Радонеж | Сергей Худиев | 11.06.2008 |
Анатолий Чубайс — человек крайне непопулярный; пожалуй, он один из самых ненавидимых людей в России. Многие полагают, что он заслуживает смерти. Сейчас мы не будем останавливаться на том, насколько обосновано такое суждение; важнее подумать о другом — кто имеет право отнять чужую жизнь? Нельзя сказать, что никто — Священное Писание говорит о том, что начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. (Рим.13:4). Отмщать злым — дело «начальствующего» то есть государственной власти, которая действует по закону и совершает наказание после должного судебного рассмотрения. Если люди полагают Анатолия Чубайса злодеем, достойным суровой кары, им следовало бы требовать суда на него у государства. Права брать правосудие в свои руки, самолично выносить смертные приговоры и приводить их в исполнение, ни у кого нет; люди, которые одобряют правосудие в стиле дикого Запада, «правосудие кольта», грешат и против закона Божьего, и против элементарного благоразумия. Кто выживет в хаосе, который наступит, если каждый назначит себя судьей и палачом? Кто будет в безопасности, если всякого можно будет казнить без судебного разбирательства, без всякой оценки улик, без всякой возможности обвиненного говорить в свою защиту? Разве что тот, кто быстрее выхватывает кольт — и то ровно до тех пор, пока не нарвется на более ловкого самоназначенного судью и палача. Закон, который ограждает вашу безопасность и безопасность ваших близких — этот тот же самый закон, который ограждает безопасность людей, которые вам по той или иной причине ненавистны. Разрушать моральный и юридический запрет на произвольное лишение жизни другого человека (хотя бы вы и почитали его злодеем) значит разрушать этот запрет и в отношении вас. Минимальная рассудительность требует того, чтобы мы избегали всего, что подрывает закон.
Тем временем Eпископ Венский и Австрийский Иларион в интервью газете парламенского собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече» отметил, что расхождения православных и либеральных протестантов настолько глубоки, что сравнимы с бездонными пропастями. Владыки Иларион упоминает некоего лютеранского епископа, который отказался называть грехом аборты в одном совместном документе, выявив тем самым «более либеральный взгляд на эту проблему», чем Московский патриархат. «Но если мы даже в таких, казалось бы, очевидных для христиан понятиях не можем достичь согласия, что же говорить о других проблемах?» — отметил архиерей. Впрочем, голоса против размывания христианкой веры раздаются и в самой Западной Европе. Так, англиканский епископ Рочестера Майкл Назир-Али, выступая на международном форуме «Постхристианская Европа и возрождающийся ислам», который закончился сегодня в Вене, отметил, что кризис христианских ценностей ведет к увеличению количества молодых радикальных мусульман не только в Англии, но и на всем континенте. Епископ, пакистанец по происхождению, обратил внимание на то, что политический «комплекс вины» метрополии перед бывшими колониями приводит к стеснению христианского свидетельства, к своеобразной «христофобии», против чего должны решительно восставать христиане Англии и всей Европы.
Проявления буйной христофобии известны, увы, и в России. Одно из таких проявлений — скандальная выставка «запретное искусство» — продолжает вызывать комментарии. С резким осуждением ее организаторов выступил лидер Конгресса еврейских религиозных организаций России Зиновий Коган. Он отметил, что «Эту выставку следует рассматривать не как акт богохульства в отношении Бога в восприятии и понимании христиан или мусульман, а как акт преднамеренного и целенаправленного унижения человеческого достоинства верующих людей, исповедующих христианство и ислам». Раввин призвал «не переносить в своем сознании ответственность за провокации, совершенные Юрием Самодуровым и его немногочисленным окружением, на российских евреев, потому что это было бы неправильно и несправедливо». В самом деле, когда люди громко объявляют себя борцами с антисемитизмом и ксенофобией, в общественном сознании они ассоциируются с евреями. Когда затем они устраивают подобные выставки, негативная реакция обращается против российских евреев — которые, на самом деле, к безобразиям своих «защитников и покровителей» не имеют никакого отношения. Впрочем, провокаторов из сахаровского центра это явно не беспокоит.