиротонисан в архиереи на Филадельфийскую кафедру, в 1932 г. стал митроп. Халкидонским.

1946: Архиеп. Серафим (Соболев) принял советское гражданство. Он получил паспорт советского гражданина в Болгарии под номером 1. В том же году, во время визита патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя от лица русских верующих предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе города Софии, владыка сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей — Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины… С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви». (Служение Архиеп. Серафима (Соболева) в годы Второй Мировой Войны. Н. В. Макеев).

1946: В начале года председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР Г. Г. Карпов предложил Сталину «усилить влияние на восточные патриархаты, которые хотя и малочисленны, но считаются авторитетными в православном мире, с целью использования их в будущем на своей стороне при решении ряда важных церковных вопросов» (О.Ю. Васильева, Кремль против Ватикана, стр. 39).

1946: К весне 997 из 1270 униатских священников Западной Украины подписали заявления о присоединении к «инициативной группе» и 8−10 марта на Львовском Соборе греко-католического духовенства и мирян было принято решение о воссоединении с Православной Церковью и упразднении Брестской унии 1596 г. Как видно из документов ЦК ВКП (б) осуществление акции контролировал 1-й секретарь компартии Украины Н. С. Хрущев, который по всем значительным деталям запрашивал санкции Сталина (М. Шкаровский…)

1946: 25 марта митрополит Серафим Ляде писал в одном частном письме:

«…Теперь я вышел из состава Архиерейского Синода. Ясно, конечно, почему Митрополит Анастасий занял такую позицию. Он хочет теперь зарекомендовать себя как противника Германии. Я ведь немец. Но я заявил графу Граббе: „Пусть подумают, что моя защита может стать опасной для кого-то“. Ведь не я просил о месячном пособии в размере 600 марок от прежнего Германского Правительства, а Архиерейский Синод через покойного генерала Бискупского. Не я получил незадолго до катастрофы 3 тысячи марок от национал-социалистического правительства, а Архиерейский Синод. Не я состоял в числе тех, которые выполняли определенные задания прежней Германской власти, а кое-кто из братии Владимировской обители. А теперь эти господа выступают в роли моих противников, потому что я немец… Многое я мог бы сказать на эту тему, но время неподходящее и наша церковная жизнь не вынесла бы новых потрясений». (В. Н. Якунин. Внешние связи МП и расширение ее юрисдикции в годы Вел. Отеч. войны 1941−1945. гл. 4).

1946: 27 марта епископ Николай (Оно) и Консистория Японской Православной Церкви обратились к св. патриарху Алексию I с прошением о воссоединении с Матерью-Церковью. 3 апреля патриарх Алексий I сообщил епископу Николаю (Оно) об урегулировании этого вопроса. Однако каноническому устроению положения Японской Православной Церкви воспрепятствовало вмешательство в ее жизнь Штаба Верховного командования американской армии, осуществлявшей тогда оккупацию Японии. Советником главнокомандующего при этом Штабе генерала Д. Мак-Артура служил полковник Борис Паш, сын митрополита Феофила (Пашковского; † 1950), возглавлявшего Митрополичий округ Северной Америки, находившийся вне канонического общения с Московской Патриархией. Борис Паш по заданию митрополита Феофила, который был противником нормализации канонических отношений Митрополичьего округа с Московским Патриархатом, и осуществил отторжение от него Японской Православной Церкви.

1946: 4 апреля был учрежден Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП).

1946: 5 апреля в Токио, в Воскресенском кафедральном соборе, открылся чрезвычайный Собор Японской Православной Церкви. Главным на Соборе был вопрос об отношениях с Матерью-Церковью (Московской Патриархией). В постановлении Собора указывалось: «Японская Православная Церковь, в соответствии с ее традицией и историей, признает Московскую Патриархию с ее вероучением и обрядами и сохраняет с ней дружеские тесные связи». Но в то же время в этом документе говорилось, что «Японская Православная Церковь для восстановления церковной деятельности, возобновления проповеди, образования священнослужителей полагается на руководство и помощь Американской Православной Церкви при посредничестве главного штаба Союзных держав». В это время Московская Патриархия направила в Японию двух епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина), чтобы они на месте сделали все необходимое для восстановления и развития церковной жизни. Они прибыли во Владивосток, чтобы оттуда отплыть в Токио, но американские военные власти ген. Макартура не выдали им разрешения на въезд в страну.

1946: 5 апреля на Архиерейском Соборе в Мюнхене было принято 12 архиереев: Из Белорусской Автономной Церкви:

Митрополит Пантелеймон (Рожновский) (†1950) (после принятия тут же покинул РПЦЗ и до конца пребывал вне общения с кем-либо),

Архиепископ Венедикт (Бобковский)(† 1951) б. Гродненский и Белостокский (назначение получил в Германию),

Архиепископ Филофей (Нарко) б. Могилевский и Мстиславский (†1986) (получил назначение в Германию),

Епископ Афанасий (Мартос) б. Витебский и Подольский (†1985) (назначен в Австралию),

Епископ Стефан (Севбо) б. Смоленский (†1965) (назначен на Венскую кафедру),

Епископ Павел (Мелентьев) б. Брянский (в 1948 г. отпал в латинство),

Епископ Григорий (Борискевич) б. Гомельский (†1957) (назначен в Канаду, затем переведен в США),

Епископ Феодор (Рафальский) б. Брестский (†1955) (получил назначение в Австралию).

Из Украинской Автономной Церкви:

Архиепископ Пантелеймон (Рудык) б. Киевский и Галицкий (†1968) (назначен в

Аргентину, в 1957 г. изгнан из РПЦЗ за мужеложество и в 1959 г. ушел в МП), Епископ Леонтий (Филиппович) б. Житомирский и Волынский (†1971) (назначен в Парагвай, затем в Чили),

Епископ Евлогий (Марковский) б. Винницкий (†1951) (назначение получил в Сев. Америку),

Архиепископ Димитрий (Маган) б. Екатеринославский (†1968) (в 1948 г. перешел в Американскую Митрополию).

1946: 19 апреля Святейший Патриарх Алексий I, уважая просьбу американской паствы, разрешил совершение панихиды по митр. Платону (Рождественскому), кот. скончался в 1934 г., с тем чтобы с этого момента наложенное на него церковное прещение считалось посмертно снятым.

1946: В пасхальные дни 1946 года, после 25-летнего перерыва, возобновились богослужения в Троице-Сергиевой лавре, а братии монастыря были переданы властями мощи преподобного Сергия Радонежского. Тогда же начались восстановительные, ремонтные и реставрационные работы в Лавре.

1946: 6 мая был созван Собор Зарубежных епископов, в котором приняли участие епископы Автономной Украинской и Белорусской Церкви, на одинаковых правах с представителями других округов. На этом Соборе присутствовало 15 архиереев, а остальные, из далёких стран, прислали свои пожелания и письменные мнения по вопросам повестки. 9 мая избрание патриарха Алексея было признанно незаконным и на его призыв к покаянию был дан след. ответ: «Мы не находим для себя нравственно возможным пойти навстречу этим призывам до тех пор, пока высшая церковная власть в России находится в противоестественном союзе с безбожной властью, и пока вся Русская Церковь лишена присущей ей по ея Божественной природе истинной свободы». (Польский М. Каноническое положение высшей церковной власти и СССР и за границей. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1948, с.120). Собор постановил отметить приближающийся юбилей митрополита Анастасия — пятидесятилетие священнослужения, сорокалетие епископского служения и десятилетие возглавления им Русской Зарубежной Церкви — принятием им титула «Блаженнейшего», правом ношения двух панагий и преднесением креста. Но Владыка митрополит категорически отверг всё это, как и проекты празднования его юбилея, заявив, что «теперь не время праздновать». Несмотря на это, в Мюнхене празднование этого знаменательного юбилея состоялось, но без самого юбиляра, укрывшегося от чествования в тихой иноческой обители. На том же Соборе соборяне потребовали от еп. Рославльского Павла (Мелетьева) письменное заявление в том, что он не принимал католичества, на словах еп. Павел отрицал свой переход в католичество, но письменное заявление об этом дать отказался, в виду этого он не был допущен к участию в Соборе. В том же году он перешел в католичество.

9 мая соборяне приняли след. резолюцию:

«Собор Епископов Русской Православной Церкви заграницей, состоявшийся в Мюнхене и объединяющий 26 епископов, из которых 15 лично присутствовали на Соборе, а остальные прислали свои полномочия, ознакомившись с „Посланием Московского Патриарха к клиру и мирянам т.н. Карловацкой ориентации“, ответом на него Председателя Синода Митрополита Анастасия, а также обращением по поводу него Настоятеля Братства преп. Иова архимандрита Серафима, новым обращением Московского Патриарха уже против Архимандрита Серафима и ответом последнего, а также с Пасхальными посланиями Митрополита Анастасия и Московского Патриарха, — единодушно выражают свое полное согласие и единомыслие со своим Председателем в занятом им положении по отношению к Московской Патриархии. Высшее церковное управление в России в лице нынешнего главы Русской Церкви Патриарха Алексия уже неоднократно обращалось к Зарубежным Епископам с увещеванием войти в каноническое подчинение Патриархии, но, повинуясь велениям своей пастырской совести, мы не находим для себя нравственно возможным пойти навстречу этим призывам до тех пор, пока Высшая Церковная власть в России находится в противоестественном союзе с безбожной властью и пока вся Русская Церковь лишена присущей ей по ее Божественной природе истинной свободы.

Мы не хотим закрывать глаза пред тем фактом, что Советская власть со времени войны должна была возвратить Церкви некоторые из отнятых у нее законных прав. Однако, свобода, данная Русской Церкви, носит очень ограниченный и при том более внешний и кажущийся чем подлинный и существенный характер. Эта свобода должна быть искуплена, кроме того, такими обязательствами, возложенными властью на духовенство, какие не отвечают высокому достоинству Церкви. Если коммунистическое правительство в России хочет показать действительное уважение к Русской Церкви и создать нормальные условия для ее деятельности, оно должно предоставить ей полную свободу в осуществлении указанного ей свыше призвания на земле, и обеспечить ей такое правовое положение, каким она искони пользовалась в Православной России. Прежде всего, власть обязана раскрыть двери темниц и концентрационных лагерей, чтобы освободить томящихся там доныне архипастырей и пастырей, явивших себя истинными исповедниками Православия и предоставить духовенству полную свободу устной и письменной проповеди слова Божия и религиозного воспитания молодых поколений.

Глубоко сожалея о тяжелом и зависимом нынешнем положении иерархии и духовенства в России, мы не хотим требовать от них непосильных жертв и возлагать на их рамена непосильного бремени, однако, не можем со скорбью не указать на то, что Высшая иерархия русской Церкви стала на неверный и опасный путь, поскольку она, с одной стороны, замалчивает горькую для советской власти правду, представляя положение церковной и общественной жизни в России не таким каково оно есть в действительности и, забывая изречение Григория Богослова, что в таких случаях „молчанием предается Бог“, а с другой — сознательно утверждает кощунственную неправду будто гонений на Церковь не только нет, но и никогда не было в России со стороны большевистской власти, и, таким образом, глумитс над страдальческим подвигом множества священномучеников и мучеников, которых она дерзает приравнивать к политическим преступникам, понесшим якобы справедливую кару со стороны правительства. Это есть подлинно великий грех хулы на их священную память и клеветы на нашу матерь Церковь, за который иерархия и особенно ее возглавитель дадут тяжкий ответ пред Богом и судом истории.

Склоняясь с благоговением пред образом наших великих страстотерпцев, пострадавших за веру и Божию правду, мы усердно молимся об упокоении их, как и о других многочисленных русских людях, особенно о тысячах военнопленных, принявших мученическую кончину от жестокой руки так называемых немецких нацистов. Уповаем, что жертва тех и других была не напрасна, что на их мученических костях воздвигнется новая свободная Русь, сильная своей православной правдой и братской любовью, которой она искони светила миру. И тогда все рассеянные сыны ее, без всякого насилия, но свободно и радостно устремятся отовсюду в материнские объятия ее. В сознании своей неразрывной духовной связи с нашей Родиной, усердно просим Господа, чтобы Он возможно скорее залечил раны, нанесенные нашему Отечеству, в столь тяжелую для него, хотя и победоносною войной и благословил его миром и полным благоволением» (Архиерейский Собор РПЦЗ 1946. Под ред. Г. М. Солдатова. 2003).

1946: На Соборе сербских епископов 19−20 мая было дано согласие на то, чтобы Церковь в Чехословакии возглавил русский епископ. Окончательное разрешение перехода Чешской Церкви в юрисдикцию Московской Патриархии было дано Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви 15 мая 1948 года.

1946: 9 июня вышел указ N 108 Зарубежного Синода о возведении епископа Иоанна Шанхайского в сан архиепископа, выделении Шанхайского викариатства из Пекинской епархии и предоставлении ему прав самостоятельного епископа.

1946: Китай. Указом от 11 июня N 664 св. патриарх Алексий преобразовал Митрополичий Округ в Восточно-Азиатский Экзархат. Патриарший Указ гласил: «Имели суждение по вопросам доклада архиепископа Нестора, временно управляющего Восточно-Азиатским Митрополичьим округом.

Постановили: 1. Преобразовать Восточно-Азиатский Митрополичий округ в Восточно-Азиатский Экзархат Московской Патриархии. 2. Ввиду кончины митрополита Мелетия назначить архиепископа Нестора Экзархом Московской Патриархии по Восточной Азии, с возведением его в сан Митрополита Харбинского и Маньчжурского.». Указ этот был доставлен в Харбин 8 августа, а 9 августа владыку Нестора поздравил причт Скорбященского собора, насельники и друзья «Дома Милосердия». Первое богослужение в сане митрополита в Кафедральном Свято-Николаевском соборе владыка Нестор совершил в воскресенье 11 августа 1946 г. в сослужении архимандритов Поликарпа (Горбунова), Иосифа, Филарета (Вознесенского, буд. первоиерарха РПЦЗ), Иннокентия (Мельникова), Вениамина (Гаршина), кафедрального протоиерея Леонида Викторова, соборного причта и многочисленного духовенства. Между Божественной Литургией и Молебном протодиакон о. Симеон Коростелев зачитал Указ Патриарха Алексия. Молебен был совершен сонмом городского духовенства при громадном стечении молящихся. («Хлеб Небесный». Харбин: 1946. — N 9,10. — С.33).

1946: 15 июня архиеп. Виктор Пекинский объявил указ об освобождении святителя Иоанна Шанхайского от управления викариатством и назначении викарием еп. Ювеналия — архиеп. Виктор еще 2 июня послал о том просьбу патриарху в Москву. 16 июня свят. Иоанн после поучения на поздней Литургии объявил молящимся, что он получил указ об освобождении от управления Шанхайским викариатством, но этому указу он не подчинится: «Я подчинюсь этому указу, лишь в том случае, если мне докажут священным писанием и законом любой страны, что клятвопреступление есть добродетель, а верность клятве есть тяжкий грех» (Русский Паломник. 1994, N 9. С. 16.). 20 июня свят. Иоанн объявил Указ от 19 июня 1946 г., где говорится, что радиограммой из Архиерейского Заграничного Синода, собравшегося 20 мая 1946 г. в Мюнхене решено выделить Шанхайский округ в самостоятельную епархию во главе с вл. Иоанном, а архиепископа Виктора разрешить от управления Шанхайской епархией. Произошел раскол, четыре шанхайских священника признавали своим правящим архиереем архиеп. Виктора и 12 священников архиеп. Иоанна. Православное население Шанхая разделилось на две юрисдикции: Патриаршую — до 10 000 и зарубежную — до 5 000 человек. Первые все состояли в гражданстве СССР, последние оставались эмигрантами.

1946: 8 августа в Париже, в церковном доме на рю Дарю при кафедральном Александро-Невском соборе скончался митрополит Евлогий (Георгиевский). В своем духовном завещании почивший указывал на архиеп. Владимира (Тихоницкого), как на своего преемника. 12 августа, в Александро-Невском храме, состоялось торжественное отпевание митрополита, при участии 6 архиереев, московскими делегатами были митр. Григорий и архиеп. Фотий.

1946: 14 августа митр. Григорий передал архиеп. Владимиру (Тихоницкому) указ патриарха Московского заключающий в себе два пункта: 1) «Временную юрисдикцию Вселенской Патриархии над Западно-Европейскими приходами, установленную в 1931 г., считать фактически и формально прекратившей свое действие, а означенные приходы вновь безраздельно находящимися в юрисдикции МП, о чем почтительно известить Его Святейшество Вселенского Патриарха Максима». 2) «Экзархом Западно-Европейских русских приходов назначить преосвященнаго митрополита Серафима (Лукьянова) со включением приходов его области в состав Западно-Европейскаго Экзархата». Одновременно, архиеп. Владимиру было вручено обращение к нему, сообщавшее, что вследствии Указа о назначении митр. Серафима, он освобождается от управления епархией. Архиеп. Владимир ответил, что до сношения с Вселенским патриархом, он может принять их только к сведению, но не к исполнению. В тот же день в Александро-Невском храме состоялось пастырское собрание, на которое прибыло ок. 60 священников, включая и духовенство МП в Париже. На этом собрании большинством голосов было решено без благословения Конст-го патриарха не переходить в МП (Митрополит Владимир святитель-молитвенник. Париж, 1965 г. стр. 105−107).

1946: На праздник Преображения Господня сербский епископ Ириней (Чирич) Бачский отправился в село Оджаци на освящение новой церкви. Перед его преездом местный партийный комитет настроил враждебную толпу против «церковников». Как только епископ Ириней вышел на литию во двор храма, его и сослужащее ему духовенство стали осыпать бранью, богохульствами, и наконец озверелая толпа стала побивать духовенство и молящихся камнями. Один камень попал владыке в затылок. Владыка Ириней упал, а безбожники продолжали его бить и бросать камни. Диакон Ружич закрыл окровавленного владыку своим телом. Священник Миленко Цвеянов из Сивца попытался остановить обезумевшую толпу, однако пал под ударами ножа. Владыка не смог оправиться от полученных травм — у него развилась сухотка спинного мозга — и до конца своей жизни он большую часть времени провел на больничной койке. Когда боль усиливалась, он говорил: «Чем больше мучаюсь, тем больше Богу молюсь».

1946: 26 августа на своем заседании Учебный комитет при Священном Синоде постановил преобразовать Московский православный богословский институт в Московскую духовную академию с четырехлетним курсом обучения. Причем III и IV курсы Института стали I и II курсами МДА, а Подготовительные курсы и два первых курса Института — Семинарией с четырехлетней программой обучения. Академия и Семинария были объединены под единой администрацией. Обязанности ректора МДАиС исполнял бывший ректор Богословского института протоиерей Тихон Попов, всего преподавателей насчитывалось 15 человек. После вступительных экзаменов в сентябре 1946 года в МДС учащихся было 147 человек, а в МДА — 14.

1946: Осенью митрополит Дионисий Варшавский возвратился из эмиграции в Польшу. В сентябре Варшавская Духовная Консистория в своем циркуляре за N 1708 предлагает духовенству возносить за Богослужениями моления за «Господина нашего. Блаженнейшего Дионисия, митрополита Варшавского и всея Польши», а также за «Пресветлую Республику Польскую, Высокое Правительство и Христолюбивое воинство Ее». Тем же циркуляром предложено было духовенству во время благодарственных молебнов в дни Национальных и Государственных праздников прочитывать особую молитву о благоденствии «Пресветлой Речи Посполитой, Президента Краевой Национальной Рады (Совета), Высокого Правительства и Христолюбивого Польского воинства». (К. Свитич…)

1946: Сербский патриарх Гавриил, после освобождения из Дахау, поселился в Италии и долгое время не желал переезжать в Югославию, ожидая возвращения в страну короля Петра. Только переговоры осенью 1946 г. с представителем Московской патриархии архиепископом Елевферием (Воронцовым) заставили его изменить решение. В докладе Г. Карпова в ЦК ВКП (б) от 14 февраля 1947 г. отмечалось, что архиеп. Елевферий «по поручению патриарха Алексия, провел с Гавриилом ряд бесед и убедил его в необходимости вернуться в Югославию и сотрудничать с демократическим правительством Тито, оставив надежды на восстановление монархии. Сербский Патриарх в декабре 1946 г. заявил, что остается верным традиционной дружбе с Россией и категорически отметает ориентацию на Запад. Патриарх Гавриил высказывал также мысль о необходимости всем Православным Церквям иметь единый фронт по всем общим для них вопросам и что для этого необходимо собраться в Москве представителям всех Православных Церквей. На Всеславянском Конгрессе в Белграде в декабре 1946 года Патриарх Гавриил высказал то, что с таким нетерпением ждали в Москве: «…он считает, что первенство в православном мире должно принадлежать Московскому Патриархату, и Русская Церковь должна стать Матерью для славянских церквей». Развивая эту мысль и констатируя антиславянскую и антисоветскую «подрывную» работу Ватикана, Патриарх Гавриил сказал: «Вот почему нам нужно быть вместе с русским народом и Русской Церковью, чтобы противостоять всем козням и вражеским замыслам всего Запада во главе с Римским Папой и его сторонниками» (РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 407, л. 27).

1946: Святитель Николай (Велимирович) переезжает из Сербии в Америку, где остается до своей кончины последовавшей в 1956 г.

1946: 28 сентября, в результате плебесцита, когда большинство населения одобрило предложение о возрождении монархии, Греческий король Георг II возвращается в Афины.

1946: 14 октября была воссоздана, закрытая в 1918 г., Ленинградская Духовная Академия и Семинария.

1946: 16 октября в аудитории Богословского института в Париже открылось чрезвычайное Епархиальное Собрание Парижского экзархата. На Собрании был принят целый ряд резолюций, из которых последние гласили:

«4. Епархиальное Собрание с глубоким нравственным удовлетворением и признательностью преклонятеся перед мужественным решением временнаго Возглавителя нашего Экзархата высокопреосв. архиеп. Владимира, не принимать к исполнению указа Московской Патриархии, неканонически посягающаго на упразднение над нами власти Вселенскаго Патриарха. К этому решению архиеп. Владимира Епархиальное Собрание всецело присоединяется.

5. Епарх. Собрание просит высокопр. архиеп. Владимира представить Вселенскому Патриарху наше ходатайство о том, чтобы посколько на территории Западной Европы не существует Поместной Православной Церкви, сохранить наш Экзархат на прежних основаниях в качестве автономного Русскаго Экзархата в лоне Вселенской Патриархии согласно с граматами Патриарха Фотия II (17.2.1931) и Патриарха Вениамина (29.12.1939).

6. Епархиальное Собрание просит высокопр. архиеп. Владимира представить на уважение Вселенскаго Патриарха нижеследующее наше постановление: На основании предоставленнаго нам уложением Всероссийскаго Собора 1917−1918 гг. права предъизбирать голосами епархии своих епископов, настоящее Епархиальное Собрание единодушно предъизбирает своим Архиереем архиеп. Владимира и просит Его Святейшество Вселенскаго Патриарха Максима благосклонно одобрить и канонически утвердить это наше предъизбрание» (Митрополит Владимир святитель-молитвенник. Париж, 1965 г. стр. 109−110).

1946: Утром 19 октября начальник Пекинской Миссии архиепископ Виктор в своих покоях в Архиерейском доме в Шанхае был арестован китайскими властями и препровожден в тюрьму в общую камеру с китайскими преступниками, на его рясу был поставлен арестантский номер. Китайские власти инкриминировали вл. Виктору участие в Антикоминтерновском союзе Северного Китая и русских фашистских организациях, а также сотрудничество с японскими оккупационными властями. Предъявлено было около 15 пунктов обвинения. 24 октября при активном вмешательстве советских дипломатов и помощи сына Чан Кайши — Цзян Цзинго архиеп. Виктор был отпущен на свободу.

1946: 22 октября Указом патриарха Московского и всея Руси Алексия I за N 1424 архиепископ Пекинский и Китайский Виктор был утвержден в должности Начальника Российской Духовной Миссии в Китае. Аналогичного содержания указ за N 2544, поручающий исполнять обязанности Начальника Миссии архиепископу Шанхайскому Иоанну, был издан Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей 26 ноября 1947 г. Китайское правительство в Нанкине признало законным Начальником Миссии свят. Иоанна. Шанхайское духовенство было на стороне своего владыки, миряне разделились во взглядах. 5 000 шанхайцев впоследствии эмигрировали в Америку и остались живы, о судьбе 10 000 выехавших в СССР можно только гадать — некоторые вышли живыми из сталинских лагерей… Для вл. Иоанна советское гражданство было как раз тем неприемлемым идеологическим условием, о котором он предупреждал вл. Виктора.

1946: По окончании военных действий Япония оказалась под властью Союзной Оккупационной Администрации возглавляемой американским генералом Дугласом МакАртуром и дела религиозных организаций Японии вошли в ведение американцев. Послевоенная смута в среде японской православной паствы стала ареной соперничества между советскими агентами и американскими властями за влияние в Церкви. Последние обратились в Американскую Митрополию с просьбой выслать епископа в Японию и на Малом Соборе архиереев Американской Митрополии 31 октября-1 ноября в Нью-Йорке было решено послать в Японию епископа Питсбургского и Западной Вирджинии Вениамина (Басалыга). После прибытия епископа Вениамина в Японию 7 января 1947 г. в среде японской паствы усугубился раскол большинство приняли нового епископа и меньшинство с епископом Николаем (Оно) и священником Антонием Такаем отошли от Японской Православной Церкви и объявили себя в юрисдикции Московской патриархии. Начались продолжительные судебные процессы, взаимные обвинения, рукоприкладство и даже аресты — как в случае главы Корейской Православной Миссии (находившейся в ведении Японской кафедры с 1923 г. по распоряжению святого патриарха Тихона) архимандрита Поликарпа (Приймака), отказавшегося признать юрисдикцию Американской Митрополии. Одновременно владыка Вениамин прикладывал усилия чтобы восстановить церковную жизнь в Японии, где война уничтожила многие храмы, унесла жизни многих священнослужителей, оставила страну в руинах и нищете. По его воззваниям неоднократно проводились сборы пожертвований в Америке, там был организован Комитет помощи Японской Православной Церкви. Постепенное возрождение церковной жизни в Японии отразилось в организации при Токийском Воскресенском соборе «Никольской школы» (1950), основании проповеднического общества «Утреняя заря» (1950) и Токийского православного молодежного общества (1952). В Японии архиеп. Вениамин прослужил до 1953 г.

1946: 26−29 ноября состоялся 7-й Кливландский Собор клира и мирян. Для этого Собора был применен Устав Всероссийского Собора 1917−18 гг. Устав был специально рассмотрен, и утвержден Архиерейским Собором и пропечатан в официальном органе Митрополии «Русско-Американском Церковн. Вестнике»: N 1-й за 1946 год. По этому Уставу, Епископское Совещание (т.е., присутствующие на Соборе Епископы, как ответственное за Церковь юридическое лицо) имеют решающий голос по всем постановлениям Собора, кроме финансовых и хозяйственных дел, а и решения Общего Собрания Собора подлежат утверждению Совещания Епископов и приемлют силу лишь по подписании их последними (параграф 35 и 37).

На Общем Собрании Кливлендского Собора Прот. И. Пиштей, вставши, заявил: наше Собрание, как самая высшая инстанция, может отменить этот устав, что и было сделано простым большинством голосов. А в Соборную резолюцию уже позже было внесено, что высшим законодательным и административным органом Американской Митрополии являются эти самые Общие Собрания Церковных Соборов. Так что авторитет Епископов был сведен к нулю, Соборность подменена игрой в голоса, притом с отменой всякого сдерживающего и регулирующего органа… Митрополит Феофил, несмотря на свой долг и на просьбы Соборных Епископов, отказался обсудить с ними этот вопрос. Даже более этого: он после Кливлендского Собора совсем не видался с ними, а уведомил письменно, что за непризнание резолюции общего собрания Кливлендского Собора они исключены из его Митрополии, а по приходам перед самой Пасхой дал распоряжение не поминать их за богослужением.

Так Митрополия несмотря на протесты 5 епископов против 4 порвала свое 12-летнее объединение с Заграничной Русской Церковью и вошла в союз с порабощенной большевиками Московской Патриархией. После этого 5 епископам, остававшимся верным РПЦЗ оставалось одно — восстановить свою, еще до объединения в 1935 г. с Митрополией зачартированную, Соборную епархию, подведомственную Заграничному Собору и Синоду. Указ о чем был своевременно прислан за подписью м. Анастасия. (Архиеп. Виталий «Мотивы моей жизни»).

1946: 1 декабря в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле приехало братство преп. Иова Почаевского, подвизавшиеся до того в Ладомирово (Чехословакия) в количестве 14 монахов и присоединились к местной братии.

1946: 25 декабря была учреждена Австралийско-Новозеландская епархия РПЦЗ.

1946: Два голландских бенедиктинских монаха приняли Православие и основали первый православных приход в Голландии для голландцев.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика