Фома | Алексей Соколов | 03.06.2008 |
Увы, для многих из нас слово «Бутово» вызывает ассоциации с недавним земельным скандалом, а никак не с великой трагедией и одновременно великой славой нашего народа.
А ведь российские новомученики стали не просто жертвами репрессий. Они были и остаются живым и близким нам примером поведения настоящего христианина. Не прячась в землянки в ожидании конца света, они умели противостоять давлению окружавшего их мира.
В Православии святость — это норма, к которой необходимо стремиться каждому верующему человеку. Святой — не герой, получивший звание «За заслуги перед Церковью». Он тот, с чьей жизнью мы можем сверить свои поступки в момент трудного выбора. Потому опыт новомучеников так важен для Церкви.
И потому так страшны звучащие на этом фоне массовые призывы канонизировать Ивана Грозного за то, что он был хорошим государственником и расширил границы страны. В данном случае совсем не важно, какова на самом деле была его историческая роль. Важно, что люди, называющие себя православными, не понимают, что такое христианская святость и из чего она проистекает.
Преодолеть это предубеждение, вернуться к христианскому пониманию мира, то есть к Самому Христу, жизненно важно для нас. Ведь без этого не может быть Церкви, не может быть христианства. И опять же, кому из святых следует молиться об этом, как не нашим мученикам, чьи дети, внуки и просто близкие, до сих пор живут рядом с нами.
Впрочем, наше светское общество, которое так любит сегодня указывать Церкви на ее проблемы, тоже не преуспело в осмыслении своей памяти. Ведь отношение к новомученикам имеет не только духовный, но и исторический аспект.
Осознала ли наша страна, что случилось с ней в XX веке? Наверное, лишь отчасти. Прошлое осталось для нее страшной трагедией, за которую всем нам до сих пор стыдно, а потому одни заходятся в приступах самобичевания, а другие прячут голову в песок. Причем со временем вторых становится все больше, и их трудами о трагедии XX века мы начинаем постепенно забывать.
Действительно, трагедия произошла. Но не достаточно просто переживать о ней, нужно попытаться вынести из нее какой-то урок. Мы же, если и говорим о людях, пострадавших за свою веру, воспринимаем их исключительно как пассивный элемент общества, павший жертвой революционных перемен.
Однако российские новомученики — это не просто те, кто мог бы, да не успел вовремя уехать из страны. Они — еще одно, почти забытое нами поколение героев.
Тот, кто вопреки общественному презрению и насмешкам со стороны неверующих «коллег», ради Христа, а не ради оклада стал священником в последние годы Империи, кто не отрекся от веры в 20-е, продолжая вопреки всему делать свое дело, кто умер за нее в 30-е — не просто бессмысленно погиб.
Он добился успеха. Его трудами в 41-м году люди в окопах вновь вспоминали о Боге. И ему не нужно было лить для этого реки крови, не нужно было силой заставлять других быть таким же, как он. Ему пришлось всего лишь пожертвовать собой и своими надеждами на долгую и комфортную жизнь.
Если мы не осознаем этот уникальный опыт, то не только Россия, но и весь мир будет обречен отныне ходить по кругу. Мы будет принимать свои старые ошибки за новые решения и снова биться головой о стену истории, как это было в 17-м, 68-м, 91-м годах.
Так же, как это происходит сегодня.
Эту статью обозревателя «Фомы» Алексея СОКОЛОВА согласился прокомментировать для нас кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов: «КАНОНИЗАЦИЯ БЕЗ ПРОСЛАВЛЕНИЯ»
КАНОНИЗАЦИЯ БЕЗ ПРОСЛАВЛЕНИЯ
Для старшего поколения была очевидна связь Церкви с жизнью каждого из пострадавших за веру. Их канонизации ждали. Она воспринималась как восстановление естественной связи Церкви, а вместе с тем и всех нас, с новомучениками.Для старшего поколения была очевидна связь Церкви с жизнью каждого из пострадавших за веру. Их канонизации ждали. Она воспринималась как восстановление естественной связи Церкви, а вместе с тем и всех нас, с новомучениками.
В начале 90-х, когда Церковь приобрела свободу, появилась возможность беспрепятственно проводить активную работу по канонизации. Однако обнаружилось, что вопрос этот для многих утратил актуальность.
Дело в том, что из жизни стали уходить те, кто сохранял живую связь с новомучениками, а у нового поколения должное отношение не сформировалось.
Этому есть несколько причин. Во-первых, очень слабо велась проповедь, было недостаточно составлено богослужебных текстов, литературных произведений. Если мы вспомним масштабную канонизацию русских святых в XVI веке при святителе Макарии Московском, то увидим, что она сопровождалась интенсивной интеллектуальной работой. Писались церковные службы, литературные произведения, проповеди. У людей было сформировано представление — что это за люди, в чем их подвиг, почему их нужно почитать.
Сейчас не так много материалов, разъясняющих смысл подвига новомучеников. Что мы о них знаем? Как правило, это имя и обстоятельства смерти. Канонизация производится по материалам следствия. А этого, на мой взгляд, не всегда достаточно.
Хотя есть и исключения. К примеру, работа игумена Дамаскина (Орловского) «Житие священноисповедника Романа (Медведя)», которая содержит и подробную биографию, и богослужебные тексты.
Отсюда следует простой вывод: массовость канонизации затруднила рассказ и проповедь о подвиге.
Есть и более глубинные причины. Это, в первую очередь, проблема исторического сознания. Их представляют либо как безвинных безгласных страдальцев, либо как героев, которые сопротивлялись тоталитарному режиму. В обоих случая упускается религиозная, духовная составляющая их подвига: люди жили по заповедям и поэтому подверглись репрессиям.
Чтобы как-то изменить ситуацию с почитанием, нужно более серьезно отнестись к самому процессу канонизации, заняться написанием богослужебных текстов. И что самое главное — необходимо выработать основу исторического сознания, церковного отношения к истории XX века.
Есть надежда, что ситуация может измениться в лучшую сторону. Уже сейчас есть замечательные примеры почитания новомучеников и, прежде всего, там, где прихожане или братия восстановленных монастырей через голову поколений установили некие личные связи с пострадавшими за веру, почувствовали их как живых людей. Это очень интересное явление. Как правило, именно там рождаются очень хорошие богослужебные тексты, книги о новомучениках. Однако кроме этого, должна быть систематическая, централизованная работа.