Русское Воскресение | Валерий Ганичев | 04.06.2008 |
Но нет, далеко не всё потеряно. Пишут про наше прошлое, находят в нём опору, видят в нём захватывающие, увлекательные картины бесстрашия, героизма, православного служения, человеческого участия и всего того, чего порой не хватает нынешним поколениям. Но если писатели наши, художественные летописцы вдруг согласятся под напором зарубежных образчиков. грантов, заказов, «чечевичной похлёбки», отступить от нашего первородства, то станут подобны тем, кого встречает первая фраза книги Юрия Лигуна «Илья Муромец и сила небесная». А фраза эта, или скорее эпиграф к роману, звучит, как великое предостережение всем нам: «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом пал».
Дак вот, несомненно, не даёт нам, славянам, русским, украинцам, белорусам, духом пасть. Наша общая великая история, наши общие великие герои, непобедимые богатыри, наши общие великие защитники — святые.
Юрий Лигун решает своим романом об Илье Муромце несколько задач. Он воссоздаёт образ нашего былинного Ильи Муромца. Богатырь столь духовно возвышен, столь народен и чист в помыслах и исполнении долга, что не может не вызвать симпатии и полного расположения у читателя. Его героизм вызывает восхищение и радость, он ободряет нас и сегодня, как сверхмощный ракетный «Тополь». Коль есть такая сила, то мы непобедимы.
Во-вторых, книга-то написана для детей, подростков. Они её читают с захватывающим интересом (десятки, если не сотни отзывов уже имеются). Да и нравственные уроки входят в них ненавязчиво. Всё это связано с совсем не героическим Ильёй Ножкиным и былинным Ильёй Муромцем.
В-третьих, автор ненавязчиво насыщает её таким историческим материалом, который в нынешних учебниках и не сыщешь. Древний Муром, жизнь его жителей, мать городов русских — Киев, с дружиной и богатырями, русские просторы, оружие, жилье, враг. И, конечно, хотя с необходимой стилизацией множество слов и пословиц, понятий и смыслов, идущих из того, далёкого прошлого, которые мы не имели права забыть и которые автор дарит своим читателям.
И вот ещё одно качество, по-видимому, главное в этом романе: его герой — человек истинной православной веры, что получил свой богатырский дар от Бога и верит в своё предназначение: защитить Русь. И защищает её, являя в этом образец и пример для молодого поколения наших дней. Православное знание постепенно входит и в мальчика Илью Ножкина, живого и энергичного ученика, ощущающего всю нашу сегодняшнюю жизнь до того момента, пока его не постигает несчастье, и дух Ильи Муромца подводит его к Вере.
Общий вывод: мы получили живой, поучительный так необходимый молодому поколению, а значит и все нам. исторический или историко-приключенческий роман. основанный на русском эпосе, на фактах жизни Киевской Руси и наших предков. И очень права одна из читательниц студентка Галина: «Благодатное было времечко — Древняя Русь. Муром и Киев были одно целое. Наступят ли снова такие времена? Нашим детишкам очень важно знать о тех временах. Пока мы едины — мы непобедимы». Но не всем это нравится. Один из пещерных «щирых» галицийцев пишет «Ганба москальской книжци»: «Ни який Ваш мурманский герой не герой. Авторадостраты! За пропаганду москальства и зраду Украине».
А автор понимает великую единительную силу Киевской Руси. Считаю, что Лигун заслуживает высшей оценки в премии имени Александра Невского.