Русская линия
Нескучный сад Джей Майкл Уолкер14.05.2008 

«Все святые Города ангелов»

В первую среду августа 1769 года отряд испанцев в кожаных доспехах остановился на привал во владениях индейского племени Тонгва. Среди тридцати вооруженных всадников находился францисканский миссионер Хуан Креспи. Считается, что именно Креспи дал первое христианское название этому местечку — El Pueblo de Nuestra Senora la Reina de los Angeles (селение Девы Марии, царицы ангелов).

Капеллан этим не ограничился. Благодаря ему ближайшая речка была названа в память о защитнике веры святом Дионисии Ареопагите. Озеро — в честь святого Элма, покровителя моряков (известного в православной традиции как святого Еразма, исповедника Формийского). Ближайшие болотистые низины получили имя католической святой Елизаветы Венгерской, небесной помощницы обездоленных.

Почти два с половиной века спустя Лос-Анджелес превратился в огромный мегаполис с 17 миллионами жителей. В нем насчитывается более ста улиц, названных в честь христианских святых.

Калифорнийский художник Джей Майкл Уолкер (J. Michael Walker) в поисках вдохновения обошел каждую из них. Итогом его семилетней работы стали выставка «Все святые Города Ангелов» в одном из центральных выставочных залов Лос-Анджелеса и одноименная книжка. Джей Майкл — скромный провинциальный художник. Тем и интересен. В его картинах краеведческие детали, житейские истории современных калифорнийцев переплетаются с церковными образами. Каким-то удивительным способом совершенно невоцерковлённый американский живописец заставляет нас задуматься: как можно жить по вере в 21-м веке? Об этом с ним побеседовал корреспондент «Нескучного Сада» Алексей Черкасов.

— Как возникла идея проекта «Все святые Города Ангелов»?

— Однажды я искал нужную городскую улицу в книжке-путеводителе. Улица называлась на букву «С». Я был просто потрясен, как много святых названий на карте — Санта-Моника, Сан-Педро, Сант-Эндрю… Мне удалось насчитать 103 имени! Известно, что испанские первооткрыватели и мексиканские поселенцы называли места в честь святых. Они надеялись, что небесные покровители не оставят без заступничества свои земные уделы. Что же происходит там сегодня? Мне показалось интересной идея одновременно исследовать жития святых и названные их именами улицы.

— Вас кто-то поддерживал все эти семь лет?

— В первую очередь моя жена! Кроме того, я получил несколько небольших грантов от лос-анджелесской мэрии и один маленький грант от калифорнийского совета по гуманитарным исследованиям. Все остальное время я работал сам по себе. Мне удалось продать несколько картин. У жены, которая верит в мое творчество, есть постоянная работа. Так у нас получилась хорошая команда!

— А сами вы верите во святых?

— Должен сознаться, мне очень трудно сказать «я верю во что-то». В такой фразе для меня мало смысла. Однако у меня есть сильное чувство духовности и морали. Я постоянно ощущал участие святых в своей работе. Порой казалось, что они сами управляют всем и заставляют меня рассказать их истории наилучшим способом. Знаете, во время написания картин и книги я понял реальность святых. Даже научился понимать их разные характеры и идеи о происходящем вокруг.

— Что вас увлекало больше всего: жития, краеведение, современники?

— Самая интересная часть — это открытия новых переплетений в истории наших улиц и преданий о жизни святых. Например, городские бомжи постоянно собираются на Сан-Джулиан Стрит. А святой Джулиан сам многие годы был нищим скитальцем. Потом он основал приют для странников. Такие истории дают удивительную возможность говорить о проблемых бездомных, о гуманности к бедным и о святости такой помощи людям.

— Как католическая Церковь отнеслась к вашей затее? Кощунством не сочли? Ведь Ваша манера письма не очень-то канонична.

— Мне не хотелось, чтобы люди считали мою задумку «официальным» проектом. Поэтому я не обращался за поддержкой к Церкви. Наоборот, хотелось, чтобы мое искусство было понятно людям разного происхождения и культурных традиций. Тем не менее, многие воцерковленные верующие смогли увидеть в моих работах нечто такое, что по-особому говорит о христианской духовности и «очеловечивает» церковные идеи. Лос-Анджелесская епархия заинтересовалась моими картинами. Мне предложили устроить выставку в кафедральном соборе. В их книжном магазине продается моя книга.

— Довелось ли вам исследовать традиционные иконы? Почему, например, Сан-Моритц святой Маврикий в православном месяцеслове) изображен черным?

— Научные исследования просто необходимы для проекта такого масштаба. Я зарывался в энциклопедические справочники о жизни православных и неправославных святых. Что касается святого Моритца, то он был родом из Северной Африки. Моритц или Маврикий был командиром Фивского легиона. Он принял мученическую смерть на территории современной Швейцарии. Существует много научных работ об этом святом. Они описывают изменения портретных традиций в течение веков. Сперва его рисовали европейцем с темной кожей, потом африканцем с белой кожей. Наконец во времена Ренессанса его изображения исчезают. Художники Возрождения не могли соотнести реальные черты святого с их узкими евроцентричными понятиями о красоте и чистоте. Это мне показалось очень интересным, и поэтому я выбрал своего знакомого чернокожего танцора прототипом для портрета Сан-Моритца.

— Точно, ваши святые очень похожи на обычных современных калифорнийцев. Взять хотя бы портрет святого Исидора. Именно так я представляю себе фермера-латинос…

— Если заняться историей иконографии, начиная с периода готики, то художники всегда старались изображать святые понятия через лица своих современников. Возможно, православная традиция следовала особым путем. Но на Западе дела обстояли именно так. В современном мире, особенно в Лос-Анджелесе и в других крупных городах, встречаются люди со всех уголков мира. Отсюда богатейшая возможность для выбора прототипов. Среди моих моделей: двое танцоров, медбрат, бомжи, матери заключенных, актриса…

— Знают ли жители улиц историю «своих» святых?

— Этот вопрос стал одной из причин для моего проекта. Сегодня почти никто ничего не знает о жизни святых, особенно о святых, на чьих улицах люди живут, работают или проезжают каждый день. Для многих это просто ничего не значащие названия. Люди были удивлены и воодушевлены глубиной новых понятий, которые они обретали после посещения выставки.

— А у вас есть любимый святой?

— Думаю, что Мария Египетская. Хотя ее изображения нет среди моих работ. Из лос-анджелесских святых мне ближе всего Святой Исидор Труженик, покровитель садовников и разнорабочих. «Его» улица находится в очень богатой части города. Когда я посещаю проезд Сан-Исидро, то постоянно вижу наемных тружеников, проживающих жизнь своего святого на его улице. Один из них и позировал для портрета святого Исидора. Этот удивительный момент мне надолго запомнится. Святой Исидор напоминает нам: тысячи и тысячи бедных людей тяжко работают, но получают взамен мизерную плату. Если мы хотим быть достойными людьми, то нам нельзя забывать о бедах и нуждах трудящихся в поте лица.

— «Все святые Города Ангелов» стали вашим первым обращением к христианской теме?

— Нет, в течение многих лет я писал картины на духовные темы. У меня есть целый цикл работ, посвященных Гваделупской иконе Божией Матери. Богородица изображена на них в виде реальной индейской женщины из Мексики. Она совершает все те дела, которыми женщины удерживают мир в целости.

— Надеюсь, мы еще станем свидетелями ваших новых и интересных арт-проектов.

— У меня есть много нереализованных идей. Надеюсь, ни одна из них не потребует семи лет работы… Поживём-увидим. Кстати, я недавно узнал, что Лос-Анджелес и Санкт-Петербург — это города-побратимы. Организаторы моей выставки намекают, что есть шанс привезти её в Россию.

— Это было бы просто замечательно! Спасибо вам и до новых открытий окружающего мира!

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10&article=916


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика