Русская линия
РПМонитор Роман Багдасаров21.05.2008 

Швыдкой ушел, но дело его живет?
Заметки с 12-й ярмарки современного искусства «АРТ МОСКВА» (часть 1)

МЕСТО ДЛЯ ПЛЕВКА В ЗАКОН

Как известно, «современное искусство» совершенно не обязательно должно быть прекрасным. Оно, как предельно доходчиво разъяснил нам в свое время директор только что расформированного ФАККа (Федерального агентства по культуре и кинемотографии) Михаил Швыдкой, вообще никому ничем не обязано. Да и «искусством» зовется по соображениям коммерции, а также из опасения, чтобы его не назвали чем-нибудь более подходящим, но менее приличным. Впрочем, на 12-й международной художественной ярмарке «Арт-Москва» все слова были сказаны, все песни спеты.

В день открытия Галереей М&Ю Гельманов, чьи владельцы фактически руководили экспертным советом ярмарки, был организован специальный перформанс. Оные эксперты держали в руках плакаты, дававшие контемпорари-арту определения, состоящие из непечатных выражений. Мат, за который штрафуют, если написать его на заборе, безо всяких купюр присутствовал и в живом исполнении «поэта» Алексея Плуцера-Сарно.

После выставки в Сахаровском центре, где, по крайней мере, наличествовало издевательское предупреждение, устроители 12-й «Арт-Москвы» сочли пустой формальностью извещать посетителей о нецензурщине. Ни в релизах, ни на пригласительных, ни на проходе к экспозиции никаких предупреждений размещено не было. Пора бы зарубить себе на носу, словно обращаются к посетителям члены экспертного совета, если вы пришли на выставку, где имеет место «современное искусство», знайте, что там вы почти наверняка столкнетесь с самыми разными нарушениями правовой сферы. Территория contemporary art — место, где закон может быть попран в любой момент.

Ошибочно полагать акцию, санкционированную бывшим политтехнологом и заместителем гендиректора ОРТ Маратом Гельманом, примитивным хулиганством. Ключевая роль в «саморазоблачении» российского контемпорари отводилась Плуцеру-Сарно, который в феврале участвовал в акции с публичным совокуплением в Биологическом музее, направленной «в поддержку наследника медвежонка». Матерные эпитеты, которыми пользователи Livejournal наградили участников акции, были замешаны Плуцером-Сарно в единый текст, который он декламировал и из которого были нарезаны слоганы на плакатах.

В чем состоит мессидж данной акции? Ее прямыми адресатами, без сомнения, являются арт-менеджеры, основные действующие лица ярмарки. Издевательство над действующим законодательством (а подчас его нарушение) является признанным брэндом Галереи Гельманов, начиная с 1990-х. Перечисление всех хулиганств, которые выдаются ее владельцами за «современное искусство» заняло бы слишком много места. Теперь весь этот набор получает качество канона. «Те из вас, — как бы обращается к арт-дилерам Гельман, — кто хочет заниматься современным искусством, должны относиться к действующему законодательству как к объекту насмешек. Тогда вы достигнете моего уровня успешности, получите авторитетность в области современного искусства». «Трудный подросток» эпохи правового нигилизма, Гельман не замечает, что она давно миновала и упрямо требует «продолжения банкета».

По странному стечению обстоятельств, акция была совершена ровно через неделю после инаугурации Президента России Дмитрия Медведева, в чьих высказываниях неоднократно проводится мысль о «верховенстве закона» как стержня правового государства. «Этот закон писан не для меня, — сигнализирует Гельман через свои лозунги. — Современному искусству можно все, и никто не смеет испортить нам праздник. А где начинается и где заканчивается территория контемпорари-арт — определяю в этой стране я».

О чем это говорит? Не о том ли, что «таким уровнем пренебрежения к праву не может похвастаться ни одна европейская страна», как грустно констатировал Медведев, еще будучи кандидатом в президенты.

ЛОТЕРЕЙНЫЕ НОМЕРА

Конечно (и нам уже неоднократно приходилось указывать на это), то, что определенная часть арт-тусовки упорно именует «современным искусством», и современное искусство как таковое — разные вещи. В английском есть четкое разделение: Modern Art, как искусство всей совокупности ныне живущих художников, и Contemporary Art как специфическое направление, еще недавно называвшееся «актуальным».

Самый точный по смыслу перевод contemporary, это «сиюминутное», то есть теряющее ценность вне определенного контекста. Скажем, изображение на лотерейном билете можно оценивать с точки зрения композиции, колористики, стиля и других критериев «обычного» искусства. А вот номер под нашлепкой, относится, если можно так сказать, к области контемпорари, скоропреходящей. Художественная значимость лотерейного билета никуда не денется и после розыгрыша призов. С номером совсем другое дело.

В этом плане следует хорошо понимать психологию коллекционеров контемпорари. Они мечтают о выигрышных номерах. Загвоздка в том, что после вручения приза номер автоматически теряет свою ценность. Поэтому «произведением» контемпорари-искусства можно по-настоящему наслаждаться лишь накануне и в момент приобретения. Далее остается бесконечно вспоминать об имевшей место актуальности трофея, рассказывать о нем друзьям и потомкам. Ведь без дополнительного разъяснения ценность «произведения» контемпорари редко бывает очевидна. В лучшем случае останется упоминание в искусствоведческих святцах. Но это уже, согласитесь, нечто иное, чем удовольствие, получаемое непосредственно от созерцания самого произведения…

КУЛИК БОЛЬШЕ НЕ ЛАЕТ

Вот почему контемпорари-художник может не знать анатомии, плохо владеть композицией, быть слабым рисовальщиком, колористом или знатоком символики. В принципе, лучше, когда он почти ничего не умеет. Отсутствие художественного таланта помогает сконцентрироваться на основной задаче — привлечении внимания. Существует даже спецпособие «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта», которое, кстати, продавалось на одном из стендов ярмарки.

В российском контемпорари внимание привлекают двумя испытанными способами: аттрактивностью и провокацией. Поскольку тон в галереях задает сейчас поколение бэби-бума (1946−1965), для коих верхом привлекательности остается сексуальная оболочка, то долго останавливаться на этом способе не стоит. Тут все понятно без комментариев.

Другим методом завоевания аудитории является провокативность. Необходимо найти правильный «крючок», который заглотит «рыбка» зрительского внимания. Для успеха провокации необходимо какое-то устойчивое свойство аудитории. К такому роду относятся провокации направленные против ценностей: религиозных, нравственных, социальных. В отличие от советского искусства, все-таки участвовавшего в созидании культурных ценностей, российское контемпорари способно лишь паразитировать на них.

Поскольку социокультурная рефлексия слаборазвита (об этом свидетельствуют хотя бы открытые правонарушения на 12-й «Арт-Москве»), то арт-провокаторы (см. выше) привыкли обращаться не столько к российскому обществу, сколько к западному «общественному мнению». Провоцируя естественное возмущение людей, чтущих закон, заботящихся о нравственности или обладающих религиозными убеждениями, «художники» выставляют себя борцами за «свободу». В большинстве случаев этим вольнолюбцам глубоко безразличны чувства и нравственное состояние остальных людей, они открыто, по-хамски их попирают.

На 12-й «Арт-Москве» было с избытком работ, обнимающих весь спектр провокативности: от грубого кощунства до завуалированного интеллектуального издевательства. Именно это окончательно выявило настроение, выраженное одним из коллекционеров: «Мне интересно современное искусство, а не лысеющие подонки».

По той же причине широко разрекламированный фильм про Олега Кулика «Вызов и провокация» не вызвал ожидаемого резонанса. Вот если бы «человекопес» тряхнул стариной и облаял пришедшую на вернисаж Ксению Собчак, у всех бы в душе соловьи запели. Однако похожему на солиста ZZ-Top Олегу Кулику теперь этого по чину не полагается. После прошлогодней выставки «Верю» «самого знаменитого российского акциониста» резко потянуло на религию: задним числом он ищет мистического бэкграунда для своих прошлых выходкок. Только вот не решил п0ока, на чем остановиться: то ли на тантре, то ли на юродстве. Впрочем, на чем конкретно — неважно, главное другое — теперь лающим Кулика можно видеть только на видео. А это уже не столь актуально.

(Продолжение следует)

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=9431


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика