Русская линия
Нескучный сад23.05.2008 

Вопросы веры: как победить «любимые» грехи; можно ли пить святую воду не натощак; грех ли жаловаться на погоду? и др.

Есть ли у меня духовная жизнь?

Хожу в храм уже пять лет. Стараюсь молиться, исповедуюсь, причащаюсь. В православной литературе, которую я тоже стараюсь читать, часто пишут, что люди ведут духовную жизнь. А что это такое на самом деле, не очень понятно. Вот я и задумалась: а есть ли у меня духовная жизнь? Как это понять, посоветуйте.
Ира, г. Мытищи, 26 лет

Отвечает священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, завкафедрой догматического богословия ПСТГУ:

— Вспомните первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Нищие — не потому, что не имеют (такие люди называются бедными), но потому, что просят. Они не притворяются, но просто знают, что у них нет духовной жизни, и просят Бога им ее дать. А когда человек начинает замечать в себе духовную жизнь (например, считает себя прозорливым, видит будущее или грехи других людей), чаще всего это оказывается одержимостью. Духовная жизнь у него, действительно, есть, но он не понимает, что источник ее — не Бог, а темные силы. Те же, кто живет подлинной духовной жизнью, с Богом, видят свое несовершенство, но не духовный рост. Это как в полете: если нет воздушных ям и облака ровные, пассажирам кажется, что самолет стоит на месте. В духовной жизни человек тоже может стремительно лететь вперед и не замечать этого.

Если человек хочет стать нищим духом, то есть просить духа у Бога, хорошим духовным руководством для него может быть книга святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

У природы нет плохой погоды?

В последние годы зима в Москве какая-то неправильная, слишком теплая, малоснежная. Я заметил, что мы очень часто ругаем погоду: «Какая гадость на улице! Погода — просто ужас!» и т. п. При этом я где-то слышал, что так говорить — грех. Ведь погода послана Богом. Это правда?
Спасибо, Ф. Демьянов, Москва

Отвечает священник Григорий КОВАЛЕВ, клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе. В 1982 году окончил Московский лесотехнический институт, работал охотоведом под Магаданом на Охотском море:

— Погода — сочетание природных явлений, плохо прослеживаемых материалистически (у нас в лесотехническом был курс метеорологии). А жалуемся мы всегда на кого-то. Так что вне религиозного контекста жалоба на погоду — бессмыслица. Ну, а верующему человеку, чтобы понять, грех ли это, уместно обратиться к другим языкам. Многие из них говорят о погоде так: «Он делает так-то», — например, по-французски «Il fait froi» — «Он делает холод» — в смысле «на улице холодно»; по-итальянски «Fa caldo» — «Он делает жарко» — в смысле «стоит жара» и т. д. То есть во все времена люди понимали погоду как Божие произведение. Сразу становится понятно, на Кого мы жалуемся, сетуя на погоду. И ответ на вопрос, грех ли это, тоже станет очевиден.

Парадоксально, но такой вопрос может возникнуть только у жителей мегаполиса. Когда я работал под Магаданом, мы, бывало, по полгода при свечах сидели. У нас были дизельные электростанции, а солярку не подвозили — самолеты не летали из-за непогоды, баржи не могли пройти через льды. Печку топили… рыбой, потому что дров там не напасешься. Никто не роптал. В экстремальных условиях люди мобилизуются, думают о том, как протянуть. А на погоду ропщут, когда сидят в тепле. В одном из рассказов Фазиль Искандер остроумно написал, что москвичи слушают погоду на завтра с таким интересом, как будто им завтра на охоту или на рыбалку идти.

Климат меняется, и меня тоже не радует, что мои сыновья не могут всю зиму кататься на лыжах, как катались мы в детстве. Но некоторые философы считают, что климат во многом повторяет психофизическое и нравственное состояние общества: учащаются стихии — значит, общество на грани стихийных потрясений, стабильно общество — стабилен и климат. Как и было при советской власти (стабильное общество — необязательно хорошее). Так же считали древние мудрецы. Мне возразят, что ничего такого нет у святых отцов. Но святые отцы вообще не писали о погоде, потому что это не духовный вопрос. Я не вижу в версии взаимосвязи стабильности общества и климата ничего противоречащего христианскому отношению к жизни. По грехам нашим и погода. Так что не жаловаться надо на нее, а стяжать дух мирен. Тогда, по словам преподобного Серафима, тысячи вокруг тебя спасутся, соответственно, изменится и общественный климат.

Как побороть «любимые» грехи?

Я часто унываю оттого, что всю жизнь исповедуюсь в одних и тех же грехах. Как победить такие грехи и что делать, чтобы не унывать, если все-таки они возвращаются?
Большое спасибо! Лидия Алексеевна

Отвечает священник Евгений ЛАЛЕНКОВ, клирик храма Святых Двенадцати Апостолов города Тулы, преподаватель факультета теологии Тульского государственного университета:

— Человеку свойственно повторять грехи, в которых он неоднократно исповедовался. Повторяемость — отдельный грех. Христианская жизнь — непрерывная борьба с грехами, недаром святые отцы называли ее духовной бранью. А вот как конкретно бороться с «любимым» грехом, можно посоветовать только после беседы с человеком. Как можно ответить на страницах журнала или по интернету, не зная ни конкретного человека, ни о каком именно грехе идет речь? Также нельзя заочно ответить, как бороться с унынием. По внешним признакам уныние очень трудно отличить от депрессии, это только опытный духовник может при личной беседе с человеком. При депрессии человек нуждается не только в духовной, но и в медицинской помощи. Если же речь идет именно об унынии, то с ним надо бороться как с любым другим грехом. Но как врач не пропишет лекарство, не видя больного, так и священник не даст заочный совет по борьбе с унынием.

Как правило, когда люди повторяют одни и те же грехи, причины надо искать глубже, менять весь образ жизни. Бросить курить, к примеру, проще, если заняться спортом. Нездоровый образ жизни никак не стимулирует отказ от многолетней вредной привычки. Тем более необходимо изменить жизнь, когда речь идет о более серьезных, смертных грехах. Например, гневливость часто бывает наследственной, и немудрено, что многие раз за разом в ней исповедуются, а потом продолжают гневаться на домашних, сослуживцев, а некоторые — и на весь мир. Без благодати Божией избавиться от такого «наследства» невозможно, но и рассчитывать только на благодать, надеясь, что после десятой или двадцатой исповеди гнев сам по себе исчезнет, неправильно. Не исчезнет, если непрестанно не раздувать в своем сердце искру любви к себе и ближнему. Надо полюбить себя не как плотского человека, а как образ Божий. И дай Бог нам хотя бы к концу жизни обрести подобие Божие.

«Пием без сомнения святую воду!»

Говорят, святую воду можно пить только натощак? А почему же тогда в некоторых церквях стоят емкость с надписями «Святая вода», а рядом — чашечки и все желающие могут попить? И еще вопрос: сколько дней положено говеть перед причастием и за сколько часов нужно переставать есть перед причастием? Приходилось слышать разные мнения: 6 часов, 8 часов, с полуночи, с наступления темноты.
Спасибо, Петр, г. Калуга

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

— Действительно, есть такой благочестивый обычай — утром съесть кусочек просфоры и выпить святой (крещенской или освященной на водосвятном молебне) воды. И я тоже, когда не служу литургию, утром съедаю кусочек, правда, не просфоры, а антидора и запиваю крещенской водой. Так меня научила старушка монахиня, когда я только пришел в Церковь 30 лет назад и стал алтарником в храме, при котором она жила и несла послушание. Однако съедать натощак просфорку со святой водой — это только благочестивый обычай, а не общецерковное правило и тем более не заповедь Божия. В «Типиконе» же в статье на праздник Крещения Господня прямо сказано: «Известно же бyди всем о святей воде, яко нецыи сyть отлучaюще себе от святыя воды вкушeния рaди, не добре творят, ибо благодaти рaди Божия дана бысть на освящение миру и всeй твaри… Очищении же от сих, пием без сомнения сию святую воду». То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя. Как же правильно? По сложившейся традиции крещенскую воду обычно пьют натощак. Однако и в употреблении святой воды, и во всем подобном нужно руководствоваться послушанием. Если человек живет в монастыре, пусть слушается монастырское начальство. Если имеет духовного отца, пусть все делает с его благословения. В семье младшие пусть слушаются старших. А старшие, если они обязаны устанавливать правила, пусть делают это с рассуждением, с молитвой и — если нужно — с советом более опытных. И никто не должен никому навязывать своей воли и своих обычаев.

То же самое и по второму вопросу. Есть духовный отец — спроси у него. Только не беги сразу навязывать своим знакомым полученное благословение. Принадлежишь к какому-либо церковному сообществу (монастырь, приход, православная семья) — следуй действующим в нем правилам и обычаям и будь в мире. Некого послушаться — держись средней меры по своему разумению и моли Бога, чтобы Он сам все устроил и твои ошибки исправил. Главное — не сводить духовную жизнь к правилам и спорам о правилах, ведь «…Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

http://www.nsad.ru/index.php?issue=46§ion=10 018&article=927


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика