Русская линия
Столетие.Ru Эдуард Попов04.06.2008 

Удавка для Черноморского флота
Национальная безопасность России в огромной мере зависит от процессов, происходящих в соседней стране

Президентом Украины Виктором Ющенко 20 мая был подписан указ относительно подготовки законопроекта о прекращении с 2017 года действия российско-украинских соглашений о пребывании Черноморского флота России на территории Украины. Этот указ стал началом массированной информационно-политической атаки на Черноморский флот России и, одновременно, кампании по продвижению Украины в НАТО.

Неудивительно, что сразу же после обнародования президентского указа между Россией и Украиной началась настоящая дипломатическая дуэль, продолжающаяся по сегодняшний день.

На Украине развернута массированная пропагандистская кампания по улучшению имиджа НАТО, стартовавшая в пятницу, 30 мая, и одновременно усилились информационно-политические атаки на Черноморский флот. Конгресс украинских националистов 2 июня распространил заявление, в котором фактически объявил Черноморский флот России оккупационной силой и пригрозил конфисковать все корабли и имущество, если флот останется на Украине после 2017 года.

Киев пытается доказать городу и миру, что возможность дальнейшего, после 2017 года, пребывания ЧФ РФ в Севастополе зависит исключительно от него.

А поскольку конституция Украины содержит положение о запрете размещения военных баз других государств на ее территории, дальнейшее пребывание российского флота, как минимум, невозможно, как максимум — незаконно.

Это, конечно, грубая фальсификация духа и буквы украинского законодательства и двусторонних российско-украинских соглашений. Основные положения Декларации государственного суверенитета Украины, принятой 16 июля 1990 года, Акта провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г. и Конституции Украины 1996 г. провозглашают ее внеблоковый статус. Из внеблокового статуса Украины исходят дух и буква Договора о дружбе и границах 1997 г., ратифицированного Государственной думой РФ. Как говорится в распространенном 21 мая официальном заявлении МИД РФ, Черноморский флот базируется в Крыму в соответствии с так называемыми базовыми соглашениями по флоту, подписанными 28 мая 1997 года и ратифицированными парламентами двух государств. Эти соглашения предусматривают 20-летний срок пребывания российского флота в Крыму и возможность автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не позднее, чем за один год до истечения срока их действия, письменно не уведомит другую сторону об истечении срока их действия.

Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной, подписанный 28 мая 1997 г., при всех его вопиющих недостатках, содержит положение о недопустимости для стороны, подписавшей договор, вхождения в блоки, враждебные или угрожающие безопасности другой стороны.

Однако Украина последовательно идет на фактический выход из системы двусторонних договоров, точнее, признает их односторонне и избирательно, — лишь в той части, которая гарантирует ее права и провозглашает обязательства со стороны России. Прежде всего, это признание незыблемости существующих государственных границ Украины и в первую очередь — украинский статус Севастополя и Крыма.

О неправомочности передачи Севастополя, города союзного подчинения, независимой Украине до недавнего времени говорили исключительно представители русских патриотических кругов и оппозиции.

Однако откровенно агрессивные антироссийские действия «оранжевого» Киева заставили, наконец, прозреть и российскую власть.

Со стороны отдельных политиков (мэра Москвы Ю. Лужкова, председателя Совета Федерации Сергея Миронова, депутатов Государственной думы, некоторых сенаторов) последовали заявления о пересмотре статуса Севастополя и о возможности выхода из Договора 1997 г. Как считает директор Украинского филиала Института стран СНГ, политолог Владимиром Корнилов, заявления российских политиков о том, что Россия может расторгнуть Договор о дружбе с Украиной: «Это не угрозы, а один из вариантов возможного развития событий, и его нельзя исключать. В любом случае Россия, на мой взгляд, должна выставить Украине ряд дополнительных условий во исполнение этого договора, если стороны собираются его продлевать. (…) После чего Россия может начать рассмотрение этого вопроса уже на более серьёзном, чем парламентские слушания, уровне. То есть обсуждать вопрос о целесообразности продления договора, который не выполняется Украиной» (Владимир Корнилов: Мы видим раскол двух Украин // Юлия Вербицкая, Крымская правда).

Это радикальный вариант выхода из сложившейся вокруг Севастополя и Черноморского флота (две настолько взаимосвязанные проблемы, что их невозможно рассматривать по отдельности) кризисной ситуации. Радикализм — это не стиль российской внешней политики. Поэтому МИД России старается найти компромиссный вариант решения проблемы. Посол МИД России по особым поручениям, занимающийся проблемой Черноморского флота РФ, Владимир Дорохин от имени своего ведомства сделал попытку коммерциализировать вопрос и высказался за возможность увеличения арендной платы за базу в Севастополе. Сегодня она составляет, напомним, 97 млн долларов и погашается в счет государственного долга Украине России. Более неудачного решения трудно было найти. Наш МИД тем самым предоставил украинской стороне прекрасный козырь, ведь, как известно, требования о многократном повышении арендной платы постоянно, начиная с 90-х годов, поднимались и украинскими националистами, и украинской властью (в частности, премьером Юлией Тимошенко, которая пыталась таким образом переложить на саму Россию растущие затраты Украины за российский газ). Как будто в унисон с предложением российского МИДа прозвучало недавнее заявление заместителя председателя фракции Партии регионов Анатолия Кинаха об увеличении арендной платы за аренду севастопольских баз… до 1,6 млрд долларов. Но даже в том случае, если Украина согласится на это предложение, повышение арендной платы станет лишь временным выходом, которое не решает проблему по существу и не гарантирует продление дальнейшего присутствия российского флота в Севастополе.

Уровень креативности нашего МИДа явно не соответствует сложности стоящих задач. Очевидно, выход нужно искать в другом направлении. Представляется, что его формула — симбиоз возможностей государственной власти и пророссийской общественности на Украине. В цитируемом интервью В. Корнилова совершенно справедливо говорится, что Россия «должна начинать активную работу с неправительственными организациями. Причём не какую-то там кулуарную, а открытую (выделено нами — Э.П.): это должно быть выделение грантов на поддержание российско-украинских отношений, на проведение серии антинатовских „круглых столов“ и конференций». Распространенная мировая практика, которая практически не проводится российской стороной. В отличие от той же Украины, которая развернула на территории России целую сеть региональных организаций, координируемых из единого центра и патронируемых официальной украинской властью в целях, противоречащих интересам национальной безопасности и территориальной целостности России.

Пора бы нам, наконец, начать учиться у своих врагов и подключить мощнейший ресурс неправительственных организаций.

Россия может и должна открыто заявить о своих интересах на Украине, что не будет нарушением суверенитета этой страны. Около 20% жителей Украины — русские, порядка половины относит себя к русской культуре. Вот почему работа, проводимая на Украине, должна быть активизирована и стать более эффективной в отстаивании интересов русских и ориентированных на русскую культуру граждан Украины.

http://stoletie.ru/slavyanskoe_pole/udavka_dlya_chernomorskogo_flota__2008−06−03.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика