Фома | Марина Журинская | 12.06.2008 |
Это схематическое описание недостаточно выразительно отмечает один очень важный стих (Мф 18:6), о котором необходимо поговорить отдельно. Сразу после рассуждения о том, что следует уподобиться детям, то есть умалиться, мы читаем: а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Отсюда следует, что малые сии — это вовсе не обязательно дети или люди малосведущие; это верущие в Спасителя, это могут быть именно те, кто умалился перед лицом Божиим; и вот с ними-то нужно проявлять сугубую сдержанность и осторожность, если уж пришла в голову идея их поучать, — и недаром дальше говорится про соблазны; очевидно, при определенных обстоятельствах такая идея относится именно к соблазнам.
В ст. 10 говорится: не презирайте ни одного из малых сих < > Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Презирать — значит считать заведомо ниже себя, а посему высокомерно поучать и пренебрегать тем, что говорят «малые сии». Но коль скоро их ангелы-хранители лицезрят Бога (а ведь сказано: на Негоже не смеют чини ангельстии взирати, — значит, здесь — особая милость), то и слова их могут быть благодатны; во всяком случае, есть кому их поучить и направить на путь истинный. Далее после известных слов о том, что пастырь оставляет 99 овец и идет искать одну заблудившуюся, и радуется, найдя ее, больше, чем всем остальным (еще раз: о малых сих есть кому позаботиться, и они драгоценны перед Господом), с ярчайшей прямотой сказано: нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Такова Божья милость.
Но не нужно думать, что малые сии — все как один праведники; впрочем, этой теме вообще не стоит уделять пристального внимания. Почти невольно мы всё стараемся расклассифицировать людей, каждого поставить на место (конечно, на то, которое мы же ему и отвели), и от Пасхи до Пасхи благополучно забываем потрясающие слова из Мф 20:1−16 о том, что Господин жатвы волен награждать работников так, как Он хочет, и последние будут первыми, а первые последними. Так что и нашу градацию праведности, наши попытки построить людей по нами же придуманной шкале лучше оставить до жатвы, то есть до Страшного суда. А тогда нам очевидно будет не до этого — придется всецело сосредоточиться на собственных делах.
…Удивительно, насколько в колоссальном объеме книг Священного Писания все части взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ведь если подумать, то смысл приведенных текстов перекликается со смыслом слов апостола Иакова: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак 3:1). И уж тут что же еще скажешь…